Развитие земельного законодательства

Правовое регулирование земельных отношений в советский период.

Период 1917 -1930. Правовой основой явился декрет «о земле» от 27.10.1917 согласно которому помещичья собственность на землю отменяется немедленно без всякого выкупа. Помещичьи имения, равно как и все земли перешли в распоряжение Волостных Земельных комитетов и Уездных Советов крестьянских депутатов.Предписывалось строго соблюдать порядок конфискации помещичьих имений. Земли крестьян и рядовых казаков не подлежали конфискации. Частью декрета о земле являлся крестьянский наказ о земле. Право собственности отменяется навсегда, земля не могла быть не продаваема, не покупаема, не сдаваема в аренду либо в залог, ни каким-либо другим способом отчуждаема.

Все граждане российского государства, человек обрабатывает землю своим трудом, получили право пользования ею. Таким образом, декрет о земле стал правовым основанием для отмены частной собственности на землю, признанием ее исключительно государственной собственностью и всенародным достоянием. Позднее Декрет ВЦИК от 19. 02. 1918 «о социализации земли» конкретизировал положения декрета о земле, а также поставил задачу перехода к развитию коллективного хозяйства в земледелии. Декрет «об отмене права частной собственности на недвижимости в городах» от 29. 08. 1918 отменялось право частной собственности на все без исключения участки. Конституция РСФСР 1918 года на высшем уровне закрепила процесс социализации земли и других природных ресурсов с объявлением земли общенациональным достоянием. С принятием положения о социалистическом землеустройстве и о мерах перехода к социалистическому земледелию от 14. 12. 1919 земля составляла единый государственный земельный фонд, появилась классификация земель. Земельный кодекс рсфср от 30. 10. 1922 года закрепил права граждан обрабатывать землю своим трудом, право пользования землей носило бессрочный характер, предусматривалось трудовая аренда земли. Основным законом (конституцией) ссср к ведению ссср было отнесено установление общих началах землеустройства и землепользования, а равно пользования недрами, лесами и водами по всей территории союза сср.

Период 1930 — 1941 гг. Характеризовался принятием специальных нормативных правовых актов в регулировании отношений по использованию сельскохозяйственных земель. Устанавливалась, что земля могла закрепляться за каждым колхозом, а также право на приусадебное землепользование колхозных дворов, определяются размеры приусадебного землепользования. Государство установило задачи борьбы с кулачеством, положения законодательства о наемном труде и аренды земли утратили свою силу.

Период 1941 — 1945 года. В рассматриваемый период особое внимание уделялось правовому регулированию использования сельскохозяйственных земель в целях увеличения продовольствия и сырья, развитие индивидуального огородничества рабочих и служащих.

Период 1946 — 1968 году. После окончания войны произошла национализация земель территорий, вошедших в состав союза сср. Также в рассматриваемый период актуальной остается проблема повышения плодородия земель сельскохозяйственного назначения и рационального использования земель колхозов. Принимается например акт «О широком развитии мелиорации земель для получения высоких и устойчивых урожаев зерновых и других сельскохозяйственных культур».

Период 1968 — 1990 года. Начало данного периода ознаменовано принятием основ земельного законодательства союза сср и союзных республик от 13.12.1968. Статья 2 основ вывела из сферы правового регулирования земельного законодательства отношения по использованию иных природных ресурсов, установить, что земельные отношения в ссср регулируется основами и издаваемыми в соответствии с ними другими актами законодательства. Земля оставалась в государственной собственности, но подчеркивалось ее значение для всего народа, как важнейшего богатства всего общества, главного средства производства в сельском хозяйстве и пространственного базиса размещения и развития всех отраслей народного хозяйства. Особое внимание было уделено новой функции управления государственным и земельному кадастру, детальная регламентация получил порядок отвода земель и прочее. 28 февраля 1968 года принимаются основы законодательства союза сср и союзных республик о земле, которые положили начало построению новых условий землепользования и землевладения. Появление пожизненного наследуемого владения.

Период 1990 года — по настоящее время. Начало рассматриваемого периода характеризуется проведением земельно — аграрной реформы, положено начало ликвидации коллективных форм хозяйствования на земле. Вводится платность использования земельных участков. Земельный кодекс РСФСР 1991 года установил многообразие форм собственности и пользования землей, определил порядок предоставления и изъятия земель, меры охраны земель, ответственности за нарушение земельного законодательства, правовой режим семи категорий земель и прочее.

История и характеристика этапов становления российского законодательства

Историческая справка формирования российского законодательства

Одним из основных источников права на Руси выступал обычай. Вот к примеру высказывание В.И. Сергеевича на счет Московского государства, «и в Москве обычай продолжает действовать, не только сохраняя то, что прежде сложилось, но и являясь творческой силой, которая созидает вновь нормы права… Еще в XVI в. великие князья московские находят нужным оправдывать свои распоряжения ссылкой на старину. Ясно, что еще нет сознания о том, что воля их, как субъекта верховной власти, творит право».

Как и каждое законодательство, которое берет свое начало с обычаев народа, российское законодательство не исключение. Обычаи связаны в основном с историческими, национальными и религиозными традициями, которые веками складывались на данной территории.

На примере этих обычаев и складывалось все российское законодательство. Необходимо выделить более яркие источники этого законодательства, повлиявшие на развитие государства и народа в целом, а тем более на все законодательство России.

К сожалению, не все исторические документы права дошли до наших времен. Большинство из них были воссозданы историками, но суть документов не искажалась, даже наоборот, доводилась до ума людей нового и новейшего времени.

Памятник древнерусского законодательства — Русская Правда

Русская Правда или Правда Ярослава является памятников русского законодательства, так же она является основой изучения юридических наук, а именно становление системы российского законодательства и его зачатком. Существует три редакции русской правды, которые дошли до нас: краткая, пространная и сокращенная редакции. Важным аспектом этого права является юридическая и историческая ценность для России и всего его законодательства. Именно Русская Правда дала зачатки всему российскому законодательству в целом. Первые писаные законы начали формировать общество, развивать его. К сожалению, до наших времен не дошел полный свод законов Русской Правды. Впервые Русская Правда была открыта В.Н. Татищевым в 1738 г. в списке Новгородской летописи, писанном в конце XV в. Татищев списал этот памятник и представил его в Академию Наук, снабдив переводом и примечаниями. В дальнейшем так же был открыт еще целый ряд списков Русской Правды, в новгородских летописях, кормчих книгах, юридических сборниках и др.

