Правовой инспектор труда профсоюза

Статья 370 ТК РФ. Право профессиональных союзов на осуществление контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнением условий коллективных договоров, соглашений

1. Как видно из названия гл. 58 ТК, ее главная цель — закрепить основные формы реализации профессиональными союзами защитных функций по отношению к работникам. При этом законодатель отводит профессиональным союзам особую роль при реализации ими функций защиты трудовых прав и законных интересов работников.

В качестве одного из важнейших правомочий профессиональных союзов законодатель называет право контроля за соблюдением работодателями и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнением ими условий коллективных договоров, соглашений. Это представляется вполне оправданным. В настоящее время большинство нарушений прав работников допускается из-за отсутствия эффективных механизмов защиты трудовых прав работников.

Профессиональные союзы занимают особое место в системе органов надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде. В отличие от государственных инспекций и органов прокуратуры, не имеющих возможности осуществлять достаточно эффективный и систематический надзор за соблюдением законодательства в социально-трудовой сфере, профсоюзы ежедневно осуществляют деятельность по представительству и защите интересов работников, имеют возможность оперативно провести консультации с работодателями, разъяснить работникам имеющиеся у них права и соответствующие обязанности работодателя.

Преимущество профессиональных союзов в том и состоит, что они всегда рядом с работником и могут и должны оперативно реагировать на происходящее в организации, используя все предоставленные законом средства и методы, и прежде всего право осуществления профсоюзного контроля.

Представляется, что нормы комментируемой статьи должны усилить правовые позиции профессиональных союзов в сфере осуществления профсоюзного контроля.

Следует отметить, что Законом о профсоюзах также закрепляется право профсоюзов на осуществление профсоюзного контроля за соблюдением работодателями, должностными лицами законодательства о труде.

Так, ст. 19 Закона о профсоюзах устанавливает, что профсоюзы имеют право на осуществление профсоюзного контроля за соблюдением работодателями, должностными лицами законодательства о труде, в т.ч. по вопросам трудового договора (контракта), рабочего времени и времени отдыха, оплаты труда, гарантий и компенсаций, льгот и преимуществ, а также по другим социально-трудовым вопросам в организациях, в которых работают члены данного профсоюза, и имеют право требовать устранения выявленных нарушений.

Формулировка ст. 370 расширяет права профессиональных союзов в указанной сфере, т.к. предоставляет профсоюзам право контроля не только за соблюдением законодательства о труде, но и за соблюдением всех иных нормативных правовых актов (в т.ч. и локальных), содержащих нормы трудового о права.

До начала 90-х годов в ведении профсоюзов находились правовая и техническая инспекции профсоюзов, осуществлявшие как государственный, так и профсоюзный надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде и об охране труда. Эти инспекции обладали государственно-властными полномочиями и имели право налагать административные штрафы, приостанавливать работу отдельных машин, механизмов, цехов, предприятий и проч.

С созданием Федеральной инспекции труда как централизованной системы государственных органов, осуществляющих государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде и охране труда всеми организациями и физическими лицами, на которых это законодательство распространяется, профсоюзы утратили права на осуществление государственного надзора и контроля.

Такое решение представляется вполне оправданным. Профессиональные союзы являются общественной организацией, и в связи с этим не вполне уместно возложение на них функций государственных органов, тем более связанных с применением административных взысканий.

Законодательство предоставляет профсоюзам право создавать собственные инспекции труда, которые наделяются полномочиями, предусмотренными положениями, утверждаемыми профсоюзами.

Обращает на себя внимание то обстоятельство, что законодатель вновь вернулся к наименованиям «техническая» и «правовая» инспекции профсоюзов. Представляется, что эти термины, сложившиеся за многолетнюю практику осуществления профсоюзами контрольных полномочий, вполне соответствуют тем задачам и функциям, которыми наделены эти органы.

Законодательство определяет основные вопросы профсоюзного надзора и контроля: трудовой договор, рабочее время и время отдыха, оплата труда, гарантии и компенсации, предоставление льгот и преимуществ и др.

Кроме того, профсоюзы вправе осуществлять контроль за состоянием охраны труда и окружающей природной среды через свои органы, уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда, а также собственные инспекции по охране труда, действующие на основании положений, утверждаемых профсоюзами. В этих целях они имеют право беспрепятственно посещать организации независимо от форм собственности и подчиненности, их структурные подразделения, рабочие места, где работают члены данного профсоюза, участвовать в расследовании несчастных случаев на производстве (работе), защищать права и интересы членов профсоюза по вопросам условий труда и безопасности на производстве (работе), возмещения вреда, причиненного их здоровью на производстве (работе), а также по другим вопросам охраны труда и окружающей природной среды в соответствии с федеральным законодательством.

Как видим, приведенный перечень не является исчерпывающим, что предоставляет профсоюзам возможность расширять сферы контроля и искать новые пути и способы представительства и защиты трудовых прав своих членов.

Работодатели, должностные лица, в свою очередь, обязаны в недельный срок с момента получения требования об устранении выявленных нарушений сообщить профсоюзу о результатах его рассмотрения и принятых мерах.

Особо выделяется законодателем право профессиональных союзов осуществлять контроль за выполнением работодателями и их представителями условий коллективных договоров и соглашений. Это право корреспондирует с нормой ст. 13 Закона о профсоюзах, в соответствии с которой первичные профсоюзные организации, профсоюзы, их объединения (ассоциации) вправе осуществлять профсоюзный контроль за выполнением коллективных договоров, соглашений.

В случае нарушения работодателями, их объединениями (союзами, ассоциациями), органами исполнительной власти и органами местного самоуправления условий коллективного договора, соглашения первичные профсоюзные организации, профсоюзы, объединения (ассоциации) профсоюзов и их органы вправе направлять им представление об устранении этих нарушений, которое рассматривается в недельный срок. В случае отказа устранить эти нарушения или недостижения соглашения в указанный срок разногласия рассматриваются в соответствии с федеральным законом.

2. Закон о профсоюзах устанавливает, что в целях осуществления профсоюзного контроля за соблюдением законодательства о труде, иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнением условий коллективных договоров, соглашений профсоюзы вправе создавать собственные инспекции труда, которые наделяются полномочиями, предусмотренными положениями, утверждаемыми профсоюзами.

Комментируемая статья уточняет данный тезис, определяя, что правом создавать профсоюзные инспекции обладают общероссийские профессиональные союзы и их объединения, межрегиональное, а также территориальное объединение профессиональных союзов.

Статья 3 Закона о профсоюзах определяет:

  • общероссийский профсоюз как добровольное объединение членов профсоюза — работников одной или нескольких отраслей деятельности, связанных общими социально-трудовыми и профессиональными интересами, действующее на всей территории Российской Федерации или на территориях более половины субъектов РФ либо объединяющее не менее половины общего числа работников одной или нескольких отраслей деятельности;
  • общероссийское объединение (ассоциация) профсоюзов как добровольное объединение общероссийских профсоюзов, территориальных объединений (ассоциаций) организаций профсоюзов, действующее на всей территории Российской Федерации или на территориях более половины субъектов РФ;
  • межрегиональное объединение (ассоциация) организаций профсоюзов как добровольное объединение межрегиональных профсоюзов и (или) территориальных объединений (ассоциаций) организаций профсоюзов, действующее на территориях менее половины субъектов РФ;
  • территориальное объединение (ассоциация) организаций профсоюзов как добровольное объединение организаций профсоюзов, действующее, как правило, на территории одного субъекта РФ либо на территории города или района.

В качестве основных полномочий профсоюзных инспекций труда законодатель называет право:

  • беспрепятственно посещать любых работодателей (организации независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, а также работодателей — физических лиц);
  • осуществлять контроль за соблюдением законодательства РФ о труде и законодательства о профессиональных союзах, а также иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
  • проводить независимую экспертизу условий труда и обеспечения безопасности работников данного работодателя;
  • принимать участие в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  • получать информацию от руководителей и иных должностных лиц и индивидуальных предпринимателей о состоянии условий и охраны труда, а также обо всех несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях;
  • защищать права и интересы членов профсоюза по вопросам возмещения вреда, причиненного их здоровью на производстве (работе);
  • предъявлять работодателям требования о приостановке работ в случаях непосредственной угрозы жизни или здоровью работников;
  • направлять работодателям представления об устранении выявленных нарушений законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, обязательные для рассмотрения;
  • осуществлять проверку состояния условий и охраны труда, выполнения обязательств работодателей, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями;
  • принимать участие в работе комиссий по испытанию и приему в эксплуатацию производственных объектов и средств производства в качестве независимых экспертов;
  • принимать участие в рассмотрении трудовых споров, связанных с нарушением законодательства об охране труда, обязательств, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями, а также с изменениями условий труда;
  • принимать участие в разработке законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
  • принимать участие в разработке проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ, нормативных правовых актов органов местного самоуправления, содержащих нормы трудового права;
  • обращаться в соответствующие органы с требованием о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении законов и иных актов, содержащих нормы трудового права, сокрытии фактов несчастных случаев на производстве.

В соответствии с законодательством профсоюзы, их инспекции труда при осуществлении этих полномочий взаимодействуют с государственными органами надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде, т.к. это помогает скоординировать усилия, направленные на защиту трудовых прав работников, и привлечь виновных к установленной законом ответственности.

Уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов имеют право беспрепятственно проверять в организациях соблюдение требований охраны труда и вносить обязательные для рассмотрения должностными лицами предложения об устранении выявленных нарушений требований охраны труда.

В соответствии с Рекомендациями по организации работы уполномоченного (доверенного) лица по охране труда профессионального союза или трудового коллектива, утв. Постановлением Минтруда России от 8 апреля 1994 г. N 30 (Бюллетень Минтруда России. 1994. N 5), институт уполномоченных создается для организации общественного контроля за соблюдением законных прав и интересов работников в области охраны труда на предприятиях всех форм собственности независимо от сферы их хозяйственной деятельности, ведомственной подчиненности и численности работников.

В зависимости от конкретных условий производства в структурном подразделении может быть избрано несколько уполномоченных. Численность, порядок их избрания и срок полномочий могут быть оговорены в коллективном договоре или ином другом совместном решении работодателя и представительного органа работников.

Профсоюз(-ы), иные уполномоченные работниками представительные органы или трудовые коллективы организовывают выборы уполномоченных в структурных подразделениях или на предприятии в целом.

Выборы уполномоченных рекомендуется проводить на общем собрании трудового коллектива подразделения на срок не менее 2 лет. При наличии на предприятии нескольких профсоюзов, иных уполномоченных работниками представительных органов каждому из них должно быть предоставлено право выдвигать кандидатуры на выборы уполномоченных. Уполномоченные могут быть также избраны из числа специалистов, не работающих на данном предприятии (по согласованию с работодателем). Не рекомендуется избирать уполномоченными работников, которые по занимаемой должности несут ответственность за состояние охраны труда на предприятии.

Уполномоченные входят, как правило, в состав комитета (комиссии) по охране труда предприятия.

Уполномоченные организуют свою работу во взаимодействии с руководителями производственных участков, выборными профсоюзными органами или иными уполномоченными работниками, представительными органами, со службой охраны труда и другими службами предприятия, с государственными органами надзора за охраной труда и инспекцией профсоюзов.

Уполномоченные в своей деятельности должны руководствоваться ТК, законодательными и иными нормативными правовыми актами по охране труда Российской Федерации, коллективным договором или соглашением по охране труда, нормативно-технической документацией предприятия.

Уполномоченные периодически отчитываются на общем собрании трудового коллектива, избравшего их, и могут быть отозваны до истечения срока действия их полномочий по решению избравшего их органа, если они не выполняют возложенных функций или не проявляют необходимой требовательности по защите прав работников на охрану труда.

Основными задачами уполномоченных являются следующие:

  • содействие созданию на предприятии (в производственном подразделении) здоровых и безопасных условий труда, соответствующих требованиям норм и правил по охране труда;
  • осуществление контроля за состоянием охраны труда на предприятии (в производственном подразделении) и за соблюдением законных прав и интересов работников в области охраны труда;
  • представление интересов работников в государственных и общественных организациях при рассмотрении трудовых споров, связанных с применением законодательства об охране труда, выполнением работодателем обязательств, установленных коллективными договорами или соглашениями по охране труда;
  • консультирование работников по вопросам охраны труда, оказание им помощи по защите их прав на охрану труда.

В соответствии с назначением института уполномоченных и задачами, стоящими перед ними, рекомендуется возложить на уполномоченных следующие функции:

  • осуществление контроля за соблюдением работодателями законодательных и других нормативных правовых актов об охране труда, состоянием охраны труда, включая контроль за выполнением со стороны работников их обязанностей по обеспечению охраны труда, т.е. за:

    • а) соблюдением работниками норм, правил и инструкций по охране труда;
    • б) правильностью применения ими средств коллективной и индивидуальной защиты (использованием специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты по назначению и содержанием их в чистоте и порядке);
  • участие в работе комиссий (в качестве представителей работников) по проведению проверок и обследований технического состояния зданий, сооружений, оборудования, машин и механизмов на соответствие их нормам и правилам по охране труда, эффективности работы вентиляционных систем, санитарно-технических устройств и санитарно-бытовых помещений, средств коллективной и индивидуальной защиты работников и разработке мероприятий по устранению выявленных нарушений;
  • участие в разработке мероприятий по предупреждению несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, улучшению условий труда работников;
  • осуществление контроля за своевременным сообщением руководителем подразделения (работ) о происшедших несчастных случаях на производстве, соблюдением норм о рабочем времени и времени отдыха, предоставлением компенсаций и льгот за тяжелые работы и работы с вредными или опасными условиями труда;
  • участие в организации первой помощи (а после соответствующего обучения — оказание первой помощи) пострадавшему от несчастного случая на производстве.
  • По поручению профсоюзного органа или иного представительного органа трудового коллектива — участие в расследовании несчастных случаев на производстве;
  • информирование работников подразделения, в котором они являются уполномоченными, о выявленных нарушениях требований безопасности при проведении работ, состоянии условий и охраны труда на предприятии (в своих подразделениях), проведение разъяснительной работы в трудовом коллективе по вопросам охраны труда.

Для выполнения задач, возложенных на уполномоченных, им должно быть предоставлено право:

  • контролировать соблюдение в подразделении, в котором они являются уполномоченными, законодательных и других нормативных правовых актов об охране труда;
  • проверять выполнение мероприятий по охране труда, предусмотренных коллективными договорами, соглашениями, результатами расследования несчастных случаев;
  • принимать участие в работе комиссий по испытаниям и приемке в эксплуатацию средств труда;
  • получать информацию от руководителей и иных должностных лиц своих подразделений и предприятия о состоянии условий и охраны труда, происшедших несчастных случаях на производстве;
  • предъявлять требования к должностным лицам о приостановке работ в случаях непосредственной угрозы жизни и здоровью работников;
  • выдавать руководителям подразделения обязательные к рассмотрению представления об устранении выявленных нарушений законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда;
  • обращаться в соответствующие органы с предложениями о привлечении к ответственности должностных лиц, виновных в нарушении нормативных требований по охране труда, сокрытии фактов несчастных случаев на производстве;
  • принимать участие в рассмотрении трудовых споров, связанных с изменением условий труда, нарушением законодательства об охране труда, обязательств, установленных коллективными договорами или соглашениями по охране труда.

Работодатель обязан создавать необходимые условия для работы уполномоченных, обеспечивать их правилами, инструкциями, другими нормативными и справочными материалами по охране труда за счет средств предприятия.

Для вновь избранных уполномоченных рекомендуется организовывать обучение по специальной программе на курсах при территориальных органах по труду, других организациях за счет предприятия (с сохранением среднего заработка обучаемому).

Уполномоченным выдается соответствующее удостоверение.

Уполномоченным для выполнения возложенных на них функций рекомендуется предоставлять необходимое время в течение рабочего дня, устанавливать дополнительные социальные гарантии на условиях, определяемых коллективным договором или совместным решением работодателя и представительных органов работников.

3. Создание работодателями различного рода препятствий при осуществлении профсоюзами своих прав на осуществление контроля за соблюдением работодателями и их представителями трудового законодательства и нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, будет признаваться противоречащим закону, а виновные должностные лица — привлекаться к установленной законом ответственности.

Профессиональные союзы имеют право на осуществление контроля за соблюдением работодателями и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнением ими условий коллективных договоров, соглашений.

Работодатели обязаны в недельный срок со дня получения требования об устранении выявленных нарушений сообщить в соответствующий профсоюзный орган о результатах рассмотрения данного требования и принятых мерах.

Для осуществления контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнением условий коллективных договоров, соглашений общероссийские профессиональные союзы и их объединения могут создавать правовые и технические инспекции труда профсоюзов, которые наделяются полномочиями, предусмотренными положениями, утверждаемыми общероссийскими профессиональными союзами и их объединениями.

Межрегиональное, а также территориальное объединение (ассоциация) организаций профессиональных союзов, действующие на территории субъекта Российской Федерации, могут создавать правовые и технические инспекции труда профессиональных союзов, которые действуют на основании принимаемых ими положений в соответствии с типовым положением соответствующего общероссийского объединения профессиональных союзов.

Профсоюзные инспекторы труда в установленном порядке имеют право беспрепятственно посещать любых работодателей (организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также работодателей — физических лиц), у которых работают члены данного профессионального союза или профсоюзов, входящих в объединение, для проведения проверок соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, законодательства о профессиональных союзах, выполнения условий коллективных договоров, соглашений.

Профсоюзные инспекторы труда, уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов имеют право:

осуществлять контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

проводить независимую экспертизу условий труда и обеспечения безопасности работников;

принимать участие в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

получать информацию от руководителей и иных должностных лиц организаций, работодателей — индивидуальных предпринимателей о состоянии условий и охраны труда, а также о всех несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях;

защищать права и законные интересы членов профессионального союза по вопросам возмещения вреда, причиненного их здоровью на производстве (работе);

предъявлять работодателям требования о приостановке работ в случаях непосредственной угрозы жизни и здоровью работников;

направлять работодателям представления об устранении выявленных нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, обязательные для рассмотрения;

осуществлять проверку состояния условий и охраны труда, выполнения обязательств работодателей, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями;

принимать участие в работе комиссий по испытаниям и приему в эксплуатацию средств производства в качестве независимых экспертов;

принимать участие в рассмотрении трудовых споров, связанных с нарушением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, обязательств, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями, а также с изменениями условий труда;

принимать участие в разработке проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления, содержащих нормы трудового права;

принимать участие в разработке проектов подзаконных нормативных правовых актов, устанавливающих государственные нормативные требования охраны труда, а также согласовывать их в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

обращаться в соответствующие органы с требованием о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, сокрытии фактов несчастных случаев на производстве.

Профессиональные союзы, их инспекции труда при осуществлении указанных полномочий взаимодействуют с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальными органами, другими федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности.

Уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов имеют право беспрепятственно проверять соблюдение требований охраны труда и вносить обязательные для рассмотрения должностными лицами организаций, работодателями — индивидуальными предпринимателями предложения об устранении выявленных нарушений требований охраны труда.

Комментарий к Ст. 370 ТК РФ

1. Защита трудовых прав и законных интересов работников является главной задачей профессиональных союзов, право каждого на объединение в которые нашло свое отражение в таких основополагающих международных актах, как Международный пакт ООН «О гражданских и политических правах» (1966 г.), Конвенция МОТ N 87 «О свободе ассоциаций и защите права на организацию» (1948 г.) и др., а также в ст. 30 Конституции РФ.

2. В ст. 370 ТК закреплены основные формы реализации профессиональными союзами защитных функций по отношению к работникам, осуществляемые в соответствии с ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности».

3. Федеральный закон от 30 июня 2006 г. N 90-ФЗ дополнил положения настоящей статьи, предоставив право профсоюзам осуществлять контроль за выполнением работодателями и их представителями условий коллективных договоров, соглашений, особо указав на контрольные полномочия профсоюзов по отношению к работодателям — индивидуальным предпринимателям.

4. Федеральный закон от 30 июня 2006 г. N 90-ФЗ уточнил также права профсоюзных инспекторов труда, уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профсоюзов в нормотворческой деятельности на всех уровнях (федеральном, субъектов РФ, муниципальных образований), предоставив им, в частности, право участвовать в установлении государственных нормативных требований охраны труда и др.

Второй комментарий к Статье 370 Трудового кодекса

1. Название статьи изменено в связи с расширением сферы контроля профессиональных союзов. Помимо контроля за соблюдением законодательства о труде и иных нормативных правовых актов статья предусматривает теперь контроль профсоюзов и за выполнением условий коллективных договоров, соглашений.

2. В новой редакции в незначительной степени претерпели изменения формулировки прав профсоюзных инспекторов труда, уполномоченных лиц по охране труда, в частности более конкретно сформулировано их право на участие в разработке законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права: они имеют право принимать участие в разработке проектов как федеральных законов и иных актов РФ, так и законов и иных актов субъектов РФ, а также нормативных правовых актов органов местного самоуправления.

3. Содержание права на осуществление профсоюзного контроля закреплено в ст. 19 Федерального закона от 12 января 1996 г. «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» (СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 148).

4. Содействие общественному контролю за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда провозглашено в качестве одного из основных направлений государственной политики в области охраны труда (ст. 4 Федерального закона от 17 июля 1999 г. «Об основах охраны труда в Российской Федерации» // СЗ РФ. 1999. N 29. Ст. 3702). Данным Законом предусмотрено создание в организациях с численностью более 10 работников комитетов (комиссий) по охране труда, состоящих из представителей работодателей и профсоюзов, или иного уполномоченного работниками представительного органа (ст. 13 Закона). О создании собственных инспекций в целях осуществления профсоюзами и иными уполномоченными органами общественного контроля говорится в ст. 22 Закона (см. также комментарий к ст. 218 Кодекса).

5. Об обязанности работодателя в связи с осуществлением профсоюзами, иными избранными работниками представителями контроля за соблюдением законодательства о труде см. комментарии к ст. 22, 51, 195, 212 Кодекса.

Об участии профсоюзов в расследовании и учете профессиональных заболеваний см. ст. 227 — 231 ТК РФ и комментарии к ним.

6. В содержание данной статьи внесены изменения и в связи с изменением названия органов, уполномоченных на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

В новой редакции ст. 370 предусматривает, что предложения уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профсоюзов об устранении выявленных нарушений обязательны для рассмотрения теперь и работодателями — индивидуальными предпринимателями.

Настоящее Типовое положение о техническом инспекторе по охране труда в организациях (далее — Положение) определяет правовые основы деятельности технических инспекторов и содержит требования относительно организации их работы с учетом обязанностей, прав и полномочий профсоюзов в сфере охраны труда, определенных Конвенциями Международной организации труда № 135 «О защите прав представителей работников на предприятий и предоставляемых им возможностях», № 187 «Об основах, содействующих безопасности и гигиене труда», Трудовым кодексом Республики Казахстан, Законом Республики Казахстан «О профессиональных союзах», другими актами законодательства и межгосударственным стандартом ГОСТ 12.0.230-2007 «Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Общие требования».

  1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Внутренний контроль по безопасности и охраны труда, осуществляет Производственный совет по безопасности и охране труда. В состав Производственного совета по безопасности и охране труда входит технический инспектор по охране труда (далее – технический инспектор). Технический инспектор осуществляет общественный контроль за соблюдением законов, других нормативных правовых актов по безопасности и охране труда, выполнением работодателем мероприятий по предотвращению несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Главными задачами технического инспектора является защита прав и интересов работников в сфере безопасности и охраны труда, определенных законодательством, содействие созданию для каждого работника здоровых и безопасных условий труда в соответствии с установленными нормативами.

1.2. Кандидатура технического инспектора предлагается профсоюзным комитетом организации, а в случае отсутствия профсоюза – общим собранием работников из числа работников организации большинством голосов при присутствии на нем не менее двух третей работников.

1.3. Технический инспектор утверждается решением Производственного совета по безопасности и охране труда.

1.4. Техническими инспекторами могут быть опытные работники и специалисты – члены профсоюза, на которых должностными обязанностями не возложена ответственность за обеспечение безопасности и охраны труда, имеющие высшее или среднетехническое образование, прошедшие специальную подготовку и имеющие стаж работы не менее пяти лет.

1.5. Технический инспектор является уполномоченным представителем профсоюза по вопросам безопасности и охраны труда и руководствуется настоящим Положением, законами и иными нормативными правовыми актами Республики Казахстан.

1.6. Технический инспектор выполняет свою работу под руководством профсоюзного комитета и ежеквартально отчитывается на профсоюзных собраниях соответствующего участка, цеха, другого структурного подразделения или на заседании профсоюзного комитета о выполнении своих функций (Приложение 1).

Профсоюзный комитет ежеквартально замечания/предложения технического инспектора выносит на заседание Производственного совета по безопасности и охране труда (Приложение 2).

1.7. В течение месяца после утверждения технический инспектор проходит обучение и проверку знаний по вопросам безопасности и охраны труда в организациях, осуществляющих профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров в объеме предусмотренных для руководящих работников и лиц производственных организаций, ответственных за обеспечение безопасности и охраны труда, обеспечиваются соответствующими нормативными правовыми актами, методическими, информационными и справочными материалами.

1.8. Расходы на учебу, приобретение необходимых средств и нормативных документов по безопасности и охране труда, материальное поощрение технических инспекторов осуществляется работодателем на условиях, предусмотренных коллективным договором. Для осуществления функций техническому инспектору предоставляется еженедельно время для работы (рекомендуемое время: не менее двух часов еженедельно), с сохранением заработка по основной работе.

Доплата за выполнение функций технического инспектора в размере, определенном коллективным договором или отраслевым соглашением (рекомендуемая доплата: не менее 5 месячных расчетных показателей в месяц).

1.9. Технический инспектор осуществляет периодическое повышение квалификации на специальных курсах и семинарах, проводимых один раз в год и должен проходить проверку знаний по вопросам безопасности и охраны труда периодически не реже одного раза в три года в организациях, осуществляющих повышение квалификации кадров.

1.10. Технический инспектор при осуществлении своих функций, прав и полномочий взаимодействует со службой безопасности и охраны труда организации, с представителями государственных органов надзора и контроля в области охраны труда и здоровья граждан.

1.11 При необходимости выборный профсоюзный орган предприятия обеспечивает технического инспектора соответствующими документами (рекомендуемое: удостоверение) которые удостоверяют его право на осуществление общественного контроля в сфере безопасности, гигиены труда и производственной среды. (Приложение 3).

Скачать документ

Дело NА65-27977/2009.

Законы и кодексы » Трудовой кодекс Российской Федерации » Часть V » Раздел XIII. Защита трудовых прав и свобод. Рассмотрение и разрешение трудовых споров. Ответственность за нарушение трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права » Глава 58. Защита трудовых прав и законных интересов работников профессиональными союзами » Статья 370. Право профессиональных союзов на осуществление контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнением условий коллективных договоров, соглашений » Дело NА65-27977/2009.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 17 сентября 2010 г. по делу N А65-27977/2009

История рассмотрения дела

(извлечение)

Резолютивная часть постановления объявлена 14.09.2010.

Полный текст постановления изготовлен 17.09.2010.

