Ст 105 УПК РФ

Всё об уголовных делах

Url Дополнительная информация:

Запрет определенных действий

— ч.1 105.1 УПК запрет действий, это обязанность явки и запрет действий

Процедура

— ч.2 105.1 УПК запрет действий устанавливается в порядке 108 УПК

— ч.3 105.1 УПК следователь с согласия руководителя СО, дознаватель — прокурора

— ч.4 105.1 УПК запрет определенных действий

Итоги заседания

— ч.4 105.1 варианты решений суда:

— п.1 ч.4 105.1 избрание запрета определенных действий

— п.2 ч.4 105.1 возложение дополнительных запретов

— п.3 ч.4 105.1 отказ

Обжалование

— ч.5 105.1 УПК обжалуется в порядке ч.11 108 УПК

Что учитывается:

— ч.6 105.1 что учитывается при избрании запрета действий:

— ч.6 105.1 учитываются данные о личности

— ч.6 105.1 учитываются фактические обстоятельства уголовного дела

— ч.6 105.1 учитываются представленные сторонами сведения

Запреты

— ч.6 105.1 виды налагаемых запретов:

— п.1 ч.6 105.1 запрет выходить из жилья

— п.2 ч.6 105.1 запрет находиться в определенных местах

— п.3 ч.6 105.1 запрет общаться с определенными лицами

— п.4 ч.6 105.1 запрет почтово-телеграфных отправлений

— п.5 ч.6 105.1 запрет использовать средства связи и «Интернет»

— п.6 ч.6 105.1 запрет управлять автомобилем (если связанно с ДТП)

— ч.7 105.1 УПК могут быть наложено сразу несколько запретов

Сроки действия запретов

— ч.9 105.1 УПК запрет выходить из жилья действует до истечения срока

— ч.9 105.1 УПК все запреты (кроме п.1 ч.6) продолжают действовать до отмены

Постановление

— ч.7 105.1 УПК в постановлении конкретные условия и обязанность явки

Телефонная связь

— ч.8 105.1 УПК телефонная связь разрешена для вызова врача и т.п.

Срок запрета выхода из жилья

— п.1 ч.10 105.1 по преступлениям небольшой и средней тяжести 12 месяцев

— п.2 ч.10 105.1 по тяжким преступлениям 24 месяца

— п.3 ч.10 105.1 по особо тяжким преступлениям 36 месяцев

Исполнение

— ч.5 105.1 УПК постановление направляется всем участникам

— ч.5 105.1 УПК при запрете управлять авто, изымается водительское

— ч.5 105.1 УПК постановление подлежит немедленному исполнению

— ч.11 105.1 УПК контроль за соблюдением п.1 — п.5 ч.6 осуществляется УФСИН

— ч.12 105.1 УПК в медицинском учреждении — запреты продолжают действовать

Нарушение запретов

— ч.13 105.1 УПК нарушение запретов влечет замену на более строгую меру

— ч.13 105.1 УПК повреждение технических средств влечет замену на иную меру

— ч.13 105.1 УПК в стадии следствия по ходатайству следователя

— ч.13 105.1 УПК в судебной стадии по представлению контролирующего органа

Статья 105.1 УПК. Запрет определенных действий

1) Запрет определенных действий в качестве меры пресечения избирается по судебному решению в отношении подозреваемого или обвиняемого при невозможности применения иной, более мягкой, меры пресечения и заключается в возложении на подозреваемого или обвиняемого обязанностей:

— своевременно являться по вызовам дознавателя, следователя или в суд;

— соблюдать один или несколько запретов, предусмотренных ч.6 настоящей статьи,

а также в осуществлении контроля за соблюдением возложенных на него запретов.

Запрет определенных действий может быть избран в любой момент производства по уголовному делу.

2) Запрет определенных действий в качестве меры пресечения применяется в порядке, установленном статьей 108 УПК, за исключением требований, связанных с:

Url Дополнительная информация:

— ч.1 108 УПК под стражу только если наказание выше 3-х лет

— видом и размером наказания,

Url Дополнительная информация:

— ч.1.1 108 УПК экономические статьи по которым нельзя заключать под стражу

— квалификацией преступления,

Url Дополнительная информация:

— ч.2 108 УПК несовершеннолетние под стражу только по тяжким составам

— возрастом подозреваемого или обвиняемого,

— и с учетом особенностей, определенных настоящей статьей.

