Урок математики в спаренных классах 1 3

Мастер — класс

«Методика проведения спаренных уроков»

Дата: 24.10.2014 год

Учитель I кв. категории МОУ-СОШ с. Писаревка Антипова Валентина Ивановна

Цели: Взаимообмен опытом рационального применения методов обучения в классе –комплекте при проведении спаренных уроков через конкретные приёмы и формы работы в условиях внедрения ФГОС; активный поиск путей роста педагогического мастерства.

Вступление .Уважаемые коллеги, хочется начать нашу работу со слов В.А. Сухомлинского «Становится мастером педагогического труда скорее всего тот, кто почувствовал в себе исследователя». Всех Вас я приглашаю к исследованию и взаимообмену опытом по проблеме «Методика проведения спаренных уроков в классе – комплекте в условиях реализации ФГОС».

В информативной части мастер-класса я предлагаю рассмотреть основные принципы работы учителя в классе-комплекте, остановиться на методах и приёмах, позволяющих решать задачи по формированию универсальных учебных действий (УУД) и достижению предметных, метапредметных и личностных результатов.

В практической части, я попрошу Вас выступить в роли учеников и с помощью технологической карты урока «примерить» и оценить эффективность используемых приёмов и методов работы в условиях класса-комплекта.

И в заключительной части мы проведём рефлексию: обмен мнениями и подведение итогов работы мастер-класса.

  1. Информативная часть.

В соответствии с новым СанПиНом, 2.4.2.2821-10 п. 10.15.,вступившим в действие 01.09.2011 года в малокомплектных сельских образовательных учреждениях в зависимости от конкретных условий, числа обучающихся, их возрастных особенностей допускается формирование классов-комплектов из обучающихся на I ступени образования. Оптимальным при этом является раздельное обучение обучающихся разного возраста I ступени образования. При объединении обучающихся I ступени образования в класс-комплект оптимальным является создание его из двух классов: 1 и 3 классов (1 + 3), 2 и 3 классов (2 + 3), 2 и 4 классов (2 + 4).

При проведении спаренных уроков в классе — комплекте мною выбраны приёмы и формы работы, соответствующие конкретному методу и характерные для малочисленной школы. Они представлены на слайдах презентации «Проблемы организации современного урока в условиях объединённых классов».

1.Понятие малокомплектной школы. Преимущества и недостатки малокомплектной школы.

2.Преимущества малокомплектной школы.

3.Проблемы малокомплектной школы.

4. Решение проблем.

  • Организация самостоятельной деятельности учащихся на уроках.

-Цели самостоятельной работы.

— Условия самостоятельной работы.

— Содержание самостоятельной работы:

  • Использование опорных таблиц.

  • Использование разноуровневых карточек.

  • Использование тестов в начальных классах.

  • Использование ТСО.

  • . Формы организации учебных занятий в классе-комплекте.

— Условия совмещения уроков.

5.Структура урока в классе-комплекте.

6. Технологическая карта уроков математики 1,3 класс.

  1. Практическая часть.

Цели: Знакомство с единицей измерения длины – сантиметром (1 класс).

Знакомство с единицей площади – квадратным сантиметром (3 класс).

Формируемые УУД:

Регулятивные (самоопределение как способность к мобилизации сил и энергии к волевому усилию, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками)).

Познавательные (выполнение действий по установлению причинно-следственных связей, доказательство)

Коммуникативные (адекватное использование речевых средств для решения коммуникативных задач)

Оборудование уроков: 1 класс – полоски – мерки, линейки, печатные тетради, кружки для рефлексии, электронное приложение к уроку, электронная физминутка для глаз, электронная презентация слайдов «Устный счёт 1, 3» компьютер, проектор, экран.

3 класс – модель квадратного сантиметра, цветные прямоугольники, учебники математики 3 кл, электронная презентация слайдов «Устный счёт 1, 3» кружки для рефлексии.

№ этапа/ время

Формируемые УУД

Деятельность учителя в 1 классе

Деятельность обучающихся

1 класса

Деятельность учителя в 3 классе

Деятельность обучающихся 3класса

Организационный момент.

(1мин)

Личностные(самоопределение)

Коммуникативные (планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками)

1.Приветствие.