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Кировскому району г. Казани,

на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 09.02.2010 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.05.2010,

по делу N А65-27977/2009

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Рисар», г. Казань, Республика Татарстан, к Инспекции Федеральной налоговой службы по Кировскому району г. Казани, третьи лица: Управление Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан, г. Казань, Территориальная профсоюзная организация межрегионального профсоюза работников сферы производства товарной продукции и услуг Республики Татарстан (Татпромпроф), г. Казань, о признании недействительными ненормативных правовых актов.

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Рисар», г. Казань (далее — заявитель, общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по Кировскому району г. Казани (далее — ответчик, налоговый орган), Управлению Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан (далее — УФНС РФ по РТ, управление) о признании частично недействительными решения от 30.06.2009 N 28, решения от 11.09.2009 N 614, требования N 1589 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 25.09.2009 на сумму 1 101 850,02 руб.

Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 09.02.2010 требования заявителя удовлетворены.

Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.05.2010 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

В кассационной жалобе налоговый орган просит состоявшиеся судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт, указывая на неправильное применение судами предыдущих инстанций норм материального права и на несоответствие выводов, изложенных в обжалуемых судебных актах, обстоятельствам дела.

В отзыве на кассационную жалобу Общество просит оставить судебные акты без изменения, ссылаясь на их законность и обоснованность.

Выслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, проверив в порядке, установленном статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее — АПК РФ), законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.

Как следует из материалов дела, налоговым органом была проведена выездная налоговая проверка заявителя, по результатам которой принят акт налоговой проверки от 05.06.2009 N 27 и с учетом представленных налогоплательщиком возражений на акт проверки, налоговым органом принято решение от 30.06.2009 N 28 о привлечении заявителя к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ) за неуплату единого социального налога (далее — ЕСН) в виде штрафа в размере 194 900,19 руб.; по статье 123 НК РФ за не уплату налога на доходы физических лиц (далее — НДФЛ) в виде штрафа в сумме 108 740,80 руб., с предложением заявителю уплатить суммы НДФЛ в размере 543 704 руб. и пени в сумме 125 624,42 руб., ЕСН в размере 974 501,05 руб. и пени в сумме 224 800,68 руб., страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в сумме 524 674,44 руб. и пени в сумме 118 566,84 руб.

Основанием для доначисления налогов, пеней и налоговых санкций послужил вывод налогового органа о безосновательности назначения компенсационных выплат по рекомендациям профсоюзной экспертизы условий труда.

Заявитель указанное решение налогового органа обжаловал в вышестоящий налоговый орган, путем подачи апелляционной жалобы. Решением УФНС России по РТ от 11.09.2009 N 614 апелляционная жалоба заявителя удовлетворена частично, решение налогового органа изменено, с изложением резолютивной части решения от 30.06.2009 N 28 в следующей редакции: привлечь заявителя к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ за неуплату ЕСН в виде штрафа в размере 98 618,66 руб.; по статье 123 НК РФ за не уплату НДФЛ в виде штрафа в сумме 60 813 руб.; доначислить НДФЛ в размере 304 065 руб. и пени в сумме 56 489,75 руб., ЕСН в размере 493 093,41 руб. и пени в сумме 88 770,20 руб., страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в сумме 266 602,01 руб. и пени в сумме 46 451,92 руб.

Заявитель, не согласившись решением налогового органа, обратился в Арбитражный суд Республики Татарстан с настоящим заявлением.

Удовлетворяя требования заявителя, суды правомерно исходили из следующего.

Согласно статьям 209 и 210 НК РФ объектом обложения НДФЛ признается доход, полученный налогоплательщиками. При определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 НК РФ.

В соответствии с пунктом 3 статьи 217 НК РФ не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) все виды установленных действующим законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных законодательством Российской Федерации), связанных с исполнением налогоплательщиком трудовых обязанностей (включая переезд на работу в другую местность и возмещение командировочных расходов).

В соответствии с пунктом 1 статьи 236 , пунктом 1 статьи 237 НК РФ объектом налогообложения для организаций признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам. Налоговая база организаций определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, перечисленных в пункте 1 статьи 236 Кодекса, начисленных налогоплательщиками за налоговый период в пользу физических лиц. При определении налоговой базы учитываются любые выплаты и вознаграждения (за исключением сумм, указанных в статье 238 настоящего Кодекса), вне зависимости от формы, в которой осуществляются данные выплаты.

Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 238 НК РФ не подлежат обложению ЕСН все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей (в том числе переезд на работу в другую местность и возмещение командировочных расходов).

Согласно статье 146 Трудового кодекса Российской Федерации (далее — ТК РФ) оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными, опасными и иными особыми условиями труда, производится в повышенном размере. В повышенном размере оплачивается также труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями.

Согласно статье 147 ТК РФ оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, устанавливается в повышенном размере по сравнению с тарифными ставками (окладами), установленными для различных видов работ с нормальными условиями труда, но не ниже размеров, установленных законами и иными нормативными правовыми актами.

Перечень тяжелых работ, работ с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда определяется Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Повышение заработной платы по указанным основаниям производится по результатам аттестации рабочих мест. Конкретные размеры повышенной заработной платы устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников либо коллективным договором, трудовым договором.

Суды первой и апелляционной инстанций, пришли к обоснованному выводу, что выплаты, установленные статьями 146 , 147 ТК РФ, являются составной частью заработной платы работников и не имеют отношения к выплатам, предусмотренным пунктом 3 статьи 217 и подпунктами 2 пункта 1 статьи 238 НК РФ.

В соответствии со статьей 164 ТК РФ компенсации — это денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных предусмотренных федеральным законом обязанностей.

Статья 165 ТК РФ предусматривает возможность предоставления работникам дополнительных компенсаций, в том числе в случаях, определенных Трудовым кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами. При предоставлении компенсаций соответствующие выплаты производятся за счет средств работодателя.

В статье 210 ТК РФ указан самостоятельный вид компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда. Целью установления такой компенсации является возмещение работнику повышенных физических, умственных и эмоциональных нагрузок, приводящих к ухудшению его здоровья.

Согласно статье 219 ТК РФ (в редакции, действовавшей в проверяемый период) каждый работник имеет право на компенсации, установленные законом, коллективным договором, соглашением, трудовым договором, если он занят на тяжелых работах и работах с вредными и (или) опасными условиями труда.

Указанные выплаты производятся работнику в качестве компенсации его затрат, связанных с исполнением трудовых обязанностей и не подлежат налогообложению на основании пункта 3 статьи 217 и подпункта 2 пункта 1 статьи 238 НК РФ.

Правомерность выплаты заявителем своим работникам компенсаций подтверждена локальным соглашением по охране труда между работодателем и работниками заявителя, коллективным договором о регулировании социально-трудовых отношений между работодателем и наемными работниками организации, дополнениями к локальному соглашению 2007 — 2008 годах, согласно которым на работодателя возлагается обязанность обеспечить работникам, работающим на рабочих местах с неблагоприятными условиями труда, оплату труда в повышенном размере (в виде доплат к тарифу (окладу) и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, неустранимыми при современном техническом уровне и организации труда.

Судами установлено, что перечни и ведомости рабочих мест с вредными и/или опасными условиями труда, на которых установлена оплата труда в повышенном размере и компенсации за вредные условия труда, неустранимые при современном техническом уровне производства и организации труда составлены на основании результатов независимой экспертизы условий труда, проведенной профсоюзными инспекторами охраны труда Паласухиным В.В., Закировой Г.Г., Бакуниной Т.О., Хисамутдиновой Т.Р. Татпромпроф.

В соответствии с данными результатов экспертизы, доплаты, предусмотренные статьями 146 — 147 ТК РФ, составляют в обществе 4 — 12% от тарифной ставки (должностного оклада), а размер компенсации, установленной статьей 219 ТК РФ, согласован в конкретной денежной сумме.

Указанные компенсации выплачивались на основании приказов о выплате заработной платы. В 2006-2008 годах условия предоставления компенсаций работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда, законодательно не были установлены. Постановление Министерства труда Российской Федерации от 14.03.1997 N 12 «О порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда» определяет порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, а не порядок установления компенсационных выплат работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда.

В соответствии со статьей 219 ТК РФ (в редакции Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ) размеры компенсаций работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда, и условия их предоставления устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Правительством Российской Федерации порядок и условия предоставления компенсационных выплат не разработаны, однако в соответствии со статьей 370 ТК РФ профсоюзные инспекторы труда, уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов имеют право проводить независимую экспертизу условий труда и обеспечения безопасности работников.

Согласно разъяснениям Федеральной службы по труду и занятости, изложенным в письмах от 14.12.2004 N 1026-3/10 и от 06.04.2006 N 855-3-1, а также позиции Министерства финансов Российской Федерации, изложенной в письме от 03.04.2007 N 03-04-06-02/57, основанием для включения в коллективный договор положений о доплатах и компенсациях служат как результаты аттестации, так и результаты независимой экспертизы.

Судебными инстанциями установлено, что Татпромпроф, являющийся территориальной организацией Общероссийского объединения профсоюзов «Российского объединения социальных технологий» провело независимую экспертизу условий труда на рабочих местах заявителя. Результаты экспертизы изложены в актах от 11.09.2007 N РОСТ.ТПП-16-1-19, от 06.06.2008 N РОСТ.ТПП-16-2-19, от 19.03.2007 г. N ТПП-16-1-18 и от 22.09.2008 N РОСТ.ТПП-16-2-19, к которым приложены перечни рабочих мест с вредными условиями труда, в том числе неустранимыми при современном техническом уровне производства и организации труда. Обществу предложено, в частности, установить компенсации и доплаты работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, неустранимыми при современном техническом уровне производства и организации труда.

Полномочия профсоюзных органов и уполномоченных ими лиц по охране труда определяются статьей 370 ТК РФ , статьями 19 , 20 Федерального закона от 12.01.1996 N 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», статья 22 Федерального закона от 17.07.1999 N 181-ФЗ «Об основах охраны труда в Российской Федерации». Одним из наиболее важных полномочий профсоюзных инспекторов является их право самостоятельно проводить независимую экспертизу условий труда и обеспечения безопасности работников, которое закреплено в абзаце 3 статьи 370 ТК РФ , в абзаце 3 пункта 2 статьи 22 Федерального закона N 181-ФЗ.

Кроме того, в соответствии с пунктом 1.5 Положения о профсоюзной инспекции труда одной из основных задач профсоюзной инспекции является проведение независимой экспертизы условий труда и обеспечения безопасности работников организаций. Согласно п. 4.1 названного Положения независимая экспертиза условий труда проводится в организациях, в которых действуют профсоюзные организации профсоюзов.

Материалами дела подтверждается, что в обществе создана и действует первичная профсоюзная организация, что подтверждается приказом N 31 от 12.03.2007 и протоколом учредительного собрания первичной профсоюзной организации работников общества.

В связи с чем суды обоснованно пришли к выводу, что профсоюзные инспекторы Татпромпроф имели право проводить независимую экспертизу условий труда и обеспечения безопасности работников на рабочих местах общества.

При таких обстоятельствах, суды правомерно удовлетворили требования заявителя.

Все доводы кассационной жалобы были предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка. В соответствии со статьями 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная инстанция не имеет полномочий исследовать и устанавливать новые обстоятельства дела, а также не вправе переоценивать доказательства, которые были предметом исследования в суде первой и апелляционной инстанций.

Иных выводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих установленные судом обстоятельства и выводы, в кассационной жалобе не приведено.

При таких обстоятельствах у суда кассационной инстанции отсутствуют правовые основания для отмены обжалуемых судебных актов.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 , статьями 286 , 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

Комментарии по статье 370 ТК РФ

1. В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 12.01.1996 N 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» <*> одним из основополагающих прав профсоюзов является их право на представительство и защиту социально-трудовых прав и интересов работников.

<*> СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 148.

В комментируемой статье определены важнейшие направления деятельности профсоюзов по реализации их защитной функции. В их числе прежде всего указано на деятельность профсоюзов по осуществлению контроля за соблюдением трудового законодательства и четко определены меры по устранению работодателями выявленных нарушений.

2. Право профсоюзов на осуществление указанного контроля реализуется через систему создаваемых общероссийскими профсоюзами и их объединениями правовых и технических инспекторов труда профсоюзов, полномочия которых определяются положениями, утверждаемыми соответствующими профсоюзами и их объединениями. В положениях указываются широкие полномочия профсоюзных инспекторов труда, конкретизирующие и дополняющие предусмотренные комментируемой статьей.

Постановлением Исполкома ФНПР от 22.05.2002 <*> утверждено Типовое положение о профсоюзной правовой инспекции труда, в котором предложено общероссийским, межрегиональным профсоюзам, территориальным объединениям организаций профсоюзов в целях повышения эффективности правозащитной работы, укрепления мотивации профсоюзного членства принять все меры по созданию и укреплению правовой инспекции труда. Правовая инспекция труда призвана добиваться решительных действий в организациях по отстаиванию прав членов профсоюза (работников), а также в органах исполнительной власти, суда, прокуратуры, государственной инспекции труда; распространять методы коллективной защиты и самозащиты работников; способствовать активному применению предусмотренных законодательством санкций к представителям работодателей, органам и должностным лицам, злостно нарушающим права работников и профсоюзов.

<*> Вести ФНПР. 2002. N 5 — 6.

3. В задачи профсоюзной инспекции входит, в частности, отстаивание интересов работников (членов профсоюзов) при разработке и изменении законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, социальных гарантий, прав профсоюзов, а также при выработке коллективных договоров и соглашений по социально-трудовым вопросам.

Профсоюзная правовая инспекция труда наделена правами и обязанностями, обеспечивающими реализацию ее основных функций, предусмотренных соответствующим Положением. Профсоюзные правовые инспектора имеют право:

проводить проверки соблюдения работодателями и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права; законодательства о профсоюзах, выполнения обязательств, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями;

направлять работодателям, их представителям, должностным лицам организаций обязательные для рассмотрения представления об устранении выявленных нарушений прав и законных интересов работников, контролировать выполнение их представлений об устранении выявленных нарушений;

принимать участие в разрешении трудовых споров, связанных с нарушением обязательств, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями, а также в связи с изменениями условий труда.

Профсоюзные правовые инспектора труда во время проверок обязаны быть объективными и руководствоваться только законом, они обязаны:

укреплять авторитет профсоюзов, соблюдать дисциплину труда, своевременно выполнять поручения руководства;

обеспечивать абсолютную конфиденциальность источника всякой жалобы на действия работодателя, если заявитель возражает против такого сообщения.

Профсоюзные инспектора труда принимают участие в рассмотрении трудовых споров, а также в разработке законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Они принимают участие в разработке проектов подзаконных нормативных правовых актов об охране труда, а также наделены правом обращаться в соответствующие органы с требованиями о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении трудового законодательства, сокрытии фактов несчастных случаев на производстве.

На должность профсоюзных правовых инспекторов труда назначаются юридически подготовленные лица, имеющие высшее юридическое образование и стаж практической работы по специальности не менее 3 лет.

Профсоюзные правовые инспектора труда по поручению руководителя соответствующего профсоюзного органа представляют, ведут переговоры, защищают интересы работников и профсоюзов в органах государственной власти, местного самоуправления, объединения работодателей, внебюджетных фондах и иных органах, участвуют в разрешении коллективных трудовых споров по просьбе членской организации. Они взаимодействуют с судебными, правоохранительными органами, структурами федеральной инспекции труда по формированию единой правоприменительной практики, проведению совещаний, семинаров, совместных проверок соблюдения трудового законодательства.

Наряду с правовой инспекцией труда действует также техническая инспекция труда, Положение о которой утверждено Постановлением Исполкома ФНПР от 28.08.2002 <*>. Оно определяет основные направления деятельности, права и обязанности технической инспекции труда по осуществлению профсоюзного контроля за соблюдением работодателями и их представителями законодательства по охране труда и окружающей среды, страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также за соблюдением прав и законных интересов работников в организациях независимо от организационно-правовых форм собственности, в которых работают члены профессионального союза. В Положении подробно изложены функции технических (главных технических) инспекторов, обеспечивающие решение задач, возложенных на технические инспекции труда. Так, они имеют право беспрепятственно посещать организации, рабочие места, где работают члены данного профсоюза, для проверки соблюдения норм трудового права, выполнения условий коллективного договора, соглашения и направлять работодателям обязательные для рассмотрения представления об устранении выявленных нарушений действующих норм об охране труда. Они наделены также правом предъявлять работодателю требования о приостановке работ в случаях непосредственной угрозы жизни и здоровью работников.

<*> Солидарность. 2002. N 38.