3) При необходимости избрания в качестве меры пресечения запрета определенных действий, а равно при необходимости возложения дополнительных запретов на подозреваемого или обвиняемого, в отношении которого применена мера пресечения в виде запрета определенных действий,

Url Дополнительная информация:

— п.4 ч.1 39 УПК согласие руководителя СО на меры пресечения

следователь с согласия руководителя следственного органа,

Url Дополнительная информация:

— п.5 ч.2 37 УПК согласие прокурора на меру пресечения

— или дознаватель с согласия прокурора,

возбуждают перед судом соответствующее ходатайство.

В постановлении о возбуждении перед судом данного ходатайства указываются:

— один или несколько запретов, предусмотренных ч.6 настоящей статьи,

— мотивы и основания их установления в отношении подозреваемого или обвиняемого,

— и невозможности избрания иной меры пресечения.

4) Рассмотрев ходатайство, судья выносит одно из следующих постановлений:

1). об избрании в отношении подозреваемого или обвиняемого меры пресечения в виде запрета определенных действий;

2). о возложении дополнительных запретов на подозреваемого или обвиняемого, в отношении которого применена мера пресечения в виде запрета определенных действий;

3). об отказе в удовлетворении ходатайства.

5) Постановление судьи, указанное в части ч.4 настоящей статьи, направляется:

— лицу, возбудившему ходатайство;

— прокурору;

— в контролирующий орган по месту жительства или месту нахождения подозреваемого или обвиняемого;

— подозреваемому или обвиняемому, его защитнику и (или) законному представителю;

— а также потерпевшему, свидетелю или иному участнику уголовного судопроизводства, если запрет определенных действий связан с обеспечением безопасности этих лиц.

В случае возложения на подозреваемого или обвиняемого запрета управлять автомобилем или иным транспортным средством в соответствии с п.6 ч.6 настоящей статьи у подозреваемого или обвиняемого дознавателем, следователем или судом изымается водительское удостоверение, которое приобщается к уголовному делу и хранится при нем до отмены данного запрета.

Постановление судьи:

— подлежит немедленному исполнению,

— и может быть обжаловано в порядке, установленном ч.11 108 УПК.

6) Суд возлагает запреты с учетом:

— данных о личности подозреваемого или обвиняемого,

— фактических обстоятельств уголовного дела,

— и представленных сторонами сведений при избрании меры пресечения в виде запрета определенных действий.

Url Дополнительная информация:

— п.39 Пленума N 41 нельзя назначить иные ограничения и запреты

Суд может возложить следующие запреты:

Url Дополнительная информация:

— п.40 Пленума N 41 ограничение выхода из жилья

1). выходить в определенные периоды времени за пределы жилого помещения, в котором он проживает в качестве собственника, нанимателя либо на иных законных основаниях;

2). находиться в определенных местах, а также ближе установленного расстояния до определенных объектов, посещать определенные мероприятия и участвовать в них;

Url Дополнительная информация:

— п.40 Пленума N 41 запрет общения

3). общаться с определенными лицами;

4). отправлять и получать почтово-телеграфные отправления;

Url Дополнительная информация:

— п.40 Пленума N 41 запрет телефона

— п.40 Пленума N 41 запрет Интернета

5). использовать средства связи и информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет»;

6). управлять автомобилем или иным транспортным средством, если совершенное преступление связано с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств.

7) В постановлении суда об избрании меры пресечения в виде запрета определенных действий указываются:

— конкретные условия исполнения этой меры пресечения с учетом возлагаемых запретов (адрес жилого помещения и периоды времени, в течение которых запрещено покидать жилое помещение, район, населенный пункт, с которыми связаны запреты, места, запрещенные для посещения, данные о расстоянии, ближе которого запрещено приближаться к определенным объектам, лицах, с которыми запрещено общаться, срок применения запрета, предусмотренного п.1 ч.6 настоящей статьи, способы связи со следователем, с дознавателем и контролирующим органом, другие условия),

— а также обязанность подозреваемого или обвиняемого самостоятельно являться по вызовам дознавателя, следователя или суда.