Русская правда является кодексом частного права — все ее субъекты являются физическими лицами, понятия юридического лица закон еще не знает. Русская правда не предусматривала преступлений против государства. Кодекс строился по казуальной системе, законодатель стремился предусмотреть все жизненные ситуации. Рабы, как и все субъекты преступлений были физическими лицами. Об ограничении возрастного ценза для субъектов преступления закон ничего не говорил. Умысел и неосторожность являлось субъективным преступлением. Русская правда как первоисточник российского законодательства не мог четко разграничить мотивов преступлений и понятий виновности, так как их еще еще не существовало, но они уже намечались в законе.

Судебник 1497 г.

Появление Судебника 1497 г. как основного закона ознаменовало началом нового этапа в развитии истории русского права и юриспруденции. Судебник 1497 г. — это юридический сборник для всей Руси, так как составляло не только законы, но и судебную практику. Ведь. Его содержание было составлено из материалов прошлых законодательств: Русской Правды, уставных грамот, Псковской судной грамоты, так же, из новых норм на то время. С.В. Юшков насчитал в Судебнике 1497 г. «40 статей, т.е. около 3/5 всего состава Судебника, не стоящих ни в какой связи с дошедшими до нас памятниками. К источникам Судебника 1497 г. стали обычное право общества русского и, как сказалось ранее, судебной практики. Можно с уверенностью сказать, что такой юридический сборник предполагал дальнейшее развитие навыков преобразования законодательства российского, так же способствовал группировки законов, приемов модификации правовых норм. Отличительной чертой Судебника 1497 г. была переработка приемов модификации с очевидной целью переработкой приспособлений к изменившимся политическим и социально-экономическим условиям «Судебник был не только простой сводкой старого материала, — отмечал С.В. Юшков, — он был сборником, в котором уже с достаточной определенностью были провозглашены новые правовые принципы в Московском государстве»

Соборное уложение

Следует отметить, что Соборное уложение 1649 г. стало первым в России юридическим сборником, который оказался в напечатанном виде. Важно понимать, что в значительной мере этот кодекс предопределил развитие правовой системы русского государства в последующие десятилетия, так же он очень важен как памятник российского права. Уложение, прежде всего, закрепило крепостное право в России, так же выражало интересы дворянства в большей мере. Соборное Уложение систематизировало все по главам, но не до конца устранило противоречия в российском законодательстве, но оно имеет важную историческую роль формирования системы российского законодательства. Основными Источниками Соборного Уложения 1649 г. стали Судебники, указные книги приказов, царские указы, решения Земских соборов, думские приговоры, Уложение содержало множество комплексных норм, которые регулировали важнейшие отрасли государственного управления. К этим нормам можно условно отнести административными.

С развитием российского законодательства, Соборное Уложение уже выделяло: государственные преступления; преступления против порядка управления, а именно: злостная неявка ответчика в суд и сопротивление приставу, изготовление фальшивых грамот, актов и печатей, фальшивомонетничество, самовольный выезд за границу. Соборное Уложение старалось урегулировать все виды преступлений, так же классифицировать их, но это был еще только ранний этап становления российского законодательства.

Уложение 1649 г. должно было «водворить порядок на Руси, дать суд правый и равный, освободить народ от разорявших его судебных волокит и судейской неправды, установить единство права во всем государстве».

Российское законодательство в ХIХ — начале ХХ вв.

Система российского законодательства В России XIX — начала XX в. была довольно развита.

В основе политики Александра I, пришедшему к власти, было провозглашено, что будет строгое соблюдение законов и никаких поблажек к верховенству властной структуры не будет и не должно быть. Но множество законов не обеспечивало режиму законности, поэтому законом пренебрегали и относились не так, как того это требовал Александр I. В народном сознании бытовало убеждение, что сами власти злоупотребляли законом, что противоречило действительности. Ведь если власти пренебрегали законом, то и народ следовательно пренебрегал им, относился к закону непочтительно, что и повлекло к наплевательскому отношению к российскому законодательству.

Александр I объявил в изданном 12 марта 1801 г. Манифесте, что придерживается политического и правового курса Екатерины II. При создании Негласного комитета в 1801 г., вошли в него представители молодого поколения дворянской аристократии, придерживавшиеся либеральных идей и считавшие необходимым реформировать государственное устройство Российской империи. Это способствовало новым преобразованиям в российском законодательстве.

В качестве законосовещательного органа был образован в 1810 г. Государственный комитет. Одной из целью этого органа было превращение России в правомерную монархию, что произошло очень быстро. Как сказано, было в манифесте, возвестившем об учреждении Государственного совета, он создавался для удовлетворения осознанной потребности «учреждать постепенно образ правления на твердых и неприменяемых основаниях закона».

Сенат получил особый статус института административной юстиции, прокуратуры и суда со следующими функциями: административно-судебные дела; надзор за правительственным аппаратом через губернских и уездных прокуроров, самостоятельно — с помощью самих сенаторов и посредством жалоб; охрана и удостоверение особенных прав разных классов; высшая инстанция суда. Это было одно из важных нововведений в России.

В первое десятилетие XIX века была предпринята попытка реформирования законодательства М.М. Сперанским, который подготовил проект «Введения к уложению государственных законов». И только в 1830 г. было издано Сперанским Полное собрание законов Российской империи.

В 1832 впервые было дано юридическое определение государственного устройства Российской империи в двух статьях Основных законов. 1-я статья определяет характер власти императора как «верховной, самодержавной и неограниченной». 47-я статья указывает, что осуществление самодержавной власти императора подчиняется принципу законности: «Империя Российская управляется на твердых основаниях положительных законов, учреждений и уставов от самодержавной власти исходящих». Закон провозгласил правомерный характер русской государственности.

Советское законодательство

С изданием первых декретов Второго Всероссийского съезда советов началось формирование основ коммунистического права, оно так же сформировало его принципы. В 1918 году были приняты Кодекс законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве и Кодекс о труде. В 1922 году -, Уголовно-процессуальный, Уголовный, Гражданский, Земельный кодексы, в 1923 году — Гражданско-процессуальный кодекс.

Брачно-семейные отношения были одной из первых сфер, в котором было осуществлено законодательное нормирование. Семья — это ячейка общества, очень важное для его развития. В сентябре 1918 г. ВЦИК принял Кодекс законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве. В кодексе подчеркивалось, что переезд одного из супругов не влечет обязанности другого следовать за ним; отменялся принцип общности имущества супругов; церковный брак не порождает никаких юридических последствий.

