Порядок изменения границ преобразование муниципальных образований

Голосование по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования

Голосование по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования это форма непосредственного осуществления населением местного самоуправления. Не смотря на схожесть процедуры голосования и местного референдума, существует несколько отличий.

Голосование по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования (далее – голосование) это новая форма непосредственного осуществления населением и участия населения в осуществлении местного самоуправления, которая проводится на всей территории муниципального образования или на части его территории.

Голосование назначается представительным органом муниципального образования и проводится в порядке, установленном федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта Российской Федерации для проведения местного референдума, с учетом особенностей, установленных Законом 2003 года. Некоторые субъекты федерации, не смотря на отсылочную норму к законодательству о местном референдуме, принимают акты, закрепляющие и регулирующие процедуру голосования.

Например, Закон Пермского края от 09.10.2009 г. «О голосовании по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования в Пермском крае», Закон Чувашской Республики от 28.04.2004 г. «О местном референдуме и голосовании по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования, отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления». В некоторых муниципальных образованиях действуют аналогичные акты, в некоторых регулируются вопросы организационного и материально-технического обеспечения подготовки и проведения голосования.

Не смотря на схожесть процедуры голосования и местного референдума, можно назвать несколько отличий.

  1. Шире круг инициаторов. Инициаторами голосования по преобразованию муниципальных образований помимо населения, органов местного самоуправления, являются органы государственной власти субъектов Российской Федерации, федеральные органы государственной власти.
  2. На референдум может выносится широкий круг вопросов, определяемый инициаторами в соответствие с действующим законодательством.
  3. Возможна разная территория проведения. Референдум проводится на всей территории муниципального образования, а голосование может проводится как на всей территории, так и на его части.
  4. При проведении голосования не применяются следующие положения, регулирующие подготовку и проведения местного референдума:
  • положения, запрещающие проведение агитации государственными органами, органами местного самоуправления, лицами, замещающими государственные или муниципальные должности;
  • положения, определяющие юридическую силу решения, принятого на местном референдуме;
  • положения о голосовании по открепительным удостоверениям.
  1. Решение, принятое на голосовании оформляется Законом субъекта РФ, который не должен вступать в силу в период избирательной кампании по выборам органа местного самоуправления данного муниципального образования, в период кампании местного референдума. Решение же, принятое на местном референдуме, реализуется и при необходимости оформляется органами соответствующего муниципального образования.

Голосование считается состоявшимся, если в нем приняло участие более половины жителей муниципального образования или его части, обладающих избирательным правом. Согласие населения на изменение границ муниципального образования, преобразование муниципального образования считается полученным, если «за» проголосовало более половины принявших участие в голосовании.

Итоги голосования и принятые решения подлежат официальному опубликованию.

Законодатель предусматривает обязательные и факультативные голосования.

Голосование является единственной, обязательной формой получения согласия населения городского поселения при изменении статуса городского поселения в связи с наделением его статусом городского округа либо лишением его статуса городского округа, а также с согласия населения муниципального района, из состава которого выделяется (в состав которого включается) соответствующее городское поселение. Голосование в данном случае проводится раздельно на указанных территориях. Изменение статуса городского поселения не допускается при отсутствии согласия на такое изменение населения городского поселения, населения муниципального района.

Факультативным может быть голосование, предусмотренное как одна из нескольких форм выявления мнения населения. Например:

  • голосование, проводимое по вопросам разделения поселения, влекущее образование двух и более поселений;
  • изменение границ муниципальных районов и поселений в тех случаях, когда оно влечет за собой упразднение, преобразование или изменение территориальной принадлежности существенной части территории населенных пунктов или поселений, которые выступают объектом территориальных изменений.

Нарушение требований по даче согласия населения и учета мнение представительного органа муниципального образования по вопросам изменения границ муниципального образования и его преобразования влечет отмену принятого закона субъекта РФ.

Статья 13. Порядок проведения голосования по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования

Статья 13. Порядок проведения голосования по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования.

1. В случаях, предусмотренных действующим законодательством, в целях получения согласия населения при изменении границ муниципального образования, преобразовании муниципального образования проводится голосование по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования.

2. Голосование по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования проводится на всей территории муниципального образования.

3. Голосование по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования назначается представительным органом муниципального образования и проводится в порядке, установленном законодательством для проведения местного референдума. При этом положения федерального закона, закона субъекта Российской Федерации, запрещающие проведение агитации государственными органами, органами местного самоуправления, лицами, замещающими государственные или муниципальные должности, а также положения, определяющие юридическую силу решения, принятого на референдуме, не применяются.