– Здравствуйте! Повернитесь друг к другу и произнесите слова:

Я умею думать,
Я умею рассуждать,
Что полезно для работы,
То и буду выполнять.
У меня получится,
И у тебя тоже.

– Сегодня вы будете исследователями и совершите новое открытие. Девиз нашего урока вы можете прочитать на доске:

Приветствуют друг друга, учителя, проверяют готовность к уроку.

Читают девиз урока.

1.Приветствие.

-Здравствуйте! Повернитесь друг к другу и произнесите слова:

Я умею думать,
Я умею рассуждать,
Что полезно для работы,
То и буду выполнять.
У меня получится,
И у тебя тоже.

Приветствуют друг друга, учителя, проверяют готовность к уроку.

Читают девиз урока.

Ужасно интересно все то, что неизвестно!

Актуализация опорных знаний.

( 5мин)

Познавательные (осознанное и произвольное построение речевого высказывания, обобщение).

Коммуникативные (адекватное использование речевых средств для решения коммуникативных задач)

Регулятивные.(самоопределение как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию).

Учитель демонстрирует компьютерную презентацию «Устный счёт 1-3 кл. №2»

-Считаем устно.

Синий цвет – задания для 1 класса.

Зелёный цвет – задания для 3 класса.

1.Работа с учителем.

Работают одновременно по слайдам, на которых даны задания для двух классов одновременно.

Отвечают по очереди (1,3 кл).

Выполняют проверку по слайдам.

1.Работа с учителем.

Устный счёт.

Работают одновременно по слайдам, на которых даны задания для двух классов одновременно.

Отвечают по очереди.

Выполняют проверку по слайдам.

Самоопределение к деятельности.

(2 мин)

Познавательные (выбор оснований и критериев для определения площади фигуры)

Коммуникативные (формулирование и аргументация своего мнения в коммуникации)

1.Демонстрирует слайд : Страничка для любознательных «Как люди измеряли».

— Рассмотрите, как люди измеряли длину предметов в прошлом. Какие были мерки?

1. Рассматривают и анализируют меры длины в старину.

2.Выслушивают ответы товарищей.

1.Демонстрирует слайд : Страничка для любознательных «Как люди измеряли».

— Рассмотрите, как люди измеряли длину предметов в прошлом. Какие были мерки?

1. Рассматривают и анализируют меры длины в старину.

2.Выслушивают ответы товарищей.

Работа по теме урока.

(5мин)

(2мин)

Физминутка (1 мин).

3 (мин)

(3 мин)

Физминутка для глаз (2мин)

Регулятивные (самоопределение как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию).

Познавательные (выполнение действий по установлению причинно-следственных связей, доказательство)

Регулятивные.

(Самооценка результатов деятельности, осознание способа нахождения площади, границ применения новых знаний.)

1.Задание для практической работы:

(Учитель раздаёт мерки разной длины и предлагает измерить длину парты.)

— Ребята , а вы можете измерять? Вы можете измерить, например, длину своей парты? Возьмите мерки и измерьте длину своей парты.

Результат запишите на доске.

Работаем в парах.

2. Решение проблемной ситуации.

-Почему ответы вышли разные?

Какая же длина у парты?

Посмотрите и послушайте как измеряли длину отрезков ёж и лиса.

(Учитель включает электронное приложение к уроку.)

Выполняют физминутку.

2.Работа с учителем.

1.Проверка.

— Ребята, вспомните сюжет и сделайте вывод о величине мерки.

-Как называется единая мера для измерения небольших расстояний.

2.Задание: Измерить длину отрезков и записать результат в пустые клеточки рядом с отрезками. Раздаёт памятки. Просит их прочитать.

3. Включает физминутку для глаз.

1.Работа с учителем.

Выполняют практическую работу в парах под руководством учителя:

«Измерение длины парты мерками.»

Фиксируют результаты измерений на доске.

Поиск выхода из проблемы.

2.Самостоятельная работа с электронным приложением к учебнику.

Слушают, смотрят сюжет и делают вывод .

Вспоминают сюжет из приложения и находят решение проблемной ситуации. Вывод: мерки должны быть одинаковой длины.

Знакомятся с названием единицы измерения – сантиметр. Сантиметр – это единая мера для измерения небольших расстояний. Линейка- прибор для измерения длины. На ней у каждого см стоят цифры. Пишут на доске обозначение – см.