Кодификации 20-х годов имеют историческое значение для системы российского законодательства. Эта кодификация воплотила в себе созданную в результате победы Октябрьской социалистической революции систему социалистического права. Советское право в первые годы после победы Октябрьской революции было воплощено в кодексах, свидетельствует о том, что уже в эти годы в СССР создается система нового, социалистического права. Кроме достоинств кодификации были и недостатки. К примеру, в Гражданский кодекс с самого начала не были включены такие важнейшие разделы гражданского права, как авторское и изобретательское право, а также нормы, направленные на урегулирование транспортных и некоторых других договорных отношений.

Свод законов СССР в 1970-х годах насчитывал 29 тыс. действующих законов, которые подлежали систематизации, и более 1 млн подзаконных нормативных правовых актов, при этом 120 союзных министерств и ведомств ежегодно издавали до 300 таких актов.

Существенно обновленное российское законодательство, коснулась тех сфер правового регулирования, где приняты кодифицированные акты, в том числе гражданский (вторая часть), семейный, уголовный, бюджетный, лесной и водный кодексы. Близится к завершению подготовка третьей части ГК, а также Земельного, Трудового, Гражданского процессуального и Уголовно-процессуального кодексов, Кодекса об административных правонарушениях. С их принятием появятся реальные условия для проведения полноценной систематизации законодательства и издания Свода законов России.

Тенденции развития земельного законодательства в РФ

⇐ ПредыдущаяСтр 7 из 7

Развитие системы законодательства – обязательное требование нормального функционирования правовой системы, поскольку:

а) условия существования общества непрерывно изменяются, вызывая изменения в системе общественных отношений. Например, в настоящий период резко ухудшилась экологическая обстановка на планете, что потребовало радикально изменить правовое регулирование земельных отношений в сторону усиления охраны земли;

б) развитие общества порождает неизвестные доселе отношения, создавая пробелы в системе правового регулирования. Так, с освоением космического пространства появляется новая отрасль народного хозяйства – космическое обеспечение, что потребовало введения качественно нового вида категорий земель – земель космического обеспечения.

Применительно к земельному праву России отмечаются следующие перспективы развития земельного законодательства:

1. Усиление систематизации земельного законодательства, идущей по линии:

а) инкорпорации, т.е. создания законодательства путем внешней обработки без изменения содержания правового регулирования. б) кодификации всего земельного законодательства, завершающим этапом которой было бы принятие нового Земельного кодекса РФ, работа над которым продолжается более пяти лет.

2. Введение программирования совершенствования земельного законодательства:

а) через реформирование земельных отношений, посредством которого будет целенаправленно и запрограммировано изменяться земельное законодательство.

б) через реформирование производственных отношений в сельском хозяйстве, главным средством производства которого является земля, что будет способствовать совершенствованию правоприменительной деятельности по эффективному использованию земельных ресурсов и их охране.

3. Совершенствование правотворческой процедуры путем расширения демократических начал при разработке и принятии нормативно-правовых актов. 4. Совершенствование правовой регламентации, содержащейся в нормативно-правовых актах, путем:

а) устранения излишней зарегулированности, мешающей развитию производительных сил и эффективному использованию земель. Так, упрощен отвод земель путем передачи от центральных органов России всех вопросов по отводу земли в местные органы самоуправления, что облегчает оперативное решение земельных вопросов;

б) устранения нерегулированности той части общественных земельных отношений, которая в наибольшей степени нуждается в правовой регламентации.

в) совершенствования формулировок правового регулирования земельных отношений, что совершенствует и систему земельных правоотношений в России.

5. Совершенствование правоприменительной практики путем:

а) введения в земельное законодательство процессуальных правовых норм, обеспечивает надлежащее применения закона на практике.

б) введения стимулов для надлежащего использования субъектами земельных правоотношений своих обязанностей. Эти стимулы могут быть двоякого рода:

положительные стимулы, влекущие для землепользователей дополнительные блага за надлежащее исполнение ими своих обязанностей.

6. Включение в сферу земельно-правового регулирования рыночных отношений: введена плата за землю и мониторинг земель; налоговое стимулирование эффективного использования земель; производители сельскохозяйственной продукции и лица, хозяйствующие на земле, включаются в механизм отношений земельной собственности и т. п.

7. Проникновение земельно-правового регулирования в сферы правового регулирования иных отраслей. 8. Проникновение многоотраслевого правового регулирования в сферу земельно-правового регулирования. Так, нормы права о собственности включают в себя в качестве объектов собственности и землю, которая стала недвижимостью и объектом различных сделок, т.е. гражданско-правовое регулирование переместилось и в сферу земельно-правового, породив качественно новый институт земельного права – правовое регулирование сделок с землей, право наследования земли и др.

9. Экологизация земельного законодательства.

а) внедрения эколого-правовых норм в правовой режим категорий земель. б) экологизации правового статуса субъектов земельных правоотношений.

в) экологизации имущества и средств производства, являющихся собственностью землепользователей, поскольку собственник при осуществлении своего права собственности обязан принимать меры, предотвращающие нанесение им ущерба окружающей среде;

г) экологизации техники и технологий, внедряемых в сферу землепользования. Так, при внедрении новых технологий, отрицательно влияющих на состояние земель, должны предусматриваться и осуществляться мероприятия по охране земель. При этом оценка отрицательного влияния на состояние земель и эффективность предусмотренных мероприятий по их защите производится по результатам экспертизы, без положительного заключения которой запрещается внедрение техники и технологии.

С учетом анализа перспектив развития земельного законодательства, можно построить следующие прогнозы:

1. Земельное законодательство будет совершенствоваться в направлении совершенствования рыночных отношений.

2. В земельно-правовом регулировании будет усиливаться дифференциация правового статуса субъектов земельных правоотношений, поскольку следствием развития рынка в сфере землепользования является появление многоукладной экономики.

3. С интенсификацией землепользования возникает потребность в усилении экологизации земельного законодательства в целях обеспечения экологической безопасности хозяйственной деятельности субъектов земельных правоотношений.

4. Поскольку в рыночных земельных отношениях ведущая роль принадлежит договорным отношениям, то возрастает и роль земельно-правового регулирования договоров.

5. Развитие рыночных отношений в сфере землепользования требует обеспечения необходимой свободы, а поэтому земельно-правовая регламентация будет очищаться от излишней детализации, при усилении четкой регламентации эколого-правовых нормативов поведения.