Подозреваемый или обвиняемый может быть подвергнут судом всем запретам, предусмотренным ч.6 настоящей статьи, либо отдельным из них.

8) Подозреваемый или обвиняемый не может быть ограничен в праве использования телефонной связи:

— для вызова скорой медицинской помощи, сотрудников правоохранительных органов, аварийно-спасательных служб в случае возникновения чрезвычайной ситуации;

— а также для общения со следователем, с дознавателем и контролирующим органом.

О каждом таком звонке в случае установления запрета, связанного с использованием средств связи, подозреваемый или обвиняемый информирует контролирующий орган.

9) Запрет, предусмотренный п.1 ч.6 настоящей статьи, применяется до отмены меры пресечения в виде запрета определенных действий либо до истечения срока применения данного запрета, установленного судом при принятии решений, указанных в пунктах п.1 — п.2 ч.4 настоящей статьи, или при его продлении.

Запреты, предусмотренные пунктами п.2 — п.6 ч.6 настоящей статьи, применяются до отмены или изменения меры пресечения в виде запрета определенных действий.

10) Срок применения запрета, предусмотренного п.1 ч.6 настоящей статьи, устанавливается и продлевается судом в соответствии с 109 УПК с учетом особенностей, определенных настоящей статьей, и с момента вынесения судом решения о его установлении не может превышать по уголовным делам:

1). о преступлениях небольшой и средней тяжести — 12 месяцев;

2).о тяжких преступлениях — 24 месяца;

3). об особо тяжких преступлениях — 36 месяцев.

11) Контроль за соблюдением подозреваемым или обвиняемым запретов, предусмотренных пунктами

п.1 — п.5 ч.6 настоящей статьи, осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных. В целях осуществления контроля могут использоваться аудиовизуальные, электронные и иные технические средства контроля, перечень и порядок применения которых определяются Правительством. Порядок осуществления такого контроля определяется нормативными правовыми актами, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, совместно со Следственным комитетом и федеральными органами исполнительной власти, в состав которых входят органы предварительного следствия, по согласованию с Генеральной прокуратурой.

12) Если по медицинским показаниям подозреваемый или обвиняемый был доставлен в учреждение здравоохранения и госпитализирован, до разрешения судом вопроса об изменении либо отмене меры пресечения в отношении подозреваемого или обвиняемого продолжают действовать установленные судом запреты. Местом исполнения меры пресечения в виде запрета определенных действий считается территория соответствующего учреждения здравоохранения.

13) Суд может изменить эту меру пресечения на более строгую, в случаях:

— нарушения подозреваемым или обвиняемым возложенных на него запретов,

— отказа от применения к нему аудиовизуальных, электронных и иных технических средств контроля или умышленного повреждения, уничтожения, нарушения целостности указанных средств,

— либо совершения им иных действий, направленных на нарушение функционирования применяемых к нему аудиовизуальных, электронных и иных технических средств контроля.

Суд может изменить меру пресечения на более строгую:

— по ходатайству следователя или дознавателя,

— а в период судебного разбирательства по представлению контролирующего органа.

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ПРИМЕНЕНИЯ

СТАТЬИ 105.1 УПК РФ «ЗАПРЕТ ОПРЕДЕЛЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ»

Курочкин Илья Александрович- Российская Федерация, г. Иваново, ФГБОУ ВО «Ивановский государственный университет», специальность юриспруденция, студент

Аннотация: Статья посвящена актуальным вопросам, связанных с применением статьи 105.1 УПК РФ

Ключевые слова: домашний арест, мера пресечения, запрет, судебный орган, РФ, избрание меры пресечения, действие, обвиняемый, суд

В апреле 2018 г. президентом Российской Федерации был подписан закон №72-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (далее УПК РФ) в части избрания мер пресечения в виде запрета определенных действий, залога и домашнего ареста». Этим законом предусмотрена новая для российского уголовного права мера пресечения: «запрета на определенные действия».

