Применение амнистии

Постановление Государственной Думы от 24 апреля 2015 г. N 6576-6 ГД г. Москва «Об объявлении амнистии в связи с 70-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 годов»

В ознаменование 70-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 годов, руководствуясь принципом гуманизма, в соответствии с пунктом «ж» части 1 статьи 103 Конституции Российской Федерации Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации постановляет:

1. Освободить от наказания впервые осужденных к лишению свободы за умышленные преступления небольшой и средней тяжести:

1) лиц, принимавших участие в боевых действиях по защите Отечества, и приравненных к ним лиц;

2) лиц, выполнявших воинский либо служебный долг в Афганистане или других государствах, где велись боевые действия;

3) военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, а также иных организаций, участвовавших в выполнении задач в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона;

4) лиц, награжденных государственными наградами СССР и (или) Российской Федерации;

5) несовершеннолетних;

6) лиц, принимавших участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие этой катастрофы либо вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча;

7) женщин, имеющих несовершеннолетних детей и (или) детей-инвалидов, беременных женщин, за исключением совершивших преступление в отношении несовершеннолетних;

8) одиноких мужчин, имеющих несовершеннолетних детей и (или) детей-инвалидов, за исключением совершивших преступление в отношении несовершеннолетних;

9) мужчин старше 55 лет и женщин старше 50 лет;

10) инвалидов I или II группы, а также больных активной формой туберкулеза, отнесенных в установленном порядке к I или II группе диспансерного учета, и больных онкологическими заболеваниями III или IV клинической группы.

2. Освободить от наказания осужденных к лишению свободы на срок до пяти лет включительно за умышленные преступления, совершенные в возрасте до 18 лет, ранее не отбывавших лишение свободы и не подпадающих под действие пункта 1 настоящего Постановления.

3. Освободить от наказания осужденных к лишению свободы на срок до пяти лет включительно, совершивших преступления по неосторожности.

4. Освободить от наказания условно осужденных, осужденных, которым до дня вступления в силу настоящего Постановления неотбытая часть наказания заменена более мягким видом наказания или отбывание наказания которым отсрочено, а также осужденных к наказанию, не связанному с лишением свободы.

5. Освободить от наказания в виде лишения свободы осужденных, неотбытая часть наказания которых на день окончания исполнения настоящего Постановления составляет менее одного года.

6. Прекратить находящиеся в производстве органов дознания,
органов предварительного следствия и судов уголовные дела о преступлениях, совершенных до дня вступления в силу настоящего Постановления:

1) в отношении лиц, указанных в пункте 1 настоящего Постановления, подозреваемых и обвиняемых в совершении умышленных преступлений небольшой и средней тяжести;

2) в отношении подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений по неосторожности, за которые предусмотрено максимальное наказание, не превышающее пяти лет лишения свободы;

3) в отношении подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, за которые не предусмотрено наказание, связанное с лишением свободы.

7. По уголовным делам об умышленных преступлениях, за которые предусмотрено наказание свыше пяти лет лишения свободы и которые совершены до дня вступления в силу настоящего Постановления лицами, не достигшими на момент совершения преступления возраста 18 лет, ранее не отбывавшими лишение свободы и не подпадающими под действие пункта 1 настоящего Постановления, суд, если признает необходимым назначить наказание до пяти лет лишения свободы включительно, освобождает указанных лиц от наказания.

8. По уголовным делам о преступлениях, совершенных по неосторожности, за которые предусмотрено наказание свыше пяти лет лишения свободы и которые совершены до дня вступления в силу настоящего Постановления лицами, не достигшими на момент совершения преступления возраста 18 лет, ранее не отбывавшими лишение свободы и не подпадающими под действие пункта 1 настоящего Постановления, суд, если признает необходимым назначить наказание до пяти лет лишения свободы включительно, освобождает указанных лиц от наказания.

9. По уголовным делам о преступлениях, которые совершены до дня вступления в силу настоящего Постановления, суд, если признает необходимым назначить лицам наказание условно, назначить наказание, не связанное с лишением свободы, либо применить отсрочку отбывания наказания, освобождает указанных лиц от наказания.