6. Вместе с тем расширение правовой свободы субъектов земельных правоотношений неизбежно должно сопровождаться усилением ответственности за земельно-правовые нарушения, а в структуре этой ответственности наибольший удельный вес должны занимать меры финансового и имущественного воздействия.

7. Одновременно с указанными направлениями совершенствования земельного законодательства будет совершенствоваться и земельно-правовая регламентация по двум основным направлениям:

а) совершенствование материальных норм права, регулирующих земельные отношения;

б) совершенствование процессуальных норм права, регулирующих порядок реализации материальных земельно-правовых норм на практике.

Все указанные направления совершенствования земельного законодательства будут реализовываться одновременно, но, возможно, с различной степенью интенсивности на каждом из этих направлений.

В Российской Федерации установлены правовые основы разграничения государственной собственности на землю, переданы субъектам Российской Федерации неиспользуемые федеральные земли для последующего вовлечения в рыночный оборот под строительство и другие хозяйственные цели. Создана и функционирует система государственного кадастра объектов недвижимости, провозглашен принцип создания «единого объекта недвижимости», осуществляются меры по его реализации, в т.ч. переходу к исчислению налога на недвижимое имущество на основе кадастровой стоимости. Формируются условия для развития земельного рынка и его инфраструктуры, о чем свидетельствует увеличение количества сделок с земельными участками. При этом вовлечение земли и иной недвижимости в хозяйственный оборот существенно увеличивает возможности для ведения эффективной предпринимательской деятельности.

Помимо этого в течение 2014 – 2016 годов в рамках нормативного правового обеспечения, необходимого для развития рынка земли и иной недвижимости, предстоит решить несколько важных задач, обеспечивающих:

— прозрачные и эффективные процедуры предоставления земельных участков частным инвесторам, что особенно важно в условиях, когда большая частьземельных ресурсов сосредоточена в государственной собственности или муниципальной собственности;

— создание условий для реализации инфраструктурных объектов, для чего требуется четкий, гарантирующий соблюдение прав собственников земельных участков и расположенных на них объектов недвижимости порядок резервирования и последующего изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд;

— повышение эффективности использования земельных участков, вовлечение их в гражданский оборот;

— создания единой учетно-регистрационной системы в целях оптимизации системы кадастрового учета и регистрации прав на недвижимое имущество;

— введение налога на недвижимое имущество на основе кадастровой стоимости.

Реализация данных задач позволит создать комфортные условия для ведения бизнеса и развития свободных конкурентных рынков земли и другой недвижимости.

1. Говоря о направлениях совершенствования земельного законодательства, следует остановиться на нескольких позициях, которые, по мнению ТПП России, имеют приоритетное значение для формирования нормативной правовой базы по реализации земельной реформы.

1.1. Внести комплексные изменения в Земельный кодекс Российской Федерации (далее — ЗК РФ), направленные на устранение имеющихся противоречий и восполнение пробелов, исключение возможности неоднозначного толкования правовых норм, уточнение порядка предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и порядка их разрешенного использования.

1.2. Отменить отдельные категорий земель, как дублирующие институты территориального планирования и градостроительного зонирования, и в связи с этим уточнить вопросы перевода земель или земельных участков из одной кА тегории в другую.

1.3. Принять федеральный закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество» в целях:

создания единой федеральной системы в сфере государственной регистрации прав на недвижимость и государственного кадастрового учета недвижимости;

государственной регистрации прав, возникающих в силу закона, без заявления правообладателя или правоприобретателя на основании сведений, поступающих в порядке информационного взаимодействия от иных органов и нотариусов.

1.4. Внести изменения в законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования государственного земельного надзора. В настоящее время Правительством Российской Федерации внесен в Государственную Думу соответствующий законопроект (№ 421545-6), предусматривающий уточнение понятия государственного земельного надзора, прав должностных лиц, его осуществляющих, введение процедуры административного обследования земельного участка, по результатам которой может быть проведена внеплановая проверка. При его доработке предлагаем: уточнить целесообразность сохранения земельного контроля в рамках смежного законодательства и права уполномоченных органов при его осуществлении; сохранить институт производственного земельного контроля, осуществляемого собственником либо иным правообладателем земельного, что будет способствовать созданию системы непрерывного контроля и решению задачи по снижению числа нарушений земельного законодательства.

Заключение

Система Местных налогов и сборов, как и налоговая система в целом, нуждается в совершенствовании. От нее требуется, с одной стороны, обеспечивать финансовыми ресурсами потребности органов местного самоуправления, а с другой, служить инструментом местной социально-экономической политики, направленной на выполнение задач стабилизации экономики и важнейших структурных сдвигов, при этом сочетая дисциплину исполнения законов и свободу действий на местах. Необходимо реформировать земельное налогообложение. Это обусловлено повышением эффективности взимания земельных платежей в доходную часть бюджетов муниципальных образований, что в свою очередь даст возможность муниципалитетам более эффективно распоряжаться местными финансовыми ресурсами. Земельный налог, как собственный налоговый источник пополнения доходов муниципального образования, даже если он остается в бюджетах поселений, должен использоваться эффективней. Для этого, необходимо решить следующие задачи: — провести мероприятия по созданию эффективной оценке земель и постановке их на кадастровый учет; — провести разграничения государственной и муниципальной собственности на землю, собственности районов и муниципальных образований района; — создание условий для увеличения социального инвестиционного и производственного потенциала земли; — максимально вовлечь земельные ресурсы в экономический оборот и стимулировать инвестиционную деятельность на рынке недвижимости в интересах удовлетворения потребностей общества и граждан; — провести мероприятия по ликвидации недоимок по земельному налогу, что существенно пополнит доходную часть бюджетов муниципальных образований. Таким образом, из всего вышеизложенного можно сделать следующие выводы: -В современной России, где главным принципом является построение правового государства и гражданского общества, большое внимание уделяется местному самоуправлению, как форме осуществления народом своей власти. Но для эффективного функционирования, любое муниципальное образование должно иметь свои собственные финансовые ресурсы. Важным источником доходов местных бюджетов являются местные налоги — это налог на имущество физических лиц и земельный налог. -Земля является одним из первых объектов налогообложения. Первоначально земельные налоги занимали центральное место в налоговой системе государств Древнего мира и Средневековья. Это объясняется в первую очередь господством натурального хозяйства, ориентацией экономики на сельскохозяйственное производство.В развитии налогообложения в России ученые различают три периода, каждый из которых характеризуется теми или иными признаками и особенностями. Первые упоминания о взимании дани относятся к эпохе князя Олега. Древнерусские летописные своды употребляют этот термин. Прежде всего, в смысле военной контрибуции, которую подвластные славянские племена платили хазарам и варягам. Ею облагались даже первые русские князья. -Плательщиками земельного налога в соответствии с налоговым законодательством признаются физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения. Налоговой базой для исчисления земельного налога признается кадастровая стоимость земельного участка, сведения о которой поступают в налоговые органы из Федерального агентства объектов недвижимости по Краснодарскому краю. Уплачивается налог равными долями в 2 срока — не позднее 15 октября текущего года и 1 февраля следующего года. -Все владельцы сочинской земли обязаны платить земельный налог. Причем, собираемые средства от платы за землю полностью остаются в городе. Город-курорт с его дорогой землей просто обязан получать высокий доход от умно и гибко настроенной шкале налогообложения. В соответствии со ст.65 Земельного кодекса РФ использование земли является платным. -Налогоплательщики — организации и налогоплательщики — физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями в отношении земельных участков, используемых (предназначенных для использования) ими в предпринимательской деятельности, уплачивают авансовые платежи по налогу не позднее 5 мая, 5 августа, 5 ноября текущего налогового периода.