3.Самостоятельная работа.

4. Выполняют практическую работу в тетрадях на печатной основе с опорой на памятку. Измеряют длину отрезков с помощью линейки.

Применяют алгоритм измерения длины:

точка 0 — начало отрезка

цифра на конце — результат.

Выполняют физминутку для глаз.

1.Знакомство с новой единицей измерения площади.

– Вы пользовались такой меркой? (показ модели квадратного см)

Задание: изучить мерку, дать ей название.

Проверка: отчет ответственных.

Оценивание: на

листах самооценки определить уровень понимания материала на данном этапе урока.

2.Учитель даёт задание для практической работы:

Найти площадь прямоугольника, используя новую единицу измерения.

Резервный номер: с. 58 № 1.

Проверка: отчет ответственных.

Вывод: результат у всех одинаковый.

Подведение итога работы на данном этапе урока.

Учитель просит вспомнить, чем дети занимались и сформулировать тему урока.

1.Самостоятельная работа.

1.Работают в группах, аргументируют свою точку зрения.

В случае затруднения обращаются к теоретическому материалу учебника с. 58.

2.Работа с учителем.

Делают вывод.

Вывод: Квадратный сантиметр –это площадь квадрата, сторона которого 1 см.

Площадь фигур измеряется квадратным см.

Осуществляют предварительную оценку.

Проводят физминутку.

2.Самостоятельная работа.

Работа в группах.

Выполняют задание: измеряют площадь прямоугольника с помощью квадратных сантиметров.

2.Работа с учителем.

Высказывают свое мнение.

«Мы узнали, что такое кв. см.и научились измерять площадь фигур с помощью кв. см.»

Формулируют тему урока: «Квадратный сантиметр»

Первичное закрепление

(1 кл)

Повторение пройденного

(3 кл)

Регулятивные.

(Самооценка результатов деятельности, осознание способа

нахождения площади, границ применения новых знаний.)

1.Работа с учителем.

1.Построение отрезков заданной длины.

1.Самостоятельная работа по учебнику.

№ 4, 5 с. 58.

Итог

Рефлексия

2. Работа участников мастер-класса в роли обучающихся .

3. Рефлексия и подведение итогов:

— Самоанализ мастер-класса.

— Обмен мнениями.

Приложение.

Самоанализ

мастер-класса по теме: «Методика проведения спаренных уроков в условиях реализации ФГОС».

Учитель I квалификационной категории

МОУ-СОШ с. Писаревка Антипова Валентина Ивановна.

При проведении мастер-класса я не стремилась просто передать знания, а старалась занять позицию консультанта и советника, задействовать участников в процесс, сделать их активными, подключить их воображение, разбудить в них то, что спрятано от них самих, а для себя лично определить пути собственного саморазвития.

Актуальность проблемы спаренных уроков в условиях реализации ФГОС стоит остро и заслуживает пристального внимания.

В информативной части мастер-класса я предложила рассмотреть основные принципы работы учителя в классе-комплекте, остановиться на методах и приёмах, позволяющих решать задачи по формированию универсальных учебных действий (УУД) и достижению предметных, метапредметных и личностных результатов.

В практической части, я попросила участников выступить в роли учеников и с помощью технологической карты урока «примерить» и оценить эффективность используемых приёмов и методов работы в условиях класса-комплекта.

В заключительной части мы спланировали провести рефлексию: обмен мнениями и подведение итогов работы мастер-класса.

Для работы потребовалось следующее оборудование и оформление:

  • для проведения информативной части:

— компьютерная презентация на тему «Проблемы организации современного урока в условиях класса — комплекта».

— раздаточный материал: структура урока в малокомплектной школе, технологическая карта урока математики в условиях класса-комплекта.

  • для проведения практической части: оборудование для уроков:

-1 класс – полоски – мерки, линейки, печатные тетради, кружки для рефлексии, электронное приложение к уроку, электронная физминутка для глаз, электронная презентация слайдов «Устный счёт 1, 3» компьютер, проектор, экран.

— 3 класс – модель квадратного сантиметра, цветные прямоугольники, учебники математики 3 класс, электронная презентация слайдов «Устный счёт 1, 3», разноцветные кружки для рефлексии.

