Методическая работа руководителя кружка

ЯСпециалист.ру

Специальности: академический хор, народный хор, народные инструменты (баян, домра, балалайка и др.) и другие музыкальные, танец (академический, бальный, народный, спортивный), прикладное искусство и другие

Требуемое образование:

Средне-специальное (руководитель клубного коллектива, преподаватель музыкального инструмента, педагог-вокалист, преподаватель-хореограф, преподаватель макраме и т.д. из прикладного искусства) – музыкальные училища, училища искусств, колледжи современного и фольклорного искусства, колледжи культуры

Высшее (квалификации те же, только высшие) – институты культуры, институты и академии искусства

Специфические способности, необходимые для успешного овладения профессией:

Те же, что и для музыкантов-исполнителей и преподавателей и артистов эстрады. Для руководителей кружков прикладного искусства (макраме, вышивка, резьба по дереву и т.д.) – способности к рукоделию и мастерству в избранном виде народных ремёсел.

Профилирующие предметы школьной программы и дополнительного образования:

Музыка, рисование, русский язык и литература, игра на музыкальном инструменте, занятия вокалом или танцами, физкультура, история, рукоделие*

Характер и содержание работы:

Творческий, педагогический, организационный. Работа в клубах и Домах (Дворцах) культуры, центрах досуга и творчества детей и юношества, на станциях юных техников, в системе дополнительного образования: набор участников руководимого коллектива, коллективные и индивидуальные занятия, подбор репертуара, при необходимости поиск помещений и инструментов для занятий, планирований концертной либо выставочной деятельности коллектива, организация и проведение концертов либо выставок, в случае хозрасчётной деятельности – организация сбора взносов родителей или взрослых участников коллектива.

Очевидные плюсы

Погружение в творчество, увлечение им детей и молодёжь, все прекрасные моменты общения с людьми, увлечёнными творческим процессом. Понимание важности профессии в культурном развитии нации.

«Подводные камни», очевидные минусы

Неадекватно оплачиваемый труд, низкий уровень его престижности в обществе вкупе с высокой конкуренцией, субъективный характер оценки вашего труда со стороны руководства, трудности набора способных и действительно стремящихся овладеть преподаваемым вам видом искусства учеников, связанное со значительным снижением творческой мотивации среди детей и молодёжи.

Возможные профессиональные заболевания: вегетососудистая дистония, сердечно-сосудистые заболевания – риск незначительный.

Вилка зарплат (в среднем в месяц):в зависимости от разряда ЕТС и нагрузки:

В Москве и Московской области: 8000 – 25 000 (чаще 12 000)

В крупных областных центрах: 6000 – 18 000 (чаще 9000)

В глубинке России: 4000 – 7000 (в ряде регионов поиск работы сомнителен)

Интерес к профессии руководителя клубного коллектива в большинстве случаев возникает у выпускников школ (чаще у девушек, чем у юношей), посещавших какие-либо кружки или коллективы в центрах досуга и творчества детей и юношества или государственных домах (дворцах) культуры, либо учившихся в музыкальных школах или школах искусств. И лишь небольшая часть абитуриентов училищ или институтов искусств (культуры), подающих документы на «кружковое» отделение, посещали школьные кружки, студии на станциях юных техников, в платных детских центрах либо вообще не занимались ни в каких кружках.

Кстати, те, кто не ходил ни в какой в клубный или школьный коллектив искусств, но при этом брал уроки танцев (или пения, музыки, актёрского мастерства) у частного преподавателя либо вообще танцевал или пел для себя дома, нередко поступают в институты культуры с первого захода. Всё дело, конечно же, в индивидуальных способностях и стремлении действительно освоить профессию руководителя творческого коллектива.

А теперь выясним, чем отличается работа руководителя творческого коллектива или, скромнее, кружка, от работы преподавателя по какому-либо виду искусств. Но для начала обозначим, какие творческие коллективы вообще бывают.

Итак, перечисляем:

  • фольклорный ансамбль – коллектив любителей и ценителей национальных традиций (разработанных и внедрённых в жизнь самим народом, то есть конкретные авторы конкретных песен, танцев, прибауток, плясовых и т.д. остались неизвестными), сочетающих в своём творчестве, как правило, народное пение, наигрыш на народных музыкальных инструментах, народный танец и пляску, народные обрядовые игры (мини-театрализация) и народное устное творчество (рассказы сказок, прибауток, шуток и т.п.), при этом выступления проходят обычно в стилизованных под конкретную историческую эпоху костюмах, которые обычно изготавливают сами самодеятельные артисты;
  • народный хор – достаточно многочисленный (не менее 15 человек) певческий коллектив, также выступающий в народных костюмах под старину, в той же народной манере; народный хор, по сути, это большой фольклорный ансамбль, который может и просто петь, и сочетать пение с танцем и наигрышем;

академический хор – также многочисленный певческий коллектив, но выступающий в международной академической манере в академических костюмах (чаще это обычные классические костюмы школьного покроя) с академическим дирижёром а капелла (без сопровождения) либо в