В соответствии с ч.1 ст. 105.1 УПК РФ запрет определенных действий в качестве меры пресечения избирается по судебному решению в отношении подозреваемого или обвиняемого при невозможности применения иной, более мягкой, меры пресечения и заключается в возложении на подозреваемого или обвиняемого обязанностей своевременно являться по вызовам дознавателя, следователя или в суд, соблюдать один или несколько запретов, предусмотренных частью шестой настоящей статьи, а также в осуществлении контроля за соблюдением возложенных на него запретов. Запрет определенных действий может быть избран в любой момент производства по уголовному делу.

Анализируя данную статью видно, что запрет относится к лицам, которые обвиняются или подозреваются в уголовно наказуемых деяниях. Поводом для принятия решения является ходатайство представителей следствия или дознания, которое суд рассматривает и учитывает конкретные ситуации дела.

В соответствии с ч.10 ст. 105.1 УПК РФ срок применения запрета устанавливает и продлевает судебный орган. При этом по уголовным делам о преступлениях небольшой и средней тяжести он не может превышать 12 месяцев, по делам о тяжких преступлениях — 24 месяца, об особо тяжких преступлениях — 36 месяцев.

У суда появилась возможность максимально полно учесть интересы подозреваемых и обвиняемых, не нанося ущерба интересам уголовного судопроизводства.

Согласно ст. 105.1 УКП РФ суд, например, имеет право запретить управлять автомобилем, тогда у данного лица отберут водительское удостоверение. Так же судебный орган может запретить подозреваемому или обвиняемому выходить в определенное время на улицу, находиться в определенных местах, посещать определенные мероприятия и участвовать в них, общаться с определенными лицами, звонить по телефону, пользоваться интернетом. Данная мера пресечения судом может быть применена в любой момент производства по уголовному делу.

Подобные запреты судебный орган имеет право наложить на обвиняемого или подозреваемого, в отношении которого он избрал меру пресечения в виде залога или домашнего ареста.

Решение суда исполняется немедленно, но его можно обжаловать.

Например, на территории Ивановской области на 8.06. 2018 г. имелось 3 случая применения ст. 105.1. УПК РФ. Со слов начальника УИИ УФСИН России по Ивановской области «У одного … запрет на общение с потерпевшими. …У другого, запрет выходить в вечернее время. Запрет на нахождения в определенных местах…. Нельзя посещать общественные места, общественные мероприятия, нельзя посещать увеселительные мероприятия».

Хотелось бы отметить, что лицо, которого коснется ограничение, имеет право пользоваться телефоном для вызова скорой помощи, полиции, аварийно-спасательных служб во время ЧС, а также для общения с контролирующим органом, дознавателем или следователем.

При наличии обоснованных опасений, орган правосудия для того, чтобы не допустить препятствования ходу расследования, вправе не ограничиваться одними мерами изоляции. Суду предоставлено право назначат запрет на одно или несколько действий одновременно.

При этом судебный орган обязан подробно перечислить все условия исполнения мер с указанием адресов, названий объектов, времени действия.

При применении ст. 105.1 УПК РФ ряд адвокатов видят отдельные недостатки, которые могут привести к разночтениям в дальнейшем. Например, в тексте статьи не регламентируется общение с защитниками, что возможно приведет к определенным затруднениям на практике. Суд на свое усмотрение будет проводить разграничение домашнего ареста и запрета на совершение определенных действий. Испытание новой меры, выработка обновленных требований доказывания потребует много времени и эта норма не заменит собой заключение под стражу. Юристы, специализирующиеся по уголовным делам, сходятся во мнении, что до появления обобщенной практики, у судов появятся проблемы с назначением меры пресечения «запрет на определенные действия», т.к. потребуется время, для адаптации. Чаще всего, следователь ходатайствует перед судом об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, т.к. это проще для него. Он знает, что́ это и как с этим работать. Суды избирают ее, т.к. это надежней.

Несмотря на минусы, внесение в УПК РФ новой нормы в целом можно расценивать, как положительное событие, которое означает желание государства пойти по пути гуманизации и индивидуализации уголовно-процессуального законодательства. Использование запрета даст возможность со временем отказаться от устарелых шаблонов для достижения современных стандартов мер пресечения.