— оформленная к уроку доска.

При проведении мастер-класса внимание участников было постоянно сконцентрировано на заданиях теоретической и практической направленности.

Максимальное вовлечение участников было достигнуто в практической части занятия. Все участники разделились на две группы, выступая в роли учеников 1 и 3 классов, одновременно оценивая и анализируя ситуацию с точки зрения педагога. Используемые мной методы и приёмы формирования УУД при проведении спаренных уроков были понятны и доступны каждому участнику. Творческий подход к проведению этапа актуализации опорных знаний посредством проведения устного счёта одновременно в двух классах, использование технологической карты спаренных уроков, применение электронного приложения к учебнику математики в 1 классе в качестве одного из видов самостоятельной работы обучающихся, подбор заданий практической направленности , чередование работы под руководством учителя и самостоятельной работы обучающихся для достижения предметных, метапредметных и личностных результатов спаренного урока вызвали искренний интерес аудитории и побудили каждого участника высказать своё мнение, поделиться собственным опытом, дать совет. Рефлексивная деятельность участников семинара проходила в атмосфере открытости, доброжелательности, сотворчества.

Я достигла своей цели и ощутила удовлетворение от полученных результатов. Поле деятельности в поиске путей саморазвития заметно расширилось.

Приложение 3. Гигиенические рекомендации к расписанию уроков

Информация об изменениях:

Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 24 ноября 2015 г. N 81 в приложение внесены изменения

См. текст приложения в предыдущей редакции

Приложение 3
к СанПиН 2.4.2.2821-10

Гигиенические рекомендации к расписанию уроков

С изменениями и дополнениями от:

24 ноября 2015 г.

Современными научными исследованиями установлено, что биоритмологический оптимум умственной работоспособности у детей школьного возраста приходится на интервал 10 — 12 часов. В эти часы отмечается наибольшая эффективность усвоения материала при наименьших психофизиологических затратах организма.

Поэтому в расписании уроков для обучающихся начального общего образования основные предметы должны проводиться на 2 — 3-х уроках, а для обучающихся основного общего и среднего общего образования — на 2-х, 3-х, 4-х уроках.

Неодинакова умственная работоспособность обучающихся в разные дни учебной недели. Ее уровень нарастает к середине недели и остается низким в начале (понедельник) и в конце (пятница) недели.

Поэтому распределение учебной нагрузки в течение недели строится таким образом, чтобы наибольший ее объем приходился на вторник и (или) среду. На эти дни в расписание уроков включаются предметы, соответствующие наивысшему баллу по шкале трудности (таблица 1, 2, 3 настоящего приложения) либо со средним баллом и наименьшим баллом по шкале трудности, но в большем количестве, чем в остальные дни недели. Изложение нового материала, контрольные работы следует проводить на 2 — 4-х уроках в середине учебной недели.

Предметы, требующие больших затрат времени на домашнюю подготовку, не должны группироваться в один день.

При составлении расписания уроков для обучающихся начальных, средних и старших классов необходимо пользоваться таблицами 1-3, в которых трудность каждого учебного предмета ранжируется в баллах.

Занятия физической культурой рекомендуется предусматривать в числе последних уроков. После уроков физической культуры не проводятся уроки с письменными заданиями и контрольные работы.

При правильно составленном расписании уроков наибольшее количество баллов за день по сумме всех предметов должно приходиться на вторник и (или) среду.

Таблица 1

Шкала трудности предметов для 1 — 4 классов

Общеобразовательные предметы

Количество баллов (ранг трудности)

Математика

8

Русский (национальный, иностранный язык)

7

Природоведение, информатика

6

Русская (национальная) литература

5

История (4 классов)

4

Рисование и музыка

3

Труд

2

Физическая культура

1

Таблица 2

Шкала трудности учебных предметов, изучаемых в 5 — 9 классах

Общеобразовательные предметы

Количество баллов (ранг трудности)

5 класс

6 класс

7 класс

8 класс

9 класс

Химия

13

10

12

Геометрия

12

10

8

Физика

8

9

13

Алгебра

10

9

7

Экономика

11

Черчение

5

4

Мировая художественная культура (МХК)

8

5

5

Биология

10

8

7

7

7

Математика

10

13

Иностранный язык

9

11

10

8

9

Русский язык

8

12

11

7

6

Краеведение

7

9

5

5

Природоведение

7

8

География

7

6

6

5

Граждановедение

6

9

9

5

История

5

8

6

8

10

Ритмика

4

4

Труд

4

3

2

1

4

Литература

4

6

4

4

7

ИЗО

3

3

1

3

Физическая культура

3

4

2

2

2

Экология

3

3

3

6

1

Музыка

2

1

1

1

Информатика

4

10

4

7

7

ОБЖ

1

2

3

3

3

Таблица 3

Сейчас в школе сказали, что вышел закон, если пропусков более 50 дней, то оставляют на второй год.