10. Сократить неотбытую часть наказания:

1) лицам, указанным в подпунктах 1 — 9 пункта 1 настоящего Постановления, осужденным к лишению свободы на срок свыше пяти лет за умышленные преступления, — на одну треть, осужденным к лишению свободы на срок свыше десяти лет за умышленные преступления, — на одну четверть;

2) осужденным к лишению свободы на срок свыше пяти лет за преступления, совершенные по неосторожности, — на одну треть.

11. Освободить осужденных, подпадающих под действие пунктов 1 — 4 настоящего Постановления, от дополнительных видов наказаний, не исполненных на день вступления в силу настоящего Постановления, за исключением дополнительного наказания в виде лишения права управлять транспортным средством.

12. Снять судимость с лиц, освобожденных от наказания на основании пунктов 1 — 4 и 7 — 9 настоящего Постановления.
13. Не распространять действие настоящего Постановления:

1) на осужденных, совершивших преступления, предусмотренные статьями 64, 65, 66 и 67, частями первой и второй статьи 672, статьями 69, 701, 71, 72, 74, 77, 771, 772, 78, 79, 86, 87, 102, 103, 108, 117, 121, 1251, 1252 и 1261, частью третьей статьи 144, частями второй и третьей статьи 145, статьей 146, частями второй и третьей статьи 147, статьей 1472, частями третьей, четвертой и пятой статьи 148, частями третьей и четвертой статьи 1481, статьей 173, частью второй статьи 176, статьей 1762, частью второй статьи 180, статьями 188, 1912 и 1915, частью третьей статьи 206, статьями 2132 и 2133, частью первой статьи 218, статьей 2181, частями первой и второй статьи 224, статьей 2241, частью второй статьи 2242, частью второй статьи 225, частью второй статьи 2251, статьей 2261, пунктами «б» и «в» статьи 240, статьей 242, пунктом «в» статьи 244, пунктами «б» и «в» статьи 260 Уголовного кодекса РСФСР;

2) на осужденных, совершивших преступления, предусмотренные статьями 105 и 111, частью второй статьи 117, частью третьей статьи 122, статьей 126, частью третьей статьи 127, статьями 1271 и 1272, частью второй статьи 128, статьями 131, 132, 133, 134 и 135, частями второй, третьей и четвертой статьи 150, частью третьей статьи 151, частями третьей и четвертой статьи 158, частями третьей и четвертой статьи 159, частью четвертой статьи 1591, частью четвертой статьи 1592, частью четвертой статьи 1593, частью третьей статьи 1594, частью четвертой статьи 1595, частью четвертой статьи 1596, частями третьей и четвертой статьи 160, частями второй и третьей статьи 161, статьей 162, частями второй и третьей статьи 163, статьей 164, частями третьей и четвертой статьи 166, частью четвертой статьи 174, частью четвертой статьи 1741, статьей 186, частью третьей статьи 189, частью второй статьи 201, статьями 205, 2051, 2052, 2053, 2054, 2055, 206, 207, 208, 209, 210 и 211, частями первой, второй и четвертой статьи 212, частями второй и третьей статьи 213, частью второй статьи 214, частями второй и третьей статьи 221, частями второй и третьей статьи 222, частями второй и третьей статьи 2221, частями первой, второй и третьей статьи 223, статьями 2231, 226 и 2261, частями второй и третьей статьи 227, частями второй и третьей статьи 228, статьей 2281, частью второй статьи 2284, статьями 229 и 2291, частями второй и третьей статьи 230, частью второй статьи 231, статьей 232, частью третьей статьи 234, частью третьей статьи 2341, частями второй и третьей статьи 2381, частями второй и третьей статьи 240, статьей 2401, частями второй и третьей статьи 241, частями второй и третьей статьи 242, статьями 2421, 2422, частью второй статьи 244, частями четвертой, пятой и шестой статьи 264, статьями 275, 276, 277, 278, 279, 281, 282, 2821, 2822, частью второй статьи 2823, частью третьей статьи 285, частями второй и третьей статьи 286, статьями 290, 291, 2911, 295, 296, 299 и 300, частью третьей статьи 301, статьей 313, частью третьей статьи 314, статьями 317, 318 и 321, частью второй статьи 3221, статьей 329, частью второй статьи 333, частями второй и третьей статьи 335, статьями 353, 354, 3541, 355, 356, 357, 358, 359 и 360 Уголовного кодекса Российской Федерации;