С моей точки зрения, новая мера пресечения обеспечит «хороший экономический результат», т.к. уменьшит денежные средства, направленные государством на содержание подозреваемых и обвиняемых под стражей, выплаты в счет возмещения вреда, «связанного с нарушением прав личности при заключении под стражу». Ведение новой меры позволит судебным органам быть более гибкими в вопросе ограничения прав человека.

Список используемой литературы

Виновным в семейном насилии запретят приближаться к жертвам

«Судебное защитное предписание — выносится мировым судьей по заявлению пострадавшего, либо по заявлению субъектов профилактики домашнего насилия. Срок от 1 месяца до 12 месяцев, при этом оно может быть неоднократно продлено (общий срок продления не более 2 лет)», — цитирует агентство текст документа.

Такое предписание запретит агрессору преследовать пострадавшего и приближаться к нему на расстояние, установленное судом, но не менее чем на 50 метров. В отдельных случаях суд сможет обязать виновника покинуть совместную жилплощадь, возместить пострадавшей стороне имущественный и моральный вред.

Кроме того, виновного в домашнем насилии могут обязать оплатить пребывание жертвы в кризисном центре, гостинице или съемном жилье, ее судебные расходы, в том числе на получение юридической помощи. Предполагается, что согласие пострадавшего на вынесение такого судебного предписания в его защиту не потребуется.

Кроме того, суды смогут выносить еще один вид предписаний — предупредительные, незамедлительно без решения суда при наличии данных о домашнем насилии. Эта информация может быть передана и по месту работы агрессора. В таком случае «устанавливается запрет на приближение, преследование, запрет на попытки выяснять место пребывания лица, пострадавшего от домашнего насилия» сроком на один месяц с возможным продлением до двух месяцев.

В числе других способов профилактики семейно-бытового насилия, которые могут быть прописаны в законопроекте, — правовое просвещение, профилактические беседы с сотрудником полиции, профилактический учет, профилактический надзор, помощь в социальной адаптации пострадавших и их социальная реабилитация, проведение специализированных психологических программ.

Предлагается также на законодательном уровне ввести термин «домашнее насилие», подразумевающий под собой «умышленное противоправное деяние (действие или бездействие) или угрозу его совершения в отношении одного или нескольких близких родственников». При этом выделяется четыре вида домашнего насилия: физическое, экономическое, сексуальное, психологическое. «Сообщить о насилии сможет любое лицо, которому стало известно о свершившемся факте домашнего насилия и об угрозах его совершения», — говорится в проекте.

Напомним, законопроект о профилактике бытового насилия в семье проходит обсуждение и готовится к внесению в Госдуму, специальная рабочая группа создана в Совете Федерации. По словам первого зампреда комитета СФ по социальной политике Инны Святенко, до 1 декабря сенаторы проанализируют законодательство и правоприменительную практику в этой сфере и подготовят законопроект к внесению в нижнюю палату парламента.

1. Присмотр за несовершеннолетним подозреваемым, обвиняемым состоит в обеспечении его надлежащего поведения, предусмотренного статьей 102 настоящего Кодекса, родителями, опекунами, попечителями или другими заслуживающими доверия лицами, а также должностными лицами специализированного детского учреждения, в котором он находится, о чем эти лица дают письменное обязательство.

2. При избрании данной меры пресечения дознаватель, следователь или суд разъясняет лицам, указанным в части первой настоящей статьи, существо подозрения или обвинения, а также их ответственность, связанную с обязанностями по присмотру.

3. К лицам, которым несовершеннолетний подозреваемый, обвиняемый был отдан под присмотр, в случае невыполнения ими принятого обязательства могут быть применены меры взыскания, предусмотренные частью четвертой статьи 103 настоящего Кодекса.

Комментарий к Ст. 105 УПК РФ

1. Данная мера пресечения по своему содержанию близка к личному поручительству. Ее сущность заключается в том, что родители, опекуны, попечители, другие заслуживающие доверия лица, даже не состоящие в родстве с подозреваемым или обвиняемым, а также должностные лица специализированного детского учреждения, в котором он находится, принимают на себя письменное обязательство (ручательство) обеспечить надлежащее поведение подростка в том смысле, в котором данное понятие приводится в статье 102 УПК, определяющей основания и одновременно цели применения любой меры пресечения: не покидать место жительства, являться по вызовам, не препятствовать производству по уголовному делу.

2. Комментируемая статья не упоминает ни о согласии перечисленных субъектов принять под присмотр несовершеннолетнего подозреваемого или обвиняемого, ни о согласии самого подозреваемого (обвиняемого) на применение такой меры пресечения. Между тем эти субъекты неоднородны. Обязанность присматривать за подопечным родителей, опекунов, попечителей и должностных лиц специализированного детского учреждения вытекает из их общих обязанностей, установленных законодательством о браке, семье, опеке и о деятельности специализированных детских учреждений. Поэтому орган расследования, избирая меру пресечения, о которой идет речь, вправе не считаться с желанием указанных лиц принять под присмотр несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого. Другие заслуживающие доверия лица, о которых говорится в части первой комментируемой статьи, будучи не связанными никакими обязанностями с подозреваемыми, обвиняемыми, могут принять на себя обязательства по присмотру только на сугубо добровольных началах. Это значит, что избранию меры пресечения должно предшествовать письменное ходатайство указанных лиц об отдаче несовершеннолетнего под их присмотр.

Статья 105 УПК РФ. Присмотр за несовершеннолетним подозреваемым или обвиняемым

1. Присмотр за несовершеннолетним подозреваемым, обвиняемым состоит в обеспечении его надлежащего поведения, предусмотренного статьей 102 настоящего Кодекса, родителями, опекунами, попечителями или другими заслуживающими доверия лицами, а также должностными лицами специализированного детского учреждения, в котором он находится, о чем эти лица дают письменное обязательство.

2. При избрании данной меры пресечения дознаватель, следователь или суд разъясняет лицам, указанным в части первой настоящей статьи, существо подозрения или обвинения, а также их ответственность, связанную с обязанностями по присмотру.

3. К лицам, которым несовершеннолетний подозреваемый, обвиняемый был отдан под присмотр, в случае невыполнения ими принятого обязательства могут быть применены меры взыскания, предусмотренные частью четвертой статьи 103 настоящего Кодекса.

См. все связанные документы >>>

1. Исходя из конкретных обстоятельств дела и данных об условиях жизни и быта несовершеннолетнего, следователь (дознаватель и др.) или суд может применять в качестве меры пресечения присмотр за несовершеннолетним подозреваемым, обвиняемым родителей, опекунов, попечителей и иных заслуживающих доверия лиц, а за воспитывающимся в специализированном детском учреждении — должностных лиц этого учреждения.

2. Законодатель не запрещает одновременно с присмотром за несовершеннолетним подозреваемым (обвиняемым) избрать в отношении его и другую меру пресечения, не связанную с заключением под стражу.

3. Под надлежащим поведением несовершеннолетнего предполагается не только то, что он без разрешения следователя (дознавателя и др.) или суда не покинет свое постоянное или временное место жительства, будет являться по вызову следователя (дознавателя и др.) или суда и не будет мешать производству по делу. Надлежаще себя вести — это значит, кроме того, не совершать в ходе производства предварительного следствия преступлений и не препятствовать исполнению приговора или возможной его выдаче в порядке, предусмотренном ст. 466 УПК.

4. Законодатель не требует объявления постановления несовершеннолетнему, в отношении которого изменяется или отменяется мера пресечения, или его законному представителю. Однако на практике это делается и удостоверяется подписью соответствующего лица на постановлении.

5. Помимо этого обвиняемому (подозреваемому) должна быть вручена копия постановления об избрании данной меры пресечения.

6. В случае невыполнения родителем (опекуном, попечителем, иным заслуживающим доверия лицом или должностным лицом специализированного детского учреждения, в котором находится несовершеннолетний обвиняемый, подозреваемый) своих обязательств на него может быть наложено денежное взыскание в размере до 10 тыс. руб. в порядке, установленном ст. 118 УПК.

7. В зависимости от вида меры пресечения о ее отмене или изменении уведомляются поручители, родители несовершеннолетних или администрация специализированного детского учреждения.