Закон о переименовании населенных пунктов

Имя по выбору

Кто назвал деревню Гадюкино так душевно и что надо предпринять, чтобы поменять имя родного населенного пункта на более благозвучное? Правила присвоения имен городам и весям, рекам и озерам прописаны в Законе «О наименованиях географических объектов». Он действует уже больше десяти лет. А сегодня «Российская газета» публикует поправки в этот закон, которые подписал глава государства.

Что же необычного и интересного в новом законе, с точки зрения рядового обывателя? А то, например, что теперь речные порты тоже включены в перечень географических объектов. Документ уточняет порядок присвоения наименований и переименования географических объектов, который распространяется на территорию континентального шельфа, исключительной экономической зоны России, а также ее внутренние воды и территориальные моря.

Алгоритм действий при переименовании таков. Предложения о присвоении наименований направляются в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области наименований географических объектов.

Так будут получать свои имена не только города, но и железнодорожные станции, морские и речные порты, аэропорты, острова и другие географические объекты внутренних вод и территориального моря, а также континентального шельфа и исключительной экономической зоны России. Сюда же относятся географические объекты, открытые или выделенные российскими исследователями в пределах открытого моря и Антарктики.

А если в двух соседних районах разные населенные пункты называются одинаково? Чтобы этого не случилось, при определении территории, на которой не допускается присвоение одного и того же наименования нескольким однородным географическим объектам, термин «территориальное образование» заменен на «административно-территориальное образование (административно-территориальная единица)».

Но вернемся в деревню Гадюкино. Как переименовать населенный пункт и сколько это стоит? Присвоение имени — дорогое удовольствие. Об этом говорят примеры городов и поселков, которым вернули или пытались вернуть исторические имена. Так, в 1990-х годах бурно обсуждался вопрос о переименовании города Краснодара в Екатеринодар. Вопрос даже был вынесен на референдум. Но свыше 70 процентов горожан сказали — «нет». А местные власти подсчитали: смена вывесок будет стоить приблизительно 70 миллионов рублей. Кстати, схемы финансового обоснования переименования Федеральный закон «О наименованиях географических объектов» не предлагает.

Но раскошелиться придется. Начиная от изготовления новых печатей и до расходов на проведение референдума о согласии горожан менять название. Кстати, референдум по расходам сопоставим с выборами.

Город Спасск Пензенской области был переименован в 2006 году. До этого он назывался Беднодемьяновском. На возвращение старого имени Спасску с населением в 8,5 тысячи человек Пензенская область потратила 298 тысяч рублей. Город Бирюч с населением в 8 тысяч человек обошелся Белгородской области в 406 тысяч рублей.

По Закону «О наименованиях географических объектов» предложения такого рода могут вносить федеральная или местная власть, общественные объединения, предприятия и фирмы, даже просто отдельные граждане России.

Предложение оформляется как нормативный правовой акт, а к нему полагается пояснение, в котором надо обосновать, зачем менять название. Ну и обязательно надо приложить расчеты затрат. Все это направляется в местное Законодательное собрание. Оно проведет экспертизу всех расчетов. И в случае одобрения предложение выносится на суд горожан.

В небольших населенных пунктах можно ограничиться простыми сходами, о которых сообщается в газетах. Краевой центр ждет референдум. Референдум признается состоявшимся, если в нем приняло участие более половины горожан.

Если пришло более половины и из них большинство проголосовало «за», предложение о смене названия города отправляется в Госдуму, где принимается закон о переименовании. Последнюю подпись в деле переименования ставит президент страны.

Для чего нужно было поправлять действующий закон? Документ уточняет понятие «географический объект» и вводит новое понятие «нормализованное наименование географического объекта». Это официально установленное наименование географического объекта, написание которого делается на русском языке и на других языках народов России.

Федеральным законом определено, что порядок установления нормализованных географических объектов утверждается правительством РФ.

Дума узаконит ликвидацию поселений регионами

Этот шаг вызвал массовые протесты. Против административной реформы в ноябре прошлого года митинговали депутаты муниципальных районов Подмосковья, недовольные упразднением органов исполнительной и представительной власти. Слушания по реформе местных поселений сопровождались стычками с Росгвардией.

В феврале в Москве прошел конгресс МСУ, по итогам которого подмосковные депутаты попросили премьера Дмитрия Медведева и правоохранительные ведомства проверить «многочисленные факты насильственного упразднения органов МСУ муниципальных районов, сельских и городских поселений».

«Закон не предусматривает ликвидацию муниципального района или преобразование его в городской округ, поэтому подмосковные власти придумали обходной путь: сначала присоединяют сельские поселения к городскому поселению, а потом его преобразовывают в городской округ. А муниципальный район подвисает в воздухе», — прокомментировал Максимов.

Преобразования в Подмосковье нарушают права населения на местное самоуправление, считают и в Совете при президенте по правам человека (СПЧ). Об этом сообщил Владимиру Путину зампредседателя СПЧ Евгений Бобров на заседании совета 8 декабря 2016 года. Глава государства пообещал тогда «поработать» над этим вопросом.

Тем не менее в 2015 году Верховный суд признал законным преобразование двух сельских поселений и городского поселения Озеры ​в городской округ.

Упростить управление

Депутат Терентьев объяснил РБК свою инициативу необходимостью оптимизировать бюджетные средства в Подмосковье. «Мы вместе с губернатором увидели, что можно сэкономить на чиновниках», — сказал он. Благодаря этой реформе «будет общий подход по тарифной политике, возможность снизить административные барьеры для бизнеса», считает депутат.

По действующему закону территория России разграничивается между поселениями, которые объединяются в муниципальные районы, а особо крупные поселения становятся городскими округами, объясняет Максимов. Согласно же законопроекту любую территориальную единицу в стране можно сделать городским округом, то есть перейти от двухуровневой системы к одноуровневой.

Всем муниципальным районам пытаются придать статус городских округов, чтобы упразднить поселения и упростить управление. Сельские власти могут мешать властям региона реализовывать градостроительные идеи, препятствовать решать вопросы, связанные с землепользованием, на что сейчас требуется согласие поселения, заявил РБК политолог Александр Кынев.

Фото: Дмитрий Феоктистов / ТАСС

Тотальная деградация поселений

Населенные пункты, как показывает практика, при отсутствии самоуправленческого начала деградируют и исчезают, заявил собеседник РБК в комитете по МСУ. По его словам, законопроект приведет к тотальной деградации поселенческого звена на территории всей страны.

«Ликвидировать в густонаселенной Московской области поселенческое звено — это нонсенс, если мы говорим о развитии местного самоуправления. Это не вклеивается ни в какую парадигму, это просто субъективное желание губернатора, ему так легче управляться со своими делами, и из-за этого корежится закон. Ему надо все снести, чтобы легче застраивать было», — сказал собеседник РБК.

Против этой реформы протестуют люди самых разных взглядов и партий, под удар поставлено местное самоуправление как таковое, накануне президентских выборов федеральной власти такие скандалы не нужны, считает Кынев.

«Через заднюю калитку»

Свои поправки Терентьев внес ко второму чтению законопроекта об отмене прямого голосования населения при решении об изменении статусов городских и сельских поселений. Этот проект был внесен правительством еще весной 2015 года, принят в ​первом чтении летом того же года, после чего Дума не возвращалась к нему.

Коренное изменение территориальных основ местного самоуправления вносят «через заднюю калитку», заметил собеседник РБК в Думе, хотя реформа МСУ 2014 года «серьезно обсуждалась» в обществе, напомнил он.

Председатель комитета Госдумы по МСУ Алексей Диденко (ЛДПР) согласен, что законопроект может «удалить механизм местного самоуправления от населения» и народу станет сложнее защищать свои интересы. По его словам, инициатива противоречит словам президента в послании 2013 года о том, что «местная власть должна быть устроена так, чтобы любой гражданин мог дотянуться до нее рукой».

Решение по поддержке поправок будет приниматься членами комитета, большинство которых единороссы, в марте, сказал РБК Диденко. Поправки будут поддержаны комитетом, сообщили РБК два собеседника в Думе.

Как отбирали полномочия у местных властей

В декабре 2013 года в послании Федеральному собранию президент Путин попросил уточнить общие принципы организации местного самоуправления. По его словам, объем ответственности и ресурсы муниципалитетов не сбалансированы, «отсюда часто неразбериха с полномочиями».

В мае 2014 года был принят закон о реформе МСУ. Регионы получили право отбирать у местного самоуправления большую часть полномочий в решении хозяйственных проблем.

В изначальной версии законопроекта предполагалось отменить прямые выборы мэров крупных городов и депутатов городских дум. В итоговой версии было прописано, что главы муниципальных образований любого уровня могут быть либо избранными на прямых выборах, либо назначенными из числа депутатов. В первом случае глава МО может самостоятельно возглавить администрацию (в случае с городом — сам стать сити-менеджером). Во втором случае глава МО становится председателем представительного органа.

У регионального заксобрания появилось право разделять города на внутригородские муниципальные образования. Для этого было введено два новых вида муниципальных образований: городской округ с внутригородским делением (ГОВД) и внутригородской район.

Депутаты первого уровня (городских и сельских поселений) выбираются на прямых выборах. Депутаты второго уровня (муниципальных районов и ГОВД) либо избираются на выборах, либо делегируются из глав поселений и депутатов первого уровня в случае муниципальных районов, либо только из депутатов первого уровня (в случае ГОВД). Схема избрания депутатов также будет определяться региональным законом.

В феврале 2015 года были введены два других способа избрания главы муниципального образования. Первый позволяет главе муниципалитета, избранному д​умой муниципального образования из своего состава, возглавить местную администрацию. Его полномочия депутата при этом прекращаются. Второй способ позволяет возглавить местную администрацию чиновнику, выбранному депутатами из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией. Это позволило сити-менеджерам становиться единовластными градоначальниками.​​

Основания для ликвидации образовательного учреждения, особенности и порядок его закрытия

Особенности ликвидации образовательного учреждения определяются их особым правовым статусом. Такие учреждения образуются в формате некоммерческой организации и обладают высокой социальной значимостью. Поэтому их закрытие должно быть мотивировано и предварительно оценено, с точки зрения последствий для общества.

Правовое регулирование

Ликвидация образовательной организации предполагает ее полное закрытие без правопреемства и реорганизации в другое учреждение. Государственные или частные образовательные учреждения могут быть ликвидированы на основании:

  • ст. 61, 65 Гражданского кодекса;
  • ст. 22 273-ФЗ «Об образовании»;
  • ФЗ «О НКО»;
  • международных договоров;
  • иных специализированных нормативно-правовых актов.

Согласно п. 1 ст. 22 273-ФЗ, образовательное учреждение имеет форму НКО. Организация может иметь государственную, муниципальную или частную формы собственности. Согласно ст. 10 273-ФЗ, образовательная организация подлежит ликвидации в порядке, установленном гражданским правом с учетом некоторых особенностей данного типа учреждения.

Основания

Образовательная организация может быть ликвидирована по причине истечения срока ее создания или достижения целевого ориентира ее учреждения.

Решение о ликвидации образовательного учреждения принимает ее учредитель или тот орган, который наделен полномочиями на это. Именно письменное официальное решение о ликвидации будет являться основанием для закрытия образовательного учреждения.

Если принимается решение о ликвидации государственного образовательного учреждения, то должен быть издан специальный акт органа федеральной власти или органа субъекта РФ, который являлся учредителем бюджетной организации. Когда закрывается муниципальное образовательное учреждение, то решение о ликвидации принимает уполномоченный орган муниципального района или городского округа.

Решение об упразднении федерального органа исполнительной власти обычно сопровождается подготовкой пояснительной записки. В ней приводится обоснование целесообразности ликвидационных действий.

В случае если ликвидируется частная образовательная организация, то решение принимается собственниками.

Выше перечислены основания для добровольной ликвидации учреждения именно по решению собственников. Тогда как, помимо такой формы закрытия учреждения, различают еще принудительный формат прекращения деятельности по решению судебной инстанции. Основания для принудительной ликвидации содержатся в ст. 61 Гражданского кодекса. Такое решение может быть принято при обнаружении противоправной деятельности в работе образовательной организации, при неисполнении ею законных предписаний контролирующих инстанций, при несоответствии целей создания некоммерческой организации ее реальным действиям, при отзыве лицензии на осуществление образовательной деятельности и пр.

Наиболее частой причиной для закрытия образовательного учреждения в принудительном порядке по иску контролирующих инстанций является отсутствие у него лицензии на занятие подобного рода деятельностью.

Исковое заявление в суд о ликвидации может поступить от органа государственного или местного самоуправления.

Порядок ликвидации

Порядок упразднения образовательной организации предполагает прохождение следующих этапов:

  1. Издается Постановление о закрытии образовательного учреждения, и создается комиссия, которая уполномочена на проведение ликвидации. Комиссия должна быть создана не позднее 10 дней после принятия решения о ликвидации. К ней переходят все руководящие функции.
  2. Передача документов в налоговую инспекцию о ликвидации в течение 3 дней после издания Постановления о закрытии (для этого применяется утвержденная форма Р15001).
  3. Определение сроков для предъявления требований кредиторами. Сроки могут быть произвольными по решению ликвидационной комиссии, но не менее 2 месяцев по требованиям гражданского законодательства.
  4. Комиссия самостоятельно уведомляет всех известных кредиторов о предстоящем закрытии.
  5. Уведомление сотрудников о предстоящем сокращении с работы по причине ликвидации.
  6. Публикация в открытых источниках («Вестнике государственной регистрации») сведений о предстоящей ликвидации, порядке и сроках предъявления требований.
  7. Комиссия осуществляет подготовку и утверждение ликвидационного баланса. На подготовку промежуточного ликвидационного баланса с учетом долговых требований кредиторов отводится 10 дней после окончания периода для предъявления требований. В промежуточный баланс включаются сведения о принадлежащих активах и долгах, претензии кредиторов и результаты рассмотрения заявок. На указанном этапе ликвидационной комиссии также нужно взыскать дебиторскую задолженность и свериться с налоговой службой.
  8. Производятся расчеты с кредиторами. Первоначально долги погашаются из собственных средств учреждения, а затем организация приступает к расчетам за счет продажи принадлежащего ей имущества.
  9. Увольнение сотрудников и выплаты в их пользу.
  10. Формирование окончательного ликвидационного баланса.
  11. Подача документов в налоговую инспекцию.
  12. Внесение отметки в ЕГРЮЛ. С момента внесения такой записи образовательное учреждение считается полностью прекратившим свою деятельность.

Необходимые документы

Помимо общего комплекта документов, которые требуется подготовить всеми организациями перед закрытием, при ликвидации образовательного учреждения нужно составить:

  1. Положительное заключение комиссии о последствиях решения о закрытии учреждения, принятого федеральными или региональными органами власти.
  2. Документ, подтверждающий учет мнения жителей сельского поселения при ликвидации сельской школы или иного муниципального учреждения. Также при закрытии сельского учреждения требуется обосновать необходимость закрытия. Например, из-за отсутствия педагогического состава, учеников или недостаточности финансирования.

Критерии для оценки последствий от закрытия образовательного учреждения должны определяться Правительством. Обычно оцениваются социальные, экономические и педагогические риски закрытия и возможные пути для минимизации негативных последствий. В комиссию, которая выносит свой вердикт, входят представители заинтересованных инстанций, в частности, представители Министерства образования.

Постановление было утверждено в 2014 году за №84 «Об утверждении Правил проведения оценки последствий принятия решения о реорганизации или ликвидации… образовательной организации…». Согласно данным Правилам, комиссия должна учесть возможность обеспечения получения образования на должном уровне после закрытия детского сада, школы или иного образовательного учреждения на уровне ФГОС и завершения обучения учениками этой школы.

Значимость указанных критериев может варьироваться с учетом отраслевой особенности деятельности. Примером отраслевого стандарта может являться Приказ Минсельхоза от 2014 года №275 «Об утверждении значений критериев проведения оценки…». Они используются при проведении оценки ликвидации образовательных учреждений, которые находятся в подчинении Министерства сельского хозяйства.

Особые правила ликвидации муниципальной школы или иного сельского учреждения образования связаны с государственным приоритетом по сохранению малокомплектных школ в селах и созданию благоприятных условий для проживания в российских селах.

С учетом положений ФЗ-131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» учет мнения сельского поселения по вопросам ликвидации местной школы может проводиться в формах:

  • местного референдума;
  • схода граждан;
  • собрания граждан;
  • опроса граждан;
  • обращения граждан;
  • в иных формах непосредственного обращения граждан к местным властям.

Муниципальные органы власти вправе принимать локальные нормативно-правовые акты, которые регламентируют порядок учета мнения граждан по вопросу ликвидации местных школ.

При закрытии частного образовательного учреждения никакие дополнительные документы в виде обоснования, экспертного заключения не требуются. Достаточно только решения владельца.

Сроки проведения

Сроки ликвидации образовательного учреждения определяются в индивидуальном порядке.

Если у организации были долги, то процедура может занять до года, тогда как при их отсутствии она проводится в течение полугода. Минимальные сроки для ликвидации образовательного учреждения составляют 2 месяца: именно столько отводится на учет требований кредиторов к учреждению.

Таким образом, как и любая НКО, образовательное учреждение может быть закрыто на добровольной и принудительной основе. Ликвидация образовательного учреждения означает его полное закрытие без передачи прав и обязанностей к другой организации, после чего оно полностью прекращает существование. Инициаторами ликвидации могут стать Правительство или муниципальные власти для федеральных и муниципальных бюджетных организаций или собственник – для частного учреждения. Особенностью процедуры ликвидации образовательного учреждения бюджетного типа является необходимость экспертизы социальных последствий принятия решения о закрытии учреждений. Обязательным элементом закрытия сельской образовательной организации является учет мнения всех жителей поселения.

Светлана Асадова Эксперт в сфере права и финансов Подпишитесь на нас в «Яндекс Дзен»

Ликвидация муниципальных управлений

Понятие и виды муниципальных образований

Определение 1

Муниципальное образование – это комплексное понятие, обозначающее территорию, на которой осуществляется муниципальное управление.

Выделение муниципальных образований обусловлено реализацией конституционного права отдельных поселений на осуществление местного самоуправления.

Муниципальное поселение отвечает следующим признакам:

  • наличие обособленной территории с установленными границами;
  • наделение компендиями формирования местного законодательства и муниципального управления;
  • наличие экономической базы функционирования в форме муниципального бюджета, имущества и учреждений;
  • наличие системы выборных и назначенных органов муниципального управления;
  • наличие организационных документов, определяющих основы деятельности (устав и иные правовые акты муниципального образования);
  • наличие прав на формирование официальных символов, обеспечивающих отражение особенностей и традиций местного развития.

В практике российского муниципального управления выделяется несколько видов муниципальных образований, к числу которых относятся:

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

  • поселения, тип которых определяется целевым предназначением территории (городские и сельские поселения);
  • муниципальные районы, объединяющие несколько небольших поселений;
  • городские округа – муниципальные образования, не входящие в состав муниципального района;
  • внутригородские территории, например, городов федерального значения.

В определенных случаях происходит ликвидация муниципального управления муниципального образования, обусловленная одной из двух причин:

  • во-первых, преобразование муниципального образования;
  • во-вторых, прекращение существования муниципального образования.

Ликвидация муниципального управления, обусловленная преобразованием муниципального образования

Муниципальные образования могут быть подвергнуты преобразованию, основанием для осуществления которого является законодательство субъекта Российской Федерации.

Инициировать процесс преобразования муниципального образования могут следующие субъекты:

  • во-первых, жители муниципального образования;
  • во-вторых, органы муниципального управления муниципального образования;
  • в-третьих, региональные органы власти того субъекта федерации, на территории которого находится муниципальное образование;
  • в-четвертых, государственные органы власти.

Оформление инициативы о преобразовании муниципального образования осуществляется документально – оформляется соответствующее решение.

В том случае, если инициатива о преобразовании исходит от населения, федеральное законодательство требует вынесения этой инициативы на местный референдум.

Преобразование муниципального образования может осуществляться в форме:

  • объединения муниципального образования с другим или другими муниципальными образованиями. В этом случае требуется согласие населения всех участвующих в объединении муниципальных образований. Такое согласие получают посредством проведения голосования или схода населения;
  • объединения поселения и городского округа. В этом случае требуется согласие населения поселения и городского округа. Такое согласие получают посредством выражения мнения об объединении представительных органов этих муниципальных образований. Кроме того, во внимание принимается и мнение представительного органа муниципального района. В случае такого объединения статус муниципального образования утрачивается поселения, а сохраняется за городским округом. Объединение городского округа и городского поселения оказывает влияние на изменение административно-территориального устройства региона;
  • объединение нескольких муниципальных районов без изменения их границ. В этом случае требуется согласие населения муниципальных районов. Такое согласие получают посредством выражения мнения об объединении представительных органов этих муниципальных образований.

Другой формой преобразования муниципальных образований является их разделение, которое ведут к ликвидации муниципального управления разделяемого муниципального образования и созданию муниципального управления новых муниципальных образований. Для осуществления разделения муниципального образования требуется согласие его населения, которое выражается:

  • при разделении такого муниципального образования как поселение посредством его голосования или схода;
  • при разделении такого муниципального образования как муниципальный район посредством выражения мнения представительным органом муниципальной власти.

Преобразование муниципального образования может осуществляться посредством изменения его статуса, например, наделения городского поселения статусом городского округа, либо наоборот.

Для изменения статуса муниципального образования требуется согласие его населения, после получения которого субъект Российской Федерации издает соответствующий закон. Получение мнения населения осуществляется посредством голосования населения.

Замечание 1

При отсутствии согласия населения на изменение статуса муниципального образования такое изменение не осуществляется.

Ликвидация муниципального управления, обусловленная утратой населенности

Очевидной причиной ликвидации муниципального управления является утрата муниципальным образованием такой характеристики как населенность, что обусловлено значением наличия населения для существования объекта муниципального управления.

Соответственно при утрате населения муниципальное образование утрачивает и свой статус.

Законодательство устанавливает минимальные критерии населенности для определенных типов муниципальных образований, например, для труднодоступных местностей такая численность должна составлять не менее 100 человек.