3) на осужденных, признанных в соответствии с Уголовным кодексом РСФСР особо опасными рецидивистами или совершивших преступления при особо опасном рецидиве в соответствии с Уголовным кодексом Российской Федерации;

4) на осужденных, вновь совершивших умышленные преступления в местах лишения свободы;

5) на лиц, освобождавшихся после 2005 года от наказания в порядке помилования или в соответствии с актами об амнистии и вновь совершивших умышленные преступления;

6) на осужденных, являющихся злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания.

14. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования и подлежит исполнению в течение шести месяцев.

Председатель Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации

С. Нарышкин

Москва

Постановление об объявлении амнистии в связи с 70-летием Победы в Великой отечественной войне. Проект, подготовленный Советом при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека

В ознаменование 70-летия победы в Великой Отечественной войне, руководствуясь принципами гуманизма, милосердия и справедливости, в соответствии с пунктом «е» части 1 статьи 103 Конституции Российской Федерации Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации постановляет:

1. Освободить от наказания впервые осужденных к лишению свободы на срок до трех лет включительно.

2. Освободить от наказания в виде лишения свободы независимо от назначенного срока осужденных:

а) женщин, имеющих несовершеннолетних детей (в том числе усыновленных, приемных и принятых под опеку) либо детей – инвалидов;

б) беременных женщин;

в) мужчин старше 60 и женщин старше 55 лет;

г) инвалидов I или II группы;

д) страдающих тяжким, препятствующим отбыванию наказания в виде лишения свободы заболеванием, указанным в Перечне заболеваний, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 6 февраля 2004 г. N 54 «О медицинском освидетельствовании осужденных, представляемых, к освобождению в связи с болезнью», — исходя из одного только наличия такого заболевания;

е) в отношении которых в установленном законом порядке подтверждено причинение тяжкого вреда здоровью в период содержания под стражей или отбывания наказания в виде лишения свободы, за исключением случаев членовредительства.

3. Освободить от наказания в виде лишения свободы осужденных на срок до пяти лет включительно, принимавших участие в боевых действиях или в действиях по защите Отечества.

4. Освободить от наказания в виде лишения свободы осужденных на срок до пяти лет включительно:

— совершивших преступления в возрасте до 18 лет;

— совершивших преступления по неосторожности;

— впервые совершивших умышленные преступления.

5. Освободить от наказания в виде лишения свободы не перечисленных в пункте 4 осужденных за умышленные преступления:

а) на срок свыше трех лет до пяти лет включительно, отбывших не менее одной трети назначенного срока наказания;

б) на срок свыше пяти лет до десяти лет включительно, отбывших не менее половины назначенного срока наказания;

в) на срок свыше десяти лет, отбывших не менее двух третей назначенного срока наказания.

г) на срок до 10 лет включительно, не подпадающих под действие пунктов 1-4, подпунктов «а, б, в» настоящего пункта, если все потерпевшие по уголовному делу, как это усматривается из протокола судебного заседания, просили суд не лишать указанных лиц свободы;

д) на срок до 10 лет включительно, не подпадающих под действие пунктов 1-4, подпункты «а, б, в,» настоящего пункта, если они до истечения 6 месяцев с принятия настоящего постановления полностью возместили причиненный вред .

6. Освободить от наказания в виде лишения свободы осужденных на срок свыше пяти лет до десяти лет включительно, совершивших преступления по неосторожности и отбывших не менее одной трети назначенного срока наказания .

7. Сократить не отбытую часть наказания:

а) наполовину:

— осужденным к лишению свободы, совершившим преступления в возрасте до 18 лет и не подпадающим под действие пунктов 1,2,4-6 настоящего Постановления,

— осужденным за умышленные преступления к лишению свободы на срок до пяти лет включительно, не подпадающим под действие пунктов 3-5 настоящего Постановления,

— осужденным за преступления, совершенные по неосторожности, к лишению свободы на срок до десяти лет включительно, не подпадающим под действие пункта 6 настоящего Постановления,

— осужденным, к которым при вынесении приговора и назначении наказания были применены положения статей 22 и 96 Уголовного кодекса Российской Федерации.

б) на одну треть

— осужденным за умышленные преступления к лишению свободы на срок до десяти лет включительно, не подпадающим под действие пункта 2, подпункта «б» пункта 5 настоящего Постановления.

в) на одну четверть

— осужденным за умышленные преступления к лишению свободы на срок свыше десяти лет, не подпадающим под действие пункта 2, подпункта «в» пункта 5 настоящего Постановления.

8. Освободить осужденных от наказания в виде лишения свободы, а также осужденных к исправительным или принудительным работам, не отбытая часть срока наказания которых на день начала исполнения настоящего Постановления составляет менее одного года.

Сократить на один год срок наказания всем осужденным к лишению свободы, в том числе за преступления, названные в пункте 20, за исключением случаев, подпадающих под действие пункта 7, настоящего постановления.

9. Сократить вдвое:

а) испытательный срок условно осужденным;

б) размер штрафа; сроки обязательных работ, лишения или ограничения прав, ограничения по воинской службе, ограничения свободы осуждённым, которым данные виды наказания назначены в качестве основных или дополнительных.

10. Прекратить находящиеся в производстве органов дознания, предварительного расследования и судов уголовные дела о преступлениях, совершенных до вступления в силу настоящего Постановления, за которые в качестве максимального предусмотрено наказание:

а) не связанное с лишением свободы или не превышающее трех лет лишения свободы;

б) не превышающее пяти лет лишения свободы, если подозреваемый или обвиняемый являлся несовершеннолетним, совершил преступление по неосторожности или впервые совершил умышленное преступление.

11. По уголовным делам о преступлениях, совершённых до вступления в силу настоящего Постановления, суд

— освобождает от наказания в случаях, когда:

а) в связи с совершением преступления, за которое предусмотрено наказание в виде лишения свободы, согласно приговору назначается наказание до трех лет лишения свободы включительно или не связанное с лишением свободы,

б) в связи с совершением несовершеннолетним преступления, за которое предусмотрено наказание свыше пяти лет лишения свободы, согласно приговору назначается наказание до пяти лет лишения свободы включительно;

в) в связи с преступлением, совершенным по неосторожности, за которое предусмотрено наказание свыше пяти лет лишения свободы, согласно приговору назначается наказание до пяти лет лишения свободы включительно;

г) в связи с совершением лицом впервые умышленного преступления, за которое предусмотрено наказание свыше пяти лет лишения свободы, согласно приговору назначается наказание до пяти лет лишения свободы включительно.

— сокращает срок наказания на одну пятую в случаях, не указанных в подпунктах «а» – «г» настоящего пункта.

12. Органы, применяющие акт амнистии, освобождая лицо, которому судом в связи с совершением уголовного преступления назначены указанные в статье 99 Уголовного Кодекса Российской Федерации принудительные меры медицинского характера, направляют материалы производства по применению указанных мер в орган здравоохранения по месту постоянного жительства или временного пребывания обвиняемого или осужденного для решения вопроса о применении принудительного лечения в порядке, предусмотренном Законом РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» от 2 июля 1992 г. N 3185-1

13. Не распространять действие пункта 1, подпунктов «а» и «б» пункта 2, пунктов 3,4,5,7,8,11 настоящего Постановления на:

а) осужденных, освобождавшихся из мест лишения свободы в порядке помилования или в соответствии с актами об амнистии после 1994 года и вновь совершивших умышленные преступления;

б) осужденных, вновь совершивших в период содержания под стражей или отбытия наказания в виде лишения свободы умышленные преступления, повлекшие тяжкие последствия для жизни и здоровья человека;

в) осужденных, признанных особо опасными рецидивистами в соответствии с Уголовным кодексом РСФСР или осужденных к лишению свободы при особо опасном рецидиве в соответствии с Уголовным кодексом Российской

14. Освободить от наказания осужденных к аресту или к содержанию в дисциплинарной воинской части.

15. Освободить осужденных, подпадающих под действие пунктов 1 — 6 настоящего Постановления, от дополнительных видов наказаний, не исполненных на день его вступления в силу.

16. При применении пунктов 3 — 6, 13 настоящего Постановления к одному из преступлений, совершенных лицами, осужденными по совокупности преступлений или совокупности приговоров, суд, рассматривая вопрос о применении акта амнистии в порядке статьи 399 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, устанавливает размер окончательного наказания:

— в отношении преступлений небольшой или средней тяжести лишь путем поглощения менее строгого наказания более строгим;

— в отношении тяжких и особо тяжких преступлений путем частичного сложения наказаний без изменения пропорций, из которых суд исходил в приговоре при назначении отбываемого наказания.

17. Снизить для осужденных к пожизненному лишению свободы срок, по истечении которого они вправе обратиться с ходатайством об условно-досрочном освобождении, с двадцати пяти до двадцати лет.

18. Сократить лицам, имеющим судимость и в течение не менее, чем шести месяцев с момента освобождения из мест лишения свободы, не подвергавшимся административным взысканиям и не нарушавшим возложенные на них судом обязанности, срок погашения судимости в два раза.

Снять судимость с освобождённых от наказания и проживающих на территории РФ лиц, которым наличие судимости препятствует вступлению в гражданство РФ.

Снять административный надзор в отношении лиц, освобождённых из мест лишения свободы, если они в течение года с момента его установления не допустили нарушений правил надзора, а также не привлекались к административной или уголовной ответственности.

19. Освободить от исполнения административных наказаний физических лиц, которые до принятия настоящего постановления, совершили административное правонарушение и были осуждены к штрафу или административному аресту.

Сократить вдвое срок лишения специального права либо запрета заниматься определенной деятельностью лицам, которым данные административные меры были назначены за административное правонарушение, совершенное до принятия настоящего постановления.

20. Не распространять действие пунктов 2 — 4 (кроме подпункта «г» пункта 2), 10, 11 настоящего Постановления на осужденных за оконченные преступления, предусмотренные:

а) статьями 64, 65, 66, 102, статьями 213.2, 213.3, пунктом «в» статьи 240 Уголовного кодекса РСФСР.

б) статьями 105, 111, частью второй статьи 117, частью третьей статьи 122, частями второй и третьей статьи 126, частью третьей статьи 127, пунктом «а» части третьей статьи 127.1, частью третьей статьи 127.2., частью второй статьи 128, пунктами «а» и «б» части второй, частями третьей — пятой статьи 131, пунктами «а» и «б» части второй, частями третьей – пятой статьей 132, частями третьей– четвертой статьи 162, частью четвертой статьи 166, пунктом «б» части второй и частью третьей статьи 205, пунктами «в» — «е» части второй, частями третьей, четвертой статьи 206, статьями 209, 210, пунктами «в» и «г» части второй, частью третьей статьи 211, частью третьей статьи 221, частями второй – четвертой статьи 226, частью третьей статьи 227. частью третьей статьи 228, частями третьей – пятой статьи 228.1, частями третьей и четвертой статьи 229, частью четвертой статьи 229.1, частями второй и третьей статьи 230, статьями 275, 276 и 278 (если лицо, привлеченное к уголовной ответственности за преступления, предусмотренные данными статьями, не предприняло действий по предотвращению ущерба интересам Российской Федерации), статьями 277, 279, 281, частью третьей статьи 285, частью третьей статьи 286, частями четвертой – шестой статьи 290, статьей 295, частью третьей статьи 301, статьей 317, частью третьей статьи 321, пунктами «б» и «в» части второй статьи 333, пунктами «б» и «в» части второй статьи 334, частями второй и третьей статьи 335, статьями 353, 355, 356, 357, 358, частью второй статьи 359 Уголовного кодекса Российской Федерации.