4. Голосование по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования считается состоявшимся, если в нем приняло участие более половины жителей муниципального образования, обладающих избирательным правом. Согласие населения на изменение границ муниципального образования, преобразование муниципального образования считается полученным, если за указанные изменение, преобразования проголосовало более половины принявших участие в голосовании жителей муниципального образования.»

5. Итоги голосования по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования принятые решения подлежат официальному опубликованию (обнародованию).

Порядок преобразования муниципальных образований, изменения их границ, упразднения поселений, создания вновь образованных поселений на межселенных территориях

Закон об общих принципах организации местного самоуправления устанавливает четыре вида (формы) возможных изменений (преобразований) территорий и (или) правового статуса муниципальных образований: изменение границ муниципального образования (ст. 12); преобразование муниципальных образований (ст. 13); упразднение поселений (ст. 13.1); создание вновь образованных поселений на межселенных территориях (ст. 13.2).

Важно отметить, что согласно ч. 1 ст. 13 указанного закона преобразованием муниципальных образований является:

  • — объединение муниципальных образований;
  • — разделение муниципальных образований;
  • — изменение статуса городского поселения в связи с наделением его статусом сельского поселения;
  • — изменение статуса сельского поселения в связи с наделением его статусом городского поселения;
  • — изменение статуса городского поселения в связи с наделением его статусом городского округа либо лишением его статуса городского округа;
  • — изменение статуса городского округа в связи с наделением его статусом городского округа с внутригородским делением либо лишением его статуса городского округа с внутригородским делением;
  • — присоединение поселения к городскому округу с внутригородским делением и выделение внутригородского района из городского округа с внутригородским делением.

Общим для всех указанных видов или форм территориальных и статусных преобразований муниципальных образований является то, что все они реализуются в установленном указанным законом порядке, предусматривающем следующие основные юридические стадии процесса изменения границ и (или) правового статуса муниципальных образований:

  • — инициирование процесса изменения границ и (или) правового статуса муниципальных образований;
  • — выражение согласия населения на изменение границ и (или) правового статуса муниципального образования посредством специально определяемых законодательством форм непосредственной демократии или через представительный орган соответствующего муниципального образования;
  • — принятие закона субъекта РФ, которым юридически оформляется принятое решение об изменении границ муниципального образования, его преобразовании или упразднении поселений, или создании вновь образованных поселений на межселенных территориях.
  • 1. Инициирование процесса изменения границ и (или) правового статуса муниципальных образований. Общим для юридических процедур изменения границ муниципального образования; преобразования муниципальных образований; упразднения поселений; создания вновь образованных поселений на межселенных территориях является то, что инициаторами их проведения могут выступать одни и те же субъекты:
    • а) население соответствующего муниципального образования;
    • б) органы местного самоуправления;
    • в) органы государственной власти субъекта РФ;
    • г) федеральные органы государственной власти.

Кроме того, все указанные виды (формы) возможных изменений (преобразований) территорий и (или) правового статуса муниципальных образований объединяют единые юридические процедуры (порядок) выражения данными субъектами инициатив по поводу такого рода территориальных и статусных изменений:

  • — инициатива населения соответствующего муниципального образования по поводу изменения границ муниципального образования и (или) преобразования муниципальных образований реализуется в порядке, установленном федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта РФ для выдвижения инициативы проведения местного референдума;
  • — инициативы населения по поводу упразднения поселений (ч. 2 ст. 13.1), создания вновь образованных поселений на межселенных территориях (ч. 1 ст. 13.2) оформляются соответствующим решением, принятым на сходе граждан, проживающих в указанном поселении или населенном пункте, расположенном на межселенных территориях;
  • — инициативы органов местного самоуправления, органов государственной власти субъекта РФ, федеральных органов государственной власти по поводу возможных изменений (преобразований) территорий и (или) правового статуса муниципальных образований оформляются их решениями, принимаемыми в форме соответствующих правовых актов.

При этом в Законе об общих принципах организации местного самоуправления определяются случаи, при которых органы местного самоуправления, органы государственной власти субъектов РФ, федеральные органы государственной власти не могут инициировать процесс изменения границ муниципальных образований и их преобразования. В частности, согласно ч. 5 ст. 12 указанного закона они не могут инициировать процедуры изменения границ поселений, в случае если это приведет к уменьшению численности населения сельских населенных пунктов менее чем на 50% относительно минимальной численности населения, установленного в п. 6 ч. 1 ст. 11 Закона об общих принципах организации местного самоуправления.

2. Выражение согласия населения на изменение границ и {или) правового статуса муниципального образования. Основной и обязательной юридической стадией процесса изменений (преобразований) территорий и (или) правового статуса муниципальных образований является стадия выражения согласия его населения на такого рода территориальные и статусные преобразования.