-Налогоплательщики — физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями, а также налогоплательщики — физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями в отношении земельных участков, принадлежащих им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования и не используемых (не предназначенных для использования) ими в предпринимательской деятельности, уплачивают налог не позднее 1 ноября года, следующего за истекшим налоговым периодом на основании налогового уведомления, направляемого налоговыми органами не позднее 1 октября года, следующего за истекшим налоговым периодом. -Земельный налог — это вид прямого налога, который выплачивают компании и физические лица, обладающие участками земли на правах собственности, постоянного пользования или пожизненного наследуемого владения. -Земельный налог устанавливается Налоговым Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований. -Земельный налог относится также к группе количественных (долевых, квотативных) налогов. Они исходят не из потребности покрытия определенного государством расхода, а из возможности налогоплательщика заплатить налог, учитывая при этом имущественное состояние налогоплательщика. -В соответствии с Земельным кодексом РФ, для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. -Земельный налог рассчитывается как произведение кадастровой стои­мости земельного участка и ставки­ налога, определяемой в соответст­вии с видом разрешенного использования земли. Под кадастровой стоимостью зе­­мельного участка понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки либо рассмотрения споров о результатах кадастровой стоимос­ти в суде или комиссии, специально созданной для разбирательства подобных споров (ст. 3 Федерального закона от 29.07.98 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности Российской Федерации»). Согласно пункту 3 статьи 66 Зе­­мельного кодекса РФ, оценка земель может производиться в со­­ответст­вии с государственной ка­­дастровой оценкой земель. А если определена рыночная стои­мость зе­­мельного участка, то кадастровая стои­мость устанавливается равной его рыночной стоимости. -Правила расчета налога напрямую зависят от даты, на которую обновляется кадастровая стоимость. Если новая кадастровая стоимость­ земельного участка внесена в ка­­дастр в течение налогового периода, то для расчета налога новая кадаст­ровая стоимость применяется по состоянию на 1 января года, следующего за тем налоговым периодом, в котором были произведены изменения в кадастре. Основанием для внесения изменений в государственный кадастр может являться судебное решение, решение комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также перевод земли из одной категории в другую. -Целью введения платы за землю является стимулирование рационального использования, охраны и освоения земель, повышения плодородия почв, выравнивание социально-экономических условий хозяйствования на землях разного качества, обеспечение развития инфраструктуры в населенных пунктах, формирование специальных фондов финансирования этих мероприятий.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. «Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 31.07.1998 N 146-ФЗ(ред. От 20.03.2014)

2. «Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)» от 05.08.2000 N 117-ФЗ(ред. от 20.03.2014)

3. Бюджетный Кодекс Российской Федерации с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2014г.

4. Дмитриева Н.Г., Дмитриев Д.Б. Налоги и налогообложение в Российский Федерации. М.: Феникс, 2013

5. Жидкова Е. Ю.. Налоги и налогообложение. учеб. пособие / Е. Ю. Жидкова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. :Эксмо.

6. Карасева М.Б. Финансовое право Российской Федерации, 2012

7. Майбуров И.А. Налоговая политика. Теория и практика. Учебник. ЮНИТИ 2012 г.

8. Пансков В. Г. Налоги и налогообложение Теория и практика Юрайт 2013

9. Администрация г.Сочи http://www.sochiadm.ru/

10. Блог Сочи http://www.blogsochi.ru/

11. Бизнес фактор http://www.biznes-faktor.ru/

12. Информационный портал большая библиотека http://www.e-ng.ru/

13. Налоговое право http://isfic.info/

14. Правовед http://www.pravowed.ru/

15. Поступление платежей http://www.rupto.ru/rupto/nfile/fa7

16. Право http://faq.pravo.ru/view/381/

17. Российский Налоговый Курьер http://www.rnk.ru/journal

18. Российская Газета http://www.rg.ru/

19. Словарь толковый http://www.slovarius.ru/263250

20. ТОРГОВО-ПРОМЫШЛЕННАЯ ПАЛАТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИКонцепция ТПП России по совершенствованию законодательства Российской Федерации на период 2014 — 2016 годов

21. Учет налоги право http://www.gazeta-unp.ru/reader.htm?id=2454газета

22. ФНС налог.ру

23. Федеральный правовой портал http://law.edu.ru/

24. Информационно – правовая система «Консультант плюс» http://www.consultant.ru/

25. Информационно – правовая система «Гарант» http://www.garant.ru/

ГЛОССАРИЙ

Налоговая система Совокупность налогов, законно взимаемых на территории страны; система методов и принципов налогообложения; государственные налоговые органы, обеспечивающие сбор налогов; система распределения платежей по звеньям бюджетной системы
Земельный налог уплачивают организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Основные элементы налога (без которых налоговое обязательство и порядок его исполнения не могут считаться определенными): налогоплательщики; объект налогообложения; налоговая база; налоговый период; налоговая ставка; порядок исчисления налога; порядок и сроки уплаты налога.
Кадастровая стоимость это расчетная величина, отражающая ценность (полезность) земельного участка при существующем его использовании.

СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ

НК РФ Налоговый Кодекс Российской Федерации
РФ Российская Федерация
ФЗ Федеральный закон
И др. и другие

Приложение 1 . Существенные факторы на рынке земельных участков г. Сочи.