21. Возложить на лиц, освобожденных от наказания в виде лишения свободы из учреждений уголовно – исполнительной системы, обязанность в месячный срок после освобождения встать на учёт в органах внутренних дел по месту жительства или фактического проживания.

В случае уклонения указанного лица от постановки на такой учет, на основании представления органа внутренних дел применение акта амнистии отменяется судом, и такое лицо возвращается в места лишения свободы.

Государственная Дума приняла постановление единогласно. Депутаты работали над документом два пленарных заседания. Они поддержали внесённый Президентом документ, но приняли к нему ряд поправок.

Концепцию президентской амнистии поправки не изменили. Под неё по-прежнему попадают пенсионеры, инвалиды, беременные, женщины с детьми, несовершеннолетние, чернобыльцы, а также полицейские и военные, принимавшие участие в боевых действиях.

Освободят от наказания только в случае, если срок лишения свободы не превышает 5 лет и ранее гражданин не отбывал наказание в исправительных учреждениях.

«Внесены поправки, и амнистия распространяется не только на тех, у кого есть приговор суда, но и по тем лицам, по которым ведутся следственные мероприятия. Вот это важно. По поводу злоупотребления служебного положения с использованием насилия, так называемая садистская статья. Мы знаем известные дела, они достаточно резонансные. Сейчас на эту статью, на этих садистов амнистия не при какой ситуации распространяться не будет», — сообщил глава думского комитета по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Павел Крашенинников.

Таким образом, не удастся избежать наказания бывшим сотрудникам казанского РОВД «Дальний», замучившим подозреваемого до смерти бутылкой из-под шампанского. Под действие амнистии не попадут террористы, педофилы, а также проходящие по статьям «Организация массовых беспорядков» и «Применение насилия в отношении представителя власти». Так что амнистия коснется лишь некоторых фигурантов так называемого «Болотного дела» — тех, кто не причастен к организации беспорядков и нападению на полицейских.

«Мы считаем, что должна амнистия распространяться на всех, независимо каким, кто был втянут, не втянут в эти столкновения. Ограничение о скоплениях такое, что тех, кто призывал, кто просто выступал, тех мы вроде как прощаем. А тот, кто был втянут в эти столкновения, нет. Это серьезный недостаток этой амнистии», — заявил заместитель председателя фракции КПРФ Анатолий Локоть.

По этой амнистии могут быть освобождены активисты Greenpeace, задержанные в Печорском море на судне Arctic Sunrise. Также могут выйти на свободу участницы панк-группы Pussy Riot Надежда Толоконникова и Мария Алехина.

По оценкам думского комитета по уголовному законодательству, амнистия коснётся от 12 до 15 тысяч человек. Непосредственно из мест лишения свободы выйдут 3-3,5 тысячи.

«Греческое слово «амнистия» трактуется двояко: с одной стороны, это прощение, а с другой стороны, забвение. Простить — мы прощаем, а вот те, кто выйдет на свободу, наверное, никогда не должны забывать, какую ошибку они совершили, попав в тюрьму. И надеюсь, что больше никогда эту ошибку они не совершат», — сказал лидер «Справедливой России» Сергей Миронов.

А либеральные демократы сегодня безуспешно пытались внести поправку, чтобы выпустить из колоний, осужденных по 282-й статье Уголовного кодекса — «Возбуждение ненависти либо вражды.»