Законом об общих принципах организации местного самоуправления применительно к отдельным видам возможных изменений (преобразований) территорий и (или) правового статуса муниципальных образований определяются различные формы выражения согласия населения на такого рода изменения и (или) преобразования в зависимости от важности принимаемого решения.

В форме голосования населения одного или нескольких муниципальных образований по вопросам изменения границ или преобразования муниципального образования, предусмотренного ч. 3 ст. 24 указанного федерального закона, либо на сходах граждан, проводимых в порядке, определенном ст. 25.1 данного закона, а также с учетом мнения представительных органов соответствующих муниципальных образований в соответствии с требованиями Закона об общих принципах организации местного самоуправления решаются вопросы:

  • — изменения границ муниципальных районов, влекущего отнесение территорий отдельных входящих в их состав поселений и (или) населенных пунктов к территориям других муниципальных районов (ч. 2 ст. 12);
  • — изменения границ поселений, влекущего отнесение территорий отдельных входящих в их состав населенных пунктов к территориям других поселений (ч. 3 ст. 12);
  • — разделения поселения, влекущего образование двух и более поселений (ч. 5 ст. 13);
  • — изменения статуса городского поселения в связи с наделением его статусом городского округа либо лишением его статуса городского округа (ч. 7 ст. 13);
  • — изменения статуса городского поселения в связи с наделением его статусом сельского поселения, изменения статуса сельского поселения в связи с наделением его статусом городского поселения (ч. 7.2 ст. 13);
  • — упразднения поселений на территориях с низкой плотностью сельского населения и в труднодоступных местностях, если численность населения сельского поселения составляет не более 100 человек (ч. 1 ст. 13.1).

Важно отметить, что согласно ст. 24 Закона об общих принципах организации местного самоуправления голосование по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования назначается представительным органом муниципального образования и проводится в порядке, установленном Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта РФ для проведения местного референдума, с учетом особенностей, установленных Законом об общих принципах организации местного самоуправления.

Указанное голосование считается состоявшимся, если в нем приняло участие более половины жителей муниципального образования или части муниципального образования, обладающих избирательным правом. Согласие населения на изменение границ муниципального образования, преобразование муниципального образования считается полученным, если за указанные изменение, преобразование проголосовало более половины принявших участие в голосовании жителей муниципального образования или части муниципального образования. Итоги такого голосования и принятые решения подлежат официальному опубликованию (обнародованию).

В ст. 25.1 Закона об общих принципах организации местного самоуправления предусматривается проведение схода граждан, в том числе по предусмотренным в данном законе вопросам:

  • — изменения границ поселения (муниципального района), в состав которого входит указанный населенный пункт, влекущим отнесение территории указанного населенного пункта к территории другого поселения (муниципального района);
  • — изменения границ, преобразования поселения, в котором полномочия представительного органа муниципального образования осуществляются сходом граждан;
  • — упразднения поселения, расположенного на территории с низкой плотностью сельского населения или в труднодоступной местности, если численность населения сельского поселения составляет не более 100 человек.

Такой сход граждан правомочен при участии в нем более половины обладающих избирательным правом жителей населенного пункта или поселения. Решение схода граждан считается принятым, если за него проголосовало более половины его участников.

Закон об общих принципах организации местного самоуправления предусматривает также случаи, когда население выражает согласие на указанные выше территориальные и статусные преобразования (изменения) через представительный орган соответствующего муниципального образования. В такой форме в указанном федеральном законе предусматривается выявление согласия населения по поводу:

  • — изменения границ муниципальных районов и входящих в их состав поселений, влекущего отнесение территорий отдельных входящих в состав указанных поселений поселков и сельских населенных пунктов к территориям городских округов (ч. 2.1 ст. 12);
  • — изменения границ муниципальных районов и поселений, не влекущего отнесение территорий отдельных входящих в их состав поселений и (или) населенных пунктов соответственно к территориям других муниципальных районов или поселений (ч. 4 ст. 12);
  • — изменения границ внутригородских районов (ч. 4.1 ст. 12);
  • — объединения двух и более поселений, не влекущего изменения границ иных муниципальных образований (ч. 3 ст. 13);
  • — объединения поселения с городским округом и утраты таким поселением статуса муниципального образования (ч. 3.1 ст. 13);
  • — объединения двух и более внутригородских районов, не влекущего изменения границ иных муниципальных образований (ч. 3.2 ст. 13);
  • — объединения двух и более муниципальных районов, не влекущего изменения границ иных муниципальных образований, осуществляемого с учетом мнения населения (ч. 4 ст. 13);
  • — разделения муниципального района (ч. 6 ст. 13);
  • — разделения внутригородского района, влекущего образование двух и более внутригородских районов (ч. 6.1 ст. 13);
  • — присоединения поселения к городскому округу с внутригородским делением (ч. 6.2 ст. 13);
  • — создания вновь образованных поселений на межселенных территориях (ч. 2 ст. 13.2).
  • 3. Принятие закона субъекта РФ, которым юридически оформляется принятое решение по рассматриваемым вопросам. Изменение границ муниципального образования, преобразование или упразднение поселений, или создание вновь образованных поселений на межселенных территориях осуществляются законом субъекта РФ, которым таким образом юридически оформляется принятое решение о территориальных и (или) статусных изменениях (преобразованиях) муниципального образования.

При этом Закон об общих принципах организации местного самоуправления предусматривает случаи, исключающие вступление в силу законов субъектов РФ по такого рода вопросам. В частности, не должны вступать в силу законы субъекта РФ по вопросам:

  • — создания на межселенной территории вновь образованного поселения в период избирательной кампании по выборам органа местного самоуправления муниципального района, в период кампании местного референдума (ч. 2 ст. 13.2);
  • — преобразования муниципальных образований в период избирательной кампании по выборам органа местного самоуправления данного муниципального образования, в период кампании местного референдума (ч. 2 ст. 13).
  • Согласно требованиям ч. 4 ст. 22 Закона об общих принципах организации местногосамоуправления обязательным условием выдвижения такой инициативы является сбор подписей в ее поддержку, количество которых устанавливается законом субъекта РФ и не можетпревышать 5% от числа участников референдума, зарегистрированных на территории муниципального образования.
  • В данной норме предусмотрены следующие требования к минимальной численностинаселения: один сельский населенный пункт или поселок — более 1000 человек (для территории с высокой плотностью населения — более 3000 человек) и (или) объединенные общейтерриторией несколько сельских населенных пунктов — менее 1000 человек каждый (длятерритории с высокой плотностью населения — менее 3000 человек каждый).
  • При этом указанный закон не во всех случаях определяет формы, в которых населениевыражает свое согласие но поводу выдвинутых инициатив о территориальных и (или) статусных изменениях муниципальных образований. В частности, в ч. 6.3 ст. 13 данного законазакрепляется бланкетная норма, указывающая на то, что согласие населения по вопросувыделения внутригородского района из городского округа с внутригородским делениемвыявляется в соответствии с его уставом. Такая же бланкетная норма содержится в ч. 7.1ст. 13 Закона об общих принципах организации местного самоуправления, в которой предусматривается, что формы и порядок выражения согласия населения относительно изменениястатуса городского округа в связи с наделением его статусом городского округа с внутригородским делением либо лишением его статуса городского округа с внутригородским делением определяются в соответствии с его уставом и законом субъекта РФ.
  • В данной норме также указано на то, что в случае объединения городского поселенияс городским округом осуществляется одновременно изменение административно-территориального устройства субъекта РФ, в результате которого происходит объединение города,находящегося на территории городского округа, и города (поселка), находящегося на территории городского поселения и являющегося его административным центром.
  • В таком случае поселение, присоединяемое к городскому округу с внутригородскимделением, наделяется законом субъекта РФ статусом внутригородского района.

Муниципальные образования: порядок образования, преобразования и упразднения. Границы муниципальных образований

Порядок образования муниципальных образований

Ст. 10 закона определяет, что наделение муниципальных образований статусом городского, сельского поселения, муниципального района, городского округа, городского округа с внутригородским делением, внутригородского района, внутригородской территории городов федерального значения осуществляется законами субъектов РФ.

Границы территорий муниципальных образований устанавливаются и изменяются законами субъектов РФ в соответствии с требованиями, предусмотренными статьями 11 — 13 закона.

При изменении границ между субъектами РФ требования статей 12 и 13 закона не применяются. В этом случае изменение границ муниципальных образований, преобразование муниципальных образований, их упразднение, связанные с изменением границ между субъектами РФ, осуществляются в порядке, установленном законами субъектов РФ (ч. 3 ст. 10 ФЗ).

Наделение городского поселения статусом городского округа осуществляется законом субъекта РФ при наличии сложившейся социальной, транспортной и иной инфраструктуры, необходимой для самостоятельного решения органами местного самоуправления городского поселения установленных ст. 16 закона вопросов местного значения городского округа и осуществления отдельных государственных полномочий, переданных указанным органам федеральными законами и законами субъектов РФ, а также при наличии сложившейся социальной, транспортной и иной инфраструктуры, необходимой для самостоятельного решения органами местного самоуправления прилегающего (прилегающих) муниципального района (муниципальных районов) установленных ст. 15 закона вопросов местного значения муниципального района и осуществления ими отдельных государственных полномочий, переданных указанным органам федеральными законами и законами субъектов РФ.

При наделении городского поселения статусом городского округа учитываются перспективы развития городского поселения, подтвержденные генеральным планом данного городского поселения.

Создание вновь образованных поселений на межселенных территориях осуществляется законами субъектов РФ по инициативе населения, выдвинутой на сходе граждан, проживающих в населенном пункте, расположенном на межселенных территориях, органов местного самоуправления, органов государственной власти субъектов РФ, федеральных органов государственной власти в соответствии с Федеральным законом 2003 г. (ст. 13.2 закона). В случае выдвижения на сходе граждан, проживающих в населенном пункте, расположенном на межселенной территории, инициативы о создании вновь образованного поселения такая инициатива оформляется решением схода граждан, проживающих в соответствующем населенном пункте. Инициатива органов местного самоуправления, органов государственной власти о создании на межселенной территории вновь образованного муниципального образования оформляется решениями соответствующих органов местного самоуправления, органов государственной власти.

Создание вновь образованных поселений на межселенных территориях осуществляется с согласия населения муниципального района, выраженного представительным органом данного муниципального района. Закон субъекта РФ о создании на межселенной территории вновь образованного поселения не должен вступать в силу в период избирательной кампании по выборам органа местного самоуправления муниципального района, в период кампании местного референдума. В случае выдвижения на сходе граждан, проживающих в населенном пункте, расположенном на межселенной территории, инициативы о создании вновь образованного поселения такая инициатива оформляется решением схода граждан, проживающих в соответствующем населенном пункте.

Преобразование муниципальных образований

Преобразованием муниципальных образований является (ст. 13 закона):

  1. объединение муниципальных образований,
  2. разделение муниципальных образований,
  3. изменение статуса (городского поселения — в связи с наделением его статусом сельского поселения, городского округа либо лишением его статуса городского округа; сельского поселения — в связи с наделением его статусом городского поселения; городского округа — в связи с наделением (либо лишением) его статусом городского округа с внутригородским делением;
  4. присоединение поселения к городскому округу с внутригородским делением и выделение внутригородского района из городского округа с внутригородским делением.

Преобразование муниципальных образований осуществляется законами субъектов РФ по инициативе населения, органов местного самоуправления, органов государственной власти субъектов РФ, федеральных органов государственной власти в соответствии с Федеральным законом 2003 г.. Инициатива органов местного самоуправления, органов государственной власти о преобразовании муниципального образования оформляется решениями соответствующих органов местного самоуправления, органов государственной власти. Закон субъекта РФ о преобразовании муниципального образования не должен вступать в силу в период избирательной кампании по выборам органа местного самоуправления данного муниципального образования, в период кампании местного референдума.

Объединение муниципальных образований

Объединение двух и более поселений, не влекущее изменения границ иных муниципальных образований, осуществляется с согласия населения каждого из поселений, выраженного представительным органом каждого из объединяемых поселений.

Объединение поселения с городским округом осуществляется с согласия населения поселения и городского округа, выраженного представительным органом соответствующих поселения и городского округа, а также с учетом мнения населения муниципального района, выраженного представительным органом соответствующего муниципального района. Объединение всех поселений, входящих в состав муниципального района, с городским округом осуществляется с согласия населения поселений, муниципального района и городского округа, выраженного представительным органом соответствующего поселения, муниципального района и городского округа. Поселение, объединенное с городским округом, утрачивает статус муниципального образования. Муниципальный район, в котором все поселения, входившие в его состав, объединились с городским округом, утрачивает статус муниципального образования.

Объединение двух и более внутригородских районов, не влекущее изменения границ иных муниципальных образований, осуществляется с учетом мнения населения каждого из соответствующих внутригородских районов в соответствии с уставом внутригородского района и с согласия населения городского округа с внутригородским делением, выраженного представительным органом городского округа с внутригородским делением.

Объединение двух и более муниципальных районов, не влекущее изменения границ иных муниципальных образований, осуществляется с учетом мнения населения, выраженного представительными органами каждого из объединяемых муниципальных районов.

Разделение муниципльных образований

Разделение поселения, влекущее образование двух и более поселений, осуществляется с согласия населения каждого из образуемых поселений, выраженного путем голосования, либо на сходах граждан, проводимых в порядке, предусмотренном настоящим ФЗ.

Разделение муниципального района осуществляется с учетом мнения населения, выраженного представительным органом муниципального района.

Разделение внутригородского района, влекущее образование двух и более внутригородских районов, осуществляется с учетом мнения населения образуемых внутригородских районов в соответствии с уставом разделяемого внутригородского района и с согласия населения городского округа с внутригородским делением, выраженного его представительным органом.

Изменение статуса муниципальных образований

Изменение статуса городского поселения в связи с наделением его статусом городского округа либо лишением его статуса городского округа осуществляется законом субъекта РФ с согласия населения соответствующего городского поселения, а также с согласия населения муниципального района, из состава которого выделяется (в состав которого включается) соответствующее городское поселение, выраженного представительными органами указанных муниципальных образований.

Изменение статуса городского округа в связи с наделением его статусом городского округа с внутригородским делением либо лишением его статуса городского округа с внутригородским делением осуществляется законом субъекта Российской Федерации с учетом мнения населения соответствующего городского округа в соответствии с его уставом и законом субъекта Российской Федерации. Лишение муниципального образования статуса городского округа с внутригородским делением влечет за собой упразднение внутригородских районов.

Изменение статуса городского поселения в связи с наделением его статусом сельского поселения, изменение статуса сельского поселения в связи с наделением его статусом городского поселения осуществляются законом субъекта Российской Федерации с согласия населения соответствующего поселения, выраженного представительным органом указанного муниципального образования.

Упразднение поселений

Упразднение поселений допускается на территориях с низкой плотностью сельского населения и в труднодоступных местностях, если численность населения сельского поселения составляет не более 100 человек и решение об упразднении поселения будет принято на сходе граждан, проживающих в указанном поселении. Территория упраздняемого поселения входит в состав муниципального района в качестве межселенной территории.

Упразднение поселений осуществляется законом субъекта РФ по инициативе населения, органов местного самоуправления, органов государственной власти субъекта РФ или федеральных органов государственной власти в соответствии с Федеральным законом 2003 г.. Инициатива населения об упразднении поселения оформляется решением об упразднении поселения, принятым на сходе граждан, проживающих в указанном поселении. Инициатива органов местного самоуправления, органов государственной власти об упразднении поселения оформляется решениями соответствующих органов местного самоуправления, органов государственной власти.

Упразднение поселений осуществляется с учетом мнения населения муниципального района, выраженного представительным органом соответствующего муниципального района. Закон субъекта РФ об упразднении поселения не должен вступать в силу в период избирательной кампании по выборам органа местного самоуправления данного муниципального образования, в период кампании местного референдума.

Границы муниципальных образований

Границы муниципальных образований устанавливаются и изменяются в соответствии со следующими требованиями (статья 11 закона):

  1. территория субъекта РФ разграничивается между поселениями и городскими округами. Территории с низкой плотностью сельского населения могут не включаться в состав территорий поселений;
  2. территории всех поселений, а также возникающие на территориях с низкой плотностью сельского населения и (или) на территориях упраздняемых поселений межселенные территории входят в состав муниципальных районов;
  3. территорию поселения составляют исторически сложившиеся земли населенных пунктов, прилегающие к ним земли общего пользования, территории традиционного природопользования населения соответствующего поселения, рекреационные земли, земли для развития поселения;
  4. территорию городского округа составляют земли населенных пунктов, прилегающие к ним земли общего пользования, рекреационные земли, земли для развития городского округа;
  5. в состав территории поселения входят земли независимо от форм собственности и целевого назначения;
  6. в состав территории городского поселения могут входить один город или один поселок, а также в соответствии с генеральным планом городского поселения территории, предназначенные для развития его социальной, транспортной и иной инфраструктуры (включая территории поселков и сельских населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями);
  7. в состав территории сельского поселения могут входить, как правило, один сельский населенный пункт или поселок с численностью населения более 1000 человек (для территории с высокой плотностью сельского населения — более 3000 человек) и (или) объединенные общей территорией несколько сельских населенных пунктов с численностью населения менее 1000 человек каждый (для территории с высокой плотностью сельского населения — менее 3000 человек каждый);
  8. законы субъектов Российской Федерации, устанавливающие и изменяющие границы поселений, городских округов, должны содержать перечень населенных пунктов, входящих в состав территорий этих поселений, городских округов;
  9. сельский населенный пункт с численностью населения менее 1000 человек, как правило, входит в состав сельского поселения;
  10. в соответствии с законами субъекта Российской Федерации статусом сельского поселения с учетом плотности сельского населения субъекта Российской Федерации и доступности территории поселения может наделяться сельский населенный пункт с численностью населения менее 1000 человек;
  11. административным центром муниципального района может считаться город (поселок), расположенный на территории городского округа, имеющего с муниципальным районом общую границу;
  12. границы сельского поселения, в состав которого входят два и более населенных пункта, как правило, устанавливаются с учетом пешеходной доступности до его административного центра и обратно в течение рабочего дня для жителей всех населенных пунктов, входящих в его состав, а границы городского округа, муниципального района — с учетом транспортной доступности до их административных центров и обратно в течение рабочего дня для жителей всех поселений (населенных пунктов), входящих в их состав. Указанные требования в соответствии с законами субъектов Российской Федерации могут не применяться на территориях с низкой плотностью сельского населения, а также в отдаленных и труднодоступных местностях;
  13. территория населенного пункта должна полностью входить в состав территории поселения, городского округа;
  14. территория поселения не может входить в состав территории другого поселения;
  15. территория городского округа не входит в состав территории муниципального района;
  16. границы муниципального района устанавливаются с учетом необходимости создания условий для решения вопросов местного значения межпоселенческого характера органами местного самоуправления муниципального района, а также для осуществления на всей территории муниципального района отдельных государственных полномочий, переданных указанным органам федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;
  17. границы городского округа устанавливаются с учетом необходимости создания условий для развития его социальной, транспортной и иной инфраструктуры, обеспечения органами местного самоуправления городского округа единства городского хозяйства, а также для осуществления на всей территории городского округа отдельных государственных полномочий, переданных указанным органам федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;
  18. территория поселения должна полностью входить в состав территории муниципального района.

Изменение границ муниципального образования

Изменение границ муниципального образования осуществляется законом субъекта РФ по инициативе:

  • населения;
  • органов местного самоуправления;
  • органов государственной власти субъекта РФ;
  • федеральных органов государственной власти.

Инициатива населения об изменении границ муниципального образования реализуется в порядке, установленном федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта РФ для выдвижения инициативы проведения местного референдума. Инициатива органов местного самоуправления, органов государственной власти об изменении границ муниципального образования оформляется решениями соответствующих органов местного самоуправления, органов государственной власти. Закон субъекта РФ об изменении границ муниципального образования не должен вступать в силу в период избирательной кампании по выборам органа местного самоуправления данного муниципального образования, в период кампании местного референдума.

Изменение границ муниципальных районов, влекущее отнесение территорий отдельных входящих в их состав поселений и (или) населенных пунктов к территориям других муниципальных районов, осуществляется с согласия населения данных поселений и (или) населенных пунктов, выраженного путем голосования, либо на сходах граждан, с учетом мнения представительных органов соответствующих муниципальных районов.

Изменение границ муниципальных районов и входящих в их состав поселений, влекущее отнесение территорий отдельных входящих в состав указанных поселений поселков и сельских населенных пунктов к территориям городских округов, осуществляется с согласия населения поселений и городских округов, выраженного представительными органами соответствующих поселений и городских округов, а также с учетом мнения населения муниципальных районов, выраженного представительными органами соответствующих муниципальных районов.

Изменение границ городских округов, влекущее отнесение территорий населенных пунктов, входящих в состав городских округов, к территориям поселений соответствующих муниципальных районов, осуществляется с согласия населения поселений и городских округов, выраженного представительными органами соответствующих поселений и городских округов, а также с учетом мнения населения муниципальных районов, выраженного представительными органами соответствующих муниципальных районов.

Изменение границ поселений, влекущее отнесение территорий отдельных входящих в их состав населенных пунктов к территориям других поселений, осуществляется с согласия населения данных населенных пунктов, выраженного путем голосования, предусмотренного ч. 3 ст. 24 закона, либо на сходах граждан, проводимых в порядке, предусмотренном ст. 25.1 закона, с учетом мнения представительных органов соответствующих поселений.

Изменение границ муниципальных районов и поселений, не влекущее отнесения территорий отдельных входящих в их состав поселений и (или) населенных пунктов соответственно к территориям других муниципальных районов или поселений, осуществляется с учетом мнения населения, выраженного представительными органами соответствующих муниципальных районов и поселений.

Изменение границ внутригородских районов осуществляется с учетом мнения населения каждого из внутригородских районов в соответствии с уставом внутригородского района и с согласия населения городского округа с внутригородским делением, выраженного представительным органом городского округа с внутригородским делением.

Уменьшение численности населения сельских населенных пунктов менее чем на 50 процентов относительно минимальной численности населения, установленной п. 6 ч. 1 ст. 11 закона, после установления законами субъектов РФ границ поселений в соответствии с требованиями Федерального закона 2003 г. не является достаточным основанием для инициирования органами местного самоуправления, органами государственной власти субъектов РФ, федеральными органами государственной власти процедуры изменения границ поселений.

Установление, изменение границ и преобразование муниципальных образований

Установление и изменение границ муниципальных образований, порядок их проведения

Установление и изменение границы муниципального образования представляет собой деятельность органов государственной власти и местного самоуправления соответствующих муниципальных образований по правовому оформлению границы муниципального образования. Граница муниципального образования – это непрерывная пространственная линия, определяющая пределы территории муниципального образования. Она закрепляется в законе субъекта РФ на основании картографического описания и, как правило, получает свое отражение в уставе муниципального образования.

Под картографическим описанием следует понимать картографическое изображение территории муниципального образования в соответствующем масштабе, а также текстовое описание границ муниципального образования, выполненные в соответствии с требованиями федерального законодательства к картографической деятельности. В нем отображается местоположение, размер и границы муниципального образования, перечень населенных пунктов, входящих в состав городского, сельского поселения, городского округа, муниципального района, а также наименования и расстояния до населенного пункта, который может являться административным центром сельского поселения, муниципального района. Для муниципального района необходимо составить перечень городских и (или) сельских поселений, входящих в состав его территории. При этом картографическое описание включает условные знаки и шрифты, условные сокращения, используемые в области геодезической и картографической деятельности.

Картографическое описание границ муниципального образования подлежит обязательному согласованию с сопредельными муниципальными образованиями. Картографическое описание поселений согласовывается с представительными органами сопредельных поселений в пределах муниципального района, а в случае установления, изменения границ, совпадающих с границами сопредельных городских округов, муниципальных районов, согласование осуществляется с представительным органом муниципального района, в состав которого входит данное поселение.

Закрепление границ муниципальных образований целесообразно проводить с учетом следующих основных правил: 1) если муниципальное образование наделяется территорией, совпадающей с территорией административно-территориальной единицы (населенного пункта), – его граница определяется по границам соответствующей административно-территориальной единицы (населенного пункта); 2) если муниципальное образование наделяется территорией, совпадающей с территорией нескольких административно-территориальных единиц (населенных пунктов), – его граница определяется по несовпадающим границам соответствующих административно-территориальных единиц (населенных пунктов); 3) если муниципальное образование наделяется территорией, частично или полностью не совпадающей с территорией административно-территориальных единиц (населенных пунктов), – его граница определяется по границам административно-территориальных единиц (населенных пунктов) в части их совпадения, а также по границам земельных участков, оформленных в установленном законом порядке и естественным границам (линиям рельефа, ясно видимым ориентирам, иным характерным точкам) в части, в которой границы муниципального образования не совпадают с границами административно- территориальных единиц (населенных пунктов).

Установление и изменение границ муниципальных образований должно осуществляться в соответствии с принципами законности, гласности, учета исторических и иных местных традиций, равноправия муниципальных образований во взаимоотношениях между собой, учета социально-экономических последствий установления и изменения границ муниципальных образований, учета мнения членов местного сообщества, использования согласительных процедур для урегулирования спорных вопросов.

Инициаторами установления или изменения границы муниципального образования могут быть члены местного сообщества или органы местного самоуправления соответствующего муниципального образования, органы государственной власти субъекта РФ, федеральные органы государственной власти. Население реализует соответствующую инициативу в порядке, аналогичном тому, что предусмотрен для выдвижения инициативы проведения местного референдума. Инициатива органов местного самоуправления и государственной власти оформляется их решениями.

При этом Федеральный закон № 131-ФЗ специально оговаривает ситуацию, в которой инициатива органов местного самоуправления и органов государственной власти по изменению границ поселения не может быть осуществлена. Речь идет об уменьшении численности населения сельских населенных пунктов менее чем на 50% в соотношении с минимальной численностью населения сельского поселения (т.е. до 1000 человек для территорий с низкой плотностью населения и до 3000 человек для территорий с высокой плотностью населения). Согласно ч. 5 ст. 12 Федерального закона № 131-ФЗ такое уменьшение численности не является достаточным основанием для инициирования процедуры изменения границ.

Установленный федеральным законодательством организационно-правовой механизм изменения границ муниципальных образований различается в зависимости от того, затрагивает ли проводимое изменение состав населенных территорий муниципального образования. Если изменение границ поселений и муниципальных районов влечет отнесение территорий отдельных входящих в их состав населенных пунктов (поселений) к территориям других муниципальных образований, то оно может быть проведено только с согласия населения соответствующих территорий, выраженного путем голосования. Если же изменение границ муниципального образования связано с передачей от одного муниципального образования другому ненаселенной территории, то мнение населения по этому вопросу выражает представительный орган соответствующего муниципального образования.

По данным Минрегиона России, количество изменений границ муниципальных образований, например, в 2009 г. составило 272, большинство из которых (134) имели место в Забайкальском крае. Основными инициаторами изменений выступали органы местного самоуправления (243 раза, или 89,3% общего числа). По инициативе органов государственной власти субъектов РФ было проведено 27 изменений (24 из них – в Центральном федеральном округе), два изменения по инициативе федеральных органов государственной власти. Население с подобными предложениями не выступало ни разу.

  • См.: Муниципальное право России / под ред. Л. Н. Кокотова. 2-е изд., перераб. и доп., 2011. С. 158–159.