Фактор Влияние
Восстановление экономики после кризиса Кредитование девелоперских проектов, повышение спроса со стороны девелоперов
Рост доходов населения Повышение спроса на участки со стороны физических лиц, увеличение стоимости участков под коттеджное строительство
Увеличение спроса на недвижимость эконом- класса Снижение общей стоимости земли
Улучшение сообщения между Сочи и другими городами России, СНГ и зарубежными странами посредством автомобильных, морских, авиационных и железнодорожных перевозок, строительство нового аэровокзала Увеличение туристических потоков, увеличение стоимости участков, подходящих под строительство рекреационных объектов
Перенос участка железной дороги (103 км), соединяющей Адлер и Туапсе Рост цен на землю в тех местах, где проходит железная дорога
Строительство горнолыжного курорта Красная Поляна Снижение влияния фактора сезонности в целом на рынок Сочи, дефицит участков под застройку в данном районе

Приложение 2

Значение цен предложений земельных участков в зависимости от района.

Район Среднее значение цены предложения за 1 сот. земельного участка, руб. Минимальное значение цены предложения за 1 сот. земельного участка, руб. Максимальное значение цены предложения за 1 сот. земельного участка, руб. Значение моды цены предложения за 1 сот. земельного участка, руб.
Центральный 760 325 60 000 7 927 164 1 000 000
Хостинский 582 492 40 000 4 246 695 500 000
Адлерский (с пос. Красная Поляна) 867 436 38 172 13 097 347 250 000
Лазаревский 434 735 50 000 3 000 000 500 000

Приложение 3

Доля предложений земельных участков в зависимости от целевого назначения.

Назначение Доля в общем количестве
ИЖС 51,1%
Коммерческого использования 4,5%
Личного подсобного хозяйства 13,0%
Рекреационного использования 0,5%
Садоводства 30,2%
Сельхозназначения 0,8%

Приложение 4.

Существенные факторы на рынке земельных участков г. Сочи.

Фактор Влияние
Восстановление экономики после кризиса Кредитование девелоперских проектов, повышение спроса со стороны девелоперов
Рост доходов населения Повышение спроса на участки со стороны физических лиц, увеличение стоимости участков под коттеджное строительство
Увеличение спроса на недвижимость эконом- класса Снижение общей стоимости земли
Улучшение сообщения между Сочи и другими городами России, СНГ и зарубежными странами посредством автомобильных, морских, авиационных и железнодорожных перевозок, строительство нового аэровокзала Увеличение туристических потоков, увеличение стоимости участков, подходящих под строительство рекреационных объектов
Перенос участка железной дороги (103 км), соединяющей Адлер и Туапсе Рост цен на землю в тех местах, где проходит железная дорога
Строительство горнолыжного курорта Красная Поляна Снижение влияния фактора сезонности в целом на рынок Сочи, дефицит участков под застройку в данном районе

Приложение 5

Справочник категорий земли

Код Наименование категории земли
ЗЕМЛИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ
Сельскохозяйственные угодья
Земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, водными объектами, а также занятые зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции
Прочие земли сельскохозяйственного назначения
ЗЕМЛИ НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ
Земли в пределах населенных пунктов, отнесенные к территориальным зонам сельскохозяйственного использования
Земельные участки, занятые жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса
Земельные участки, предоставленные для жилищного строительства
Земельные участки, приобретенные в собственность юридическими и физическими лицами на условиях осуществления на них жилищного строительства (за исключением индивидуального жилищного строительства)
Земельные участки, приобретенные в собственность физическими лицами на условиях осуществления на них индивидуального жилищного строительства
Земельные участки, предоставленные для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства и огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства
Земельные участки, предоставленные юридическим лицам для ведения садоводства и огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства
Земельные участки, предоставленные физическим лицам для личного подсобного хозяйства, садоводства и огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства
Земли в пределах населенных пунктов, отнесенные к производственным территориальным зонам и зонам инженерных и транспортных инфраструктур
Прочие земельные участки
ЗЕМЛИ ПРОМЫШЛЕННОСТИ, ЭНЕРГЕТИКИ, ТРАНСПОРТА, СВЯЗИ, РАДИОВЕЩАНИЯ, ТЕЛЕВИДЕНИЯ, ИНФОРМАТИКИ, ЗЕМЛИ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОСМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ЗЕМЛИ ОБОРОНЫ, БЕЗОПАСНОСТИ И ЗЕМЛИ ИНОГО СПЕЦИАЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ
Земли промышленности
Земли энергетики
Земли транспорта
Земли связи, радиовещания, телевидения, информатики
Прочие земли
Земли обороны
Земли безопасности
Земли иного специального назначения
ЗЕМЛИ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ТЕРРИТОРИЙ И ОБЪЕКТОВ
ЗЕМЛИ ЛЕСНОГО ФОНДА
ЗЕМЛИ ВОДНОГО ФОНДА
ЗЕМЛИ ЗАПАСА
Прочие земли

Приложение 6

Коды, определяющие способ представления

налоговой декларации по земельному налогу

в налоговый орган

Код Наименование
На бумажном носителе (по почте)
На бумажном носителе (лично)
На бумажном носителе с дублированием на съемном носителе (лично)
По телекоммуникационным каналам связи с ЭЦП
Другое
На бумажном носителе с дублированием на съемном носителе (по почте)
На бумажном носителе с использованием штрих-кода (лично)
На бумажном носителе с использованием штрих-кода (по почте)

§ 2. Земельный строй Российской империи

Земельный строй в первой половине XIX в. В этот период завершается многолетний процесс кодификации законодательства России, который осуществлялся под руководством М.М. Сперанского. В 1835 г. был опубликован и введен в действие Свод законов Российской империи.

Регулированию отношений собственности, в том числе на землю, в Своде законов уделялось большое внимание. Имущество делилось на недвижимое и движимое. Недвижимое имущество делилось на «благоприобретенное» и родовое. Было закреплено право собственности на землю как «право на все произведения на поверхности ее, на все, что заключается в недрах ее, на воды, в пределах ее находящиеся, и, словом, на все ее принадлежности».

Существовали значительные ограничения права собственности на землю. Земельные наделы казенных и удельных крестьян не могли отчуждаться. В отношении дворянских имений действовало правило о преимущественной покупке членом данного рода. Дворянские имения могли переходить по наследству только старшему сыну, т.е. закреплялась система майората. Крестьянам было запрещено выходить из общины и закреплять за собой в частную собственность земельный надел.

Сервитутом признавалось установленное законом в пользу всех без изъятия право проезда по дорогам, на речных судах. Действовало право владельца земли и покосов, лежащих в верхнем течении реки, требовать, чтобы сосед не поднимал уровень речной воды запрудами, не затапливал его пашен и лугов и т.д.

Земельный строй второй половины XIX в. — 1917 г. Самое значительное событие второй половины XIX в. — крестьянская реформа 1861 г., осуществленная на основе ряда законодательных актов: Манифеста от 19 февраля 1861 г. об освобождении крестьян от крепостной зависимости; Общего положения о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости; Положения об устройстве дворовых людей; Положения о выкупе; Положения о губернских и уездных по крестьянским делам учреждениях; четырех местных положений о поземельном устройстве крестьян в разных губерниях России; Правил о порядке приведения в действие положений о крестьянах. Действовали также и другие акты.

Вопрос о предоставлении земли бывшим крепостным крестьянам был решен путем обязательного наделения крестьян землей (усадебной и полевой) за выкуп. Крестьяне наделялись землей не в собственность, а в постоянное пользование, за что были обязаны отбывать в пользу помещиков повинности работой или деньгами. Размер повинности соответствовал не доходности земли, а величине оброка, существовавшего до отмены крепостного права. Надельные земли становились собственностью крестьян только после выкупа их по установленной цене. Для выкупа полевой земли требовалось согласие помещика. В течение 9 лет надельные земли не могли отчуждаться. По истечении этого срока, пока не была погашена выкупная ссуда, для отчуждения надельных земель требовалось специальное разрешение губернского присутствия. Запрещалось также закладывать надельные земли для получения ссуды.

Реформа 1861 г. сохранила две исторически сложившиеся основные формы землевладения: общинное землевладение, существовавшее на большей части территории России, и подворное землевладение — главным образом на западе страны. При обеих формах землевладения хозяйствующей единицей и субъектом права землевладения на отдельных «полосах» являлся крестьянский двор. Крестьянский двор как институт не был затронут реформой 1861 г. Он представлял собой семейно-трудовое объединение, которое возглавлялось домохозяином, представлявшим двор на сельском и волостном сходах. Различия между указанными формами землевладения заключались в том, что при подворном землевладении расположение и размеры «полос» отдельных дворов и полевых наделов оставались неизменными. Община была формой «поземельного поравнения» таких полос путем периодических «общих переделов», а в периоды между ними — путем «частных переделов». Поравнение производилось в зависимости от изменения семейного состава дворов.

Община имела особое правовое значение. Административное устройство в России было связано с общинной формой владения землей. Общинное владение землей подразумевало предоставление каждому из своих членов равного участия в мирских делах и использования земли. Крестьянин лишался права владения общинными землями и угодьями без какой-либо компенсации в том случае, если переселялся в другое место жительства. Свой участок земли крестьянин в этом случае оставлял безвозмездно общине. Правила общинного землевладения предусматривали, что крестьянин имел право пользования своей частью земли, но был не вправе уступить ее, иначе говоря, продать другому лицу.

Радикальные изменения земельного строя России, прежде всего, в направлении разрушения общины, связывавшей свободное развитие крестьянских хозяйств, были осуществлены после революции 1905 г. Столыпинская аграрная реформа началась с Указа от 9 ноября 1906 г. «О дополнении некоторых постановлений действующего закона, касающегося крестьянского землевладения и землеустройства». Каждый домохозяин — член общины получал право требовать от общины выделения ему единого земельного надела в собственность.

В последующем этот Указ был утвержден Государственной Думой в качестве Закона от 14 июня 1910г., который дополнительно признал всех крестьян частными собственниками земли в тех общинах, где земельные переделы не проводились в течение последних 24 лет. Принципиально важные моменты этих указа и закона состояли в следующем.

В обществах, в которых длительное время не проводилось общих переделов, общинный порядок землевладения считался упраздненным. Общества признавались перешедшими к подворному порядку землевладения, а отдельные домохозяева — частными собственниками находившихся в их владении земельных участков. Каждому домохозяину во всех обществах с общинным порядком землевладения предоставлялось право во всякое время, а не только при общих переделах требовать закрепления его участка надельной земли в частную собственность. Домохозяин получал также право требовать выделения из общинных земель в частную собственность участок надельного землевладения, находящегося в пользовании двора, даже если его размеры превышали норму, причитающуюся на долю двора в данном сельском обществе на момент выдела. Домохозяин имел право вместо закрепленных за ним чересполосных участков требовать выделения ему «отруба» или «хутора», т.е. объединения всех разрозненных участков в одном месте и перенесения туда усадьбы. Эта мера должна была содействовать процессу создания крепких крестьянских хозяйств, независимых от общинных порядков.

Был ограничен принцип семейной собственности в крестьянском дворе. Предусматривалось, что собственником участка земли, закрепленного за двором, равно как и имущества двора, признается не двор в целом, а единолично домохозяин, т.е. глава семьи.

Основной целью регулирования отношений частной собственности на землю в первую очередь на селе являлось стимулирование экономического развития сельского хозяйства в России.

Этапы развития земельного права в России

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерство образования и науки Российской Федерации

ФГБОУ ВПО Тольяттинский государственный университет

Заочная форма обучения с использованием дистанционных образовательных технологий

Контрольная работа

по дисциплине «Земельное право»

Тема «Основные этапы развития земельного права в России»

Студент А.В. Жесткова

Группа ЮРз-1102Д

Тольятти 2014 г.

1. Земельный строй дореволюционной России

Формирование крепостного права уходит во времена становления Киевской Руси. В то время подлежали усиленной охране все частные землевладения. На это указывает текст статьи 34 «Русской Правды» (Краткая редакция). В ней был установлен высокий штраф за порчу межевого знака, чем подчеркивалась забота древнерусского государства об обеспечении устойчивости земельного правопорядка.

В 1565 г. Иван Грозный разделил земли государства на земские (обычные) и опричные (особые), включив в последние земли оппозиционной княжеско-боярской аристократии.

В 1580 г. церковным Собором было принято решение, запрещавшее митрополитам, архиереям и монастырям покупать вотчины у служилых людей, принимать земли в заклад и на помин души, увеличивать каким-либо другим способом свои земельные владения.

Во второй половине XVI в. проведена повсеместная опись вотчинных земель, информация о которых была занесена в писцовые книги, что способствовало упорядочению финансовой и налоговой систем и служилых обязанностей феодалов. В дальнейшем государство провело повсеместное описание земель с подразделением их на окладные единицы («сохи»). Полученная информация и документация способствовали созданию системы крепостного права.

В общегосударственном масштабе крепостное право оформилось Судебником 1497 г, и последующими указами о заповедных и урочных летах 1591 г. Полное прикрепление крестьянина к земле и подчинение его административной и судебной власти феодала окончательно оформились Соборным уложением 1649 г.

Земельная реформа 1861 г. была осуществлена на принципах, сформулированных при императоре Александре П. Ими стали:

а) собственность на землю сохраняется за прежними владельцами-помещиками;

б) крестьяне получают усадебную оседлость и наделы на условиях по следующего выкупа или отработки;

в) крестьяне выступают как социальный субъект земельно-правовых отношений только в составе общины;

г) всемерно должен быть обеспечен фискальный и казенный интерес при реорганизации земельных отношений.

Первая земельная реформа в России не принесла экономического процветания крестьянам, получившим за выкупные платежи от 2,5 до 5,7 десятин среднедушевой надельной земли. Они не соответствовали трудовым силам и потребностям земледельческого населения.

Последовавшая в начале XX в. вторая реформа в сельском хозяйстве и землепользовании России стала именоваться по имени премьер-министра того времени П.А. Столыпина. Эта реформа, не затрагивая существенно правового статуса помещичьих земель, имела своей целью внести коренные изменения в правовое положение личности и землевладения крестьянства. Так, Указом от 8 ноября 1905 года были отменены выкупные платежи за надельные земли, отведенные крестьянам в ходе реформы 1861 г. В основе последующих указов от 4 марта и от 15 ноября 1906 г. и Закона от 14 июня 1910 г. лежала концепция замены общинного крестьянского землевладения и землепользования частной (подворной).

В период столыпинской реформы окончательно сложился земельный правопорядок Российской империи, который затем существовал до 1917 г. По правовому режиму земельной фонд России того периода включал:

1. Государственные земли.

2. Монастырские земли.

3. Майоратские земли.

4. Частновладельческие земли.

5. Посессионные земли.

6. Общественные земли.

2. Земельное законодательство советского периода

Первым законодательным актом советского государство стал декрет Всероссийского съезда советов от 26 октября (7 ноября) 1917 г. «О земле».

Декрет «О земле» действовал в течение шести лет, но его положения легли в дальнейшем в основу советского земельного законодательства. Так, были приняты Декрет СНК от 29 декабря 1917 г. «О запрещении сделок с недвижимостью», Декрет ВЦИК от 27 мая 1918 г. «О лесах», Декрет СНК РСФСР от 30 апреля 1920 г. «О недрах земли».

С 1922 г. началась кодификация земельного законодательства, преследовавшая цель: «создать стройный, доступный пониманию каждого земледельца свод законов о земле». Кодификация завершилась созданием Земельного кодекса РСФСР 1922 г. В его основных положениях подтверждалось, что вся земля в пределах РСФСР, в чьем бы ведении она ни состояла, составляет собственность рабоче-крестьянского государства и образует единый государственный земельный фонд.

Первым общесоюзным законом, определившим правовой режим всех категорий земель, стали Общие начала землепользования и землеустройства, утвержденные ЦИК СССР 15 декабря 1928 г.

Последующие реформы 1953 г., 1965 г., принятие Продовольственной программы 1982 г. и внедрение методов внутрихозяйственного, арендного и семейного подрядов на селе не дало ожидаемого результата.

Нужны были более радикальные изменения в правилах пользования и владения землями в Российской Федерации. И они были проведены в последнем десятилетии ушедшего столетия.

3. Современная земельная реформа

землевладение крестьянство правопорядок

В сфере земельных отношений все настойчивее возникала необходимость следующих преобразований:

* придание земле легальной денежной оценки, переход к арендным отношениям сельскохозяйственных предприятий при передаче земли в долевую собственность крестьян;

* легализация Других форм частной собственности на землю;

* расширение полномочий местных органов власти в части планирования использования земли и распоряжения ею;

* разграничение федеральных государственных земель и земель субъектов РФ, а также местного самоуправления;

* обеспечение реальной информированности общественности о положении дел в земельном хозяйстве страны и выработка процедуры ее участия в решении спорных вопросов относительно использования земли;

* усиление значения экологических критериев, ограничивающих бесконтрольное создание вредных производств и применение опасных технологий;

* повышение эффективности государственного земельного кадастра мониторинга и контроля за правильным использованием, ох раной и улучшением земель.

Мероприятия земельной реформы нашли отражение в специальных федеральных законах России. Первый Закон «О земельной реформе» был принят Верховным Советом РСФСР 23 ноября 1990 года (в ред. 27 декабря).

Положения Закона «О земельной реформе» 1990 года были закреп лены в Земельном кодексе РСФСР, принятом Верховным Советом РСФСР 25 апреля 1991 года. Более подробно, чем в Кодексе, вопросы реформирования земельных отношений на селе решались в Законе РСФСР «О крестьянском (фермерском) хозяйстве 1990 года, Указах Президента РФ и Постановлениях Правительства РФ о порядке реорганизации колхозов и совхозов, приватизации государственных сельскохозяйственных предприятий и в других нормативно-правовых актах этого периода земельной реформы.

С 1990 г. вышло множество Указов Президента Российской Федерации и правительственных правовых актов, направленных на конкретизацию законодательных предписаний о направлениях, порядке и правилах осуществления земельной реформы и перераспределения земель между собственниками и пользователями земельными участками. Особое место среди законодательных предписаний в реализации земельной реформы стали занимать нормы Гражданского кодекса РФ. Они способствовали формированию земельного рынка и реализации сделок о перераспределении земельных участков между собственниками и землепользователями, гражданами и юридическими лицами.

Разработана и утверждена Правительством РФ 26 июня 1999 г. «Федеральная целевая программа «Развитие земельной реформы в Российской Федерации на 1999-2002 годы» 30 октября 2001 года опубликован и вступил в юридическую силу Земельный кодекс Российской Федерации.

Литература

1. Улюкаева В.Х., Земельное право М: Частное Право, 2010 г.-344с.

2. Краснова И.О., Земельное право. Москва, 2013 г.

3. Исаев Н.Г., История государства и права России Москва, 2010 г.

Размещено на Allbest.ru