«Мы нарушаем свободу слова, свободу убеждений. Ничего нельзя сказать. В Иркутской области привлекают к ответственности жителя — он плохо отозвался о Государственной Думе, о нас с вами. Ну недоволен он нашей работой! То есть любая рознь в отношении любой группы, любое слово, все, что вы ни говорите. Нет горячей воды — вы разжигаете рознь против работников коммунальной службы, скользкая дорога – значит, против работников, которые отвечают за дороги в этом городе», — сказал лидер ЛДПР Владимир Жириновский.

«Комитет не считает возможным принять эту поправку постольку, поскольку это антиэкстремистская статья, и считаем, что амнистия на нее не должна распространяться», — заявил Павел Крашенинников.

В результате, во всех трёх чтениях постановление принято единогласно. Текст уже опубликован на интернет-портале правовой информации и по закону амнистия официально вступила в силу. Российская газета напечатает документ в своём завтрашнем номере.

Амнистия и помилование: особенности и различия

В соответствии с российским законодательством лицо, осужденное за совершение преступления, может быть освобождено от дальнейшего отбывания наказания или назначенное наказание заменяется более мягким на основании акта амнистии или помилования.

Амнистия и помилование отличаются друг от друга, несмотря на то, что в результате их применения всегда происходит улучшение положения осужденного (вплоть до освобождения из мест лишения свободы).

Критерии, по которым амнистия отличается от помилования

Первый критерий – круг лиц, на который распространяется амнистия и помилование.

В соответствии с ч. 1 ст. 85 Уголовного кодекса РФ (далее – УК РФ) помилование осуществляется Президентом России в отношении конкретного лица.

В то же время, как следует из содержания ч. 1 ст. 84 УК РФ, амнистия объявляется Государственной Думой Федерального Собрания РФ в отношении неопределенного круга лиц.

Например, по амнистии, объявленной в связи с 70-летием победы в Великой Отечественной войне на основании постановления Государственной Думы от 24.04.2015 года №6576-6 ГД, были освобождены от дальнейшего отбывания наказания лица впервые осужденные к лишению свободы за совершение преступлений небольшой и средней тяжести, относящиеся к перечисленным в документе категориям.

Например, участвовавшие в боевых действиях в Афганистане и других горячих точках, награжденные государственными наградами и т.д.

Второй критерий – субъект принятия решения.

Как было отмечено выше, акт помилования находится в исключительном ведении Президента России. Для приема обращений осужденных в каждом регионе созданы соответствующие комиссии по помилованию. Кроме того, в эту работу вовлечены органы и учреждения уголовно-исполнительной системы.

На этот счет даже приняты специальные подзаконные нормативно-правовые акты, например, приказ Минюста России от 08.04.2015 года № 83 «Об утверждении Инструкции об организации работы учреждений и органов уголовно-исполнительной системы с ходатайствами осужденных о помиловании».

Решение об амнистии принимается только Государственной Думой и не требует наличия каких-либо специальных органов государственной власти наподобие региональных комиссий по помилованию.

Третий критерий – правовые последствия применения амнистии и помилования.

В решении о помиловании может содержаться распоряжение об освобождении от дальнейшего отбывания наказания, о сокращении срока назначенного наказания, о замене наказания более мягким видом наказания, о снятии судимости.

При амнистии дополнительно к указанным выше последствиям добавляется также освобождение от уголовной ответственности (касается лиц, еще не осужденных судом) и от дополнительных наказаний.

Таким образом, амнистия предполагает большее количество вариантов смягчения положения граждан, вовлеченных в сферу уголовного правосудия.

Четвертый критерий – процедура.

Амнистия обычно объявляется в связи с какими-либо значимыми общественно-политическими событиями в стране и не привязана к волеизъявлению отдельных лиц. Конкретный осужденный не может повлиять на объявление амнистии, как и отказаться от правовых последствий амнистии применительно к нему.

Совершенно другой порядок устанавливается для помилования. В соответствии со ст. 176 Уголовно-исполнительного кодекса РФ осужденному необходимо обратиться к Президенту России с ходатайством о помиловании, которое подается через учреждения уголовно-исполнительной системы.

Детально процедура урегулирована указом Президента РФ от 28.12.2001 года № 1500 «О комиссиях по вопросам помилования на территориях субъектов Российской Федерации» (вместе с «Положением о порядке рассмотрения ходатайств о помиловании в Российской Федерации»).

Тем самым осужденный получает возможность быть помилованным только при условии проявления своей личной воли – прошение о помиловании.

Ходатайство о помиловании должно обязательно сопровождаться предъявлением следующих документов: копия приговора, справка о состоянии здоровья, решения по обжалованиям приговора, анкета на осужденного, справка о применении ранее амнистии или помилования, представление администрации исправительного учреждения (своего рода характеристика) и т.д.

Помимо обязательных документов к прошению можно приложить и другие документы, которые, по мнению осужденного, могут повлиять на итоговое решение.

Пятый критерий – правообразование.

Амнистия 2020 в случае принятия соответствующего решения сама по себе будет являться документом, имеющим силу закона. Амнистия всегда связана с принятием новых правовых норм, которых раньше не было.

При помиловании же не принимается никакой новый закон или подобный документ, не создаются нормы права. Тут только происходит реализация уже существующих правовых норм, которые содержатся в описанных выше нормативно-правовых актах.

Вернут за руль

С такой инициативой выступил член Палаты молодых законодателей при Совете Федерации Дмитрий Гулиев. Соответствующее предложение направлено в Госдуму. При этом он подчеркивает, что под амнистию не должны попасть те, кто был разжалован в пешеходы за нарушения, связанные с алкоголем, превышение скорости или какие-то повторные водительские проступки.

По его данным, речь может идти о десятках тысяч человек. Для ориентира: за шесть месяцев прошлого года суды лишили прав за оставление места ДТП более 12 тысяч человек. За управление автомобилем без регистрационных знаков оставили на какое-то время без руля 3,6 тысячи человек. За выезд на встречную полосу движения наказаны лишением прав 4,8 тысячи человек. Это только самые массовые статьи из предлагаемых для амнистии. По многим другим статьям счет лишенцев идет на сотни.

«Понятно, что какой бы ни была ситуации, не стоит амнистировать тех, кто садился за руль в состоянии алкогольного опьянения, — говорит Дмитрий Гулиев. — Общественная опасность такого поведения не позволяет рассматривать никакие варианты смягчения даже в исключительных обстоятельствах, к которым безусловно относится пандемия коронавируса. Но что касается наказанных по некоторым другим статьям, уверен, сейчас есть резон вернуть таких людей за руль. Не все из них могут остаться дома и перейти в режим самоизоляции, многие вынуждены выполнять свои профессиональные обязанности в обычном режиме, например, врачи, энергетики, сотрудники оперативных служб и т.п.».

Пока в России не было прецедентов амнистий для наказанных по статьям КоАП. Но полномочие объявлять амнистию является конституционным правом Госдумы, и, строго говоря, Основной Закон не ограничивает возможность проведения амнистий только уголовными делами. Тем более что в проекте нового КоАП предусмотрена возможность проведения амнистий по делам об административных правонарушениях.

Если человек работает в оперативных службах, лучше ему добираться на работу на своей машине

Кроме того, Дмитрий Гулиев направил директору Федеральной службы судебных приставов предложение приостановить блокировку водительских прав должникам на время действия мер против распространения коронавируса. По данным ФССП России, на 1 февраля были ограничены в пользовании специальным правом 242 тысячи должников.

«Вопрос не ставится о том, чтобы простить и списать данные долги, нет, обязательства должны быть выполнены, — подчеркивает Дмитрий Гулиев. — Но сейчас на первый план выходят другие задачи: надо остановить распространение опасной инфекции, и для этого принимаются экстраординарные меры. Поэтому было бы логичным на время действия специальных противоэпидемиологических мероприятий разрешить людям садиться за руль, а не пользоваться общественным транспортом, повышая риск заражения и распространения инфекции. Впоследствии, в случае необходимости, действие принудительных мер может быть возобновлено».