Не имеют такого права, обратитесь с жалобой в мин. образования и прокуратуру

ФЗ «Об образовании»

Статья 58. Промежуточная аттестация обучающихся

1. Освоение образовательной программы (за исключением образовательной программы дошкольного образования), в том числе отдельной части или всего объема учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) образовательной программы, сопровождается промежуточной аттестацией обучающихся, проводимой в формах, определенных учебным планом, и в порядке, установленном образовательной организацией.

2. Неудовлетворительные результаты промежуточной аттестации по одному или нескольким учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) образовательной программы или непрохождение промежуточной аттестации при отсутствии уважительных причин признаются академической задолженностью.

3. Обучающиеся обязаны ликвидировать академическую задолженность.

4. Образовательные организации, родители (законные представители) несовершеннолетнего обучающегося, обеспечивающие получение обучающимся общего образования в форме семейного образования, обязаны создать условия обучающемуся для ликвидации академической задолженности и обеспечить контроль за своевременностью ее ликвидации.

5. Обучающиеся, имеющие академическую задолженность, вправе пройти промежуточную аттестацию по соответствующим учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю) не более двух раз в сроки, определяемые организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в пределах одного года с момента образования академической задолженности. В указанный период не включаются время болезни обучающегося, нахождение его в академическом отпуске или отпуске по беременности и родам.

6. Для проведения промежуточной аттестации во второй раз образовательной организацией создается комиссия.

7. Не допускается взимание платы с обучающихся за прохождение промежуточной аттестации.

8.Обучающиеся, не прошедшие промежуточной аттестации по уважительным причинам или имеющие академическую задолженность, переводятся в следующий класс или на следующий курс условно.

9. Обучающиеся в образовательной организации по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности с момента ее образования, по усмотрению их родителей (законных представителей) оставляются на повторное обучение, переводятся на обучение по адаптированным образовательным программам в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии либо на обучение по индивидуальному учебному плану.

подсчёт пропусков учащихся компьютерная программа по теме

Не вносите записи в ячейки из диапазона С3 : ВТ27, т.к. в эти ячейки внесены формулы!

Это «Общая ведомость» и здесь будет автоматически суммироваться общее число пропусков.

При наведении мыши на ячейку А1 появится «Инструкция».

Заполняете ячейки В3:В27 — это список класса, диапазон выделен желтым цветом.

Остальные списки заполнятся автоматически.

Заполняете ячейки С2:ВТ2 — это даты учебных дней в четверти или триместре, диапазон выделен желтым цветом.

Заполняйте пропуски уроков отдельно для каждого предмета:

— Заполняете ячейки С30:В54 — пропуски уроков по русскому языку, обозначаем 1 или 2, если в этот день уроков русского языка было 2.

— Заполняете ячейки С57:В81 — пропуски уроков по литературе.

И т.д.

Совет. Делайте записи регулярно. Например, 1 раз в неделю.

В классный журнал переносим данные из первой таблицы, диапазон С3 : ВТ27.

Для общей ведомости BU 3 : BU27.

Поле со списком класса – это закрепленная область. Чтобы продвинуть ячейки с датами ближе к списку. Выделите любую крайнюю правую ячейку (например, на моем скриншоте это ячейка BU1) и нажмите клавишу на клавиатуре для перемещения вправо

В классном журнале уроки, которые ученик пропустил по болезни, отмечаем буквой «б». Например, 3б, 4б … Чтобы сосчитать для общей ведомости число уроков, пропущенных по болезни, я обычно считаю пропуски без ув. причины и вычитаю общее число пропущенных уроков. Какой бы способ не применять, это уже «ручная» работа…