  • сопровождении фортепиано (в исключительных случаях баяна) или (чрезвычайно редко) оркестра (чаще симфонического или духового);
  • Группа академического вокала – почти то же, что и академический хор, только маленький (не более 7-8 исполнителей);
  • Фольклорный ансамбль песни и пляски – по сути, сильный в исполнении народный хор, при котором существует ансамбль народного танца и ансамбль (оркестр) народных инструментов;
  • Танцевальный коллектив – это понятно, видимо, всем; обычно там осваивают классический бальный танец (коллектив бального танца) либо современный эстрадный (коллектив современного танца), но бывают и экстравагантные коллективы, к примеру, чечёточников (степ) или эстрадного танца прошлого (рок-н-рол и т.п.), есть и коллективы спортивного танца;
  • ВИА (вокально-инструментальный ансамбль) или рок-группа – тоже понятно всем;
  • Оркестр народных инструментов, духовой оркестр, эстрадный оркестр (и очень редко – симфонический оркестр) – коллектив музыкантов, осваивающих разные, входящие в традиционный состав оркестра того или иного вида, инструменты и исполняющих совместно под руководством дирижёра разные народные, эстрадные и классические произведения;
  • Изостудия – коллектив художников, осваивающих живопись, графику, акварель, мозаику, скульптуру или другой вид изобразительного творчества;
  • Студия художественного слова или поэтическая студия чтецов – коллектив единомышленников, увлечённых выразительным чтением отрывков художественной прозы или стихотворений известных авторов;
  • Театральный коллектив – думаю, это тоже понятно всем;
  • Театр пантомимы – коллектив актёров, изображающих действие жестами, без слов;
  • Кукольный театр – тоже ясно, чем там люди занимаются;
  • Коллектив сценического кукловождения – тут люди сами создают себе больших кукол и сами учатся их водить по сцене с помощью разных нитей и приспособлений, изображая за них голосом пение, чтение и разговор;
  • Студия мягкой игрушки – коллектив изготовителей разных игрушек из плюша и разных других мягких материалов;
  • Макраме – тоже, думая, объяснять не надо;
  • Фотомоделирование (фотостудия) – и это, видимо, не требует разъяснений, ясно, что тут учатся делать постановочные снимки и моделировать их так, чтобы получались несколько необычные или особенно выразительные фотокомпозиции.

На этом и остановимся, потому что кружки, скажем, вязания, кройки и шитья и прочего из этого ряда относятся к прикладному самодеятельному творчеству, а кружки типа астрономический, математический, русского языка, биологический, технический и т.п. – это сфера науки и техники. По двум последним направлениям в учебных заведениях искусств и народного творчества не обучают, а ведут эти кружки обычно школьные преподаватели или увлечённые преподавательским делом мастера-специалисты в своей области.

Думаем, вы поняли, что прежде чем остановить свой выбор профессии на руководителе творческого коллектива, нужно понять, что из искусств вам ближе, что

больше увлекает, а потом хотя бы полгода перед поступлением позаниматься в коллективе избранного вами вида творчества. Однако сразу предупреждаю по поводу руководителя академического хора, любого оркестра и ансамбля, в том числе и электронных инструментов: даже если вас возьмут учиться после прослушивания по специальности (пение, игра на музыкальном инструменте) и успешной сдачи сочинения и другого гуманитарного предмета (или по конкурсу результатов ЕГЭ), то имейте в виду, что для успешного овладения любым музыкальным инструментом и хоровым дирижированием необходимо иметь хорошую начальную подготовку и знание элементарной нотной грамоты. Иначе вы либо во время учёбы в колледже искусств и культуры (культ-просвет-училище) или университете культуры (институте искусств и т.п.) можете понять, что музыку на требуемом уровне просто не тянете, либо это же обнаружится во время работы в каком-либо ДК или центре культуры. И тут надо отчётливо понимать, на что вы идёте.

Во-первых, руководитель кружка, как правило, получает ещё и квалификацию преподавателя, то есть его уровень исполнительства (в музыке, танцах и т.д.), по идее, не должен быть ниже, чем у учителя соответствующей специализации (специальности), работающего в музыкальной (танцевально и т.п.) школе или многопрофильной школе искусств.

Разумеется, всегда есть возможность повысить свою квалификацию, уделяя больше внимание именно специальному мастерству (игре на инструменте, танцу, пению, рукоделию – в зависимости от того, что вы избрали) Но тогда надо быть готовым к активным многочасовым занятиям, многие из которых учащимся, начавшим постигать азы мастерства в избранном виде творчества, кажутся бесплодными. И тут уж, как говорится, Бог даст – либо вы втянетесь и выйдете на приемлемый уровень и даже обгоните своих коллег, пришедших в учебное заведение уже подготовленными по программе школы искусств, либо разочаруетесь и… получите диплом, по которому не сможете работать.

А теперь о том, что на самом деле представляет из себя работа руководителя клубного творческого коллектива. Если вы ходили в какой-то кружок, то вам уже известно, что руководитель ведёт с участниками творческого коллектива занятия, он же и решает, кто из участников и что конкретно к кружке будет делать как исполнитель и принять ли его в коллектив вообще. Ну ещё кроме занятий руководитель иногда устраивает с кружковцами чаепитие, организует культпоходы на концерт артистов, специализирующихся на том же творчестве, которым занимается коллектив, а потом проходят красивые обсуждения, руководитель рассказывает о разных мастерах этого вида искусства интересные подробности. Иногда встречается с родителями участников, если это детский коллектив, причём дети чаще всего выступают перед родителями со своим концертом.

Но самое волнующее событие в жизни любого творческого коллектива (и детского, и взрослого) – это годовой отчётный концерт на большой сцене учреждения, в котором занимается этот коллектив. Кроме того, многие коллективы часто ездят с концертами по другим учреждениям культуры, на предприятия, в школы, даже в другие города и…каким-то коллективам удаётся вырасти до уровня, когда их начинают приглашать на разные фестивали и слёты в другие страны. Так вот, чтобы стать такими известными, руководителю приходится стараться, не жалея себя. И всё равно многое зависит не только от усердия и таланта руководителя, но и от элементарного везения.

Трудность работы руководителя кружка сегодня, прежде всего, заключается в том, что заниматься творчеством нынешние дети и молодежь, не говоря уже о взрослых людях, не очень-то хотят, даже бесплатно. Наиболее популярны среди детей и молодёжи – бальные, эстрадные и спортивные танцы. Но и конкурс на обучение по этим специальностям тоже весьма заметный. А это значит, что требования к абитуриентам на вступительных экзаменах по специальности (в данном случае танцу) тоже высокие. Тем не менее мы заранее считаем, что вы добились своего и получили заветный диплом. Так вот, куда бы вы ни пришли устраиваться на работу – в хозрасчетный или бюджетный центр досуга (ДК и т.п.), даже в просто общеобразовательную школу (почем нет?), чтобы получать зарплату, вам надо будет набрать группу участников коллектива и приступить к занятиям.

В хозрасчётные танцевальные студии (на курсы) обычно приходят много желающих, если не задирать цену обучения. Но удержать их в течение, скажем, года – далеко не просто. Ведь многие танцоры приходят в такие студии вовсе не ради танцевального искусства, а либо потому что это, с их точки зрения, «круто» и повышает рейтинг в глазах противоположного пола, либо они и вовсе ставят цель найти таким образом пару и – прощай танцы.

Ещё труднее создать хор или оркестр. В оркестр нередко дети идут более охотно, особенно малыши, которых привлекает сама возможность поднять в глазах сверстников и более старших детей свой статус, выступая на сцене с балалайкой (трубой и т.п.) в руках в ряду оркестрантов, перед которыми «машет палочкой» бородатый дядя дирижёр. Но, быстренько набив о струны мозоли и не добившись при этом сколь-нибудь заметного результата в освоении инструмента (научиться играть даже самые примитивные аккорды – нелегко), часть таких оркестрантов переходит в кружок «попроще» или вовсе теряет интерес к занятиям в каких-либо кружках. И руководителю нужно иметь, образно выражаясь, пять тонн терпения и быть при этом до мозга костей преданным своему виду творчества, без устали ходить «в народ», то есть по школам, детским садам, встречаться с родителями на родительских собраниях, самому играть, вести туда детей, которых уже удалось чему-то научить, и увлекать, с жаром пропагандировать любимое искусство, не взирая на низкую эффективность таких мероприятий.

Словом, с миру по нитке, шаг за шагом сегодня создаются творческие коллективы, колоссальным трудом. Кроме падения популярности самодеятельного творчества в народе у руководителя возникают проблемы и с помещением, и с нотами, которые сейчас продаются редко, тем более хоровые и оркестровые партитуры, доступные для исполнения начинающих и неопытных музыкантов и певцов. Не меньше проблем такого рода и у руководителей изостудий, коллективов народных ремёсел, театральных. А главное – очень трудно найти место, чтобы и ездить на работу было недалеко, и зарплата позволяла бы не бегать по трём-четырём работам, а с отдачей трудиться на одном месте.

Считается, что больше всех получают танцмейстеры, поскольку у них всегда более массовые коллективы и они чаще выступают на концертах (научить танцевать на уровне любителя, чтобы это с интересом воспринималось со стороны, гораздо проще, чем играть на музыкальном инструменте, петь или, скажем, делать скульптуры). Тем не менее в училищах искусств и культуры, например в Государственный музыкальный колледж

эстрадного и джазового искусства (Москва), Ленинградский областной колледж культуры и искусства (Питер) и другие к поступающим на музыкальные отделения предъявляются повышенные требования на испытаниях по специальности. Тоже можно сказать и про разные институты культуры и искусств.

Несмотря на, прямо скажем, невысокие, а нередко и просто смешные зарплаты руководителей творческих коллективов, желающие обрести эту профессию в России есть и между ними всегда будет своего рода здоровый конкурс. Хотите постоянно в нём участвовать? Не мыслите жизнь вне народного творчества, вне искусства? Ставите его в своей жизни выше материального благополучия? Тогда чего же вы раздумываете?

А главное ребята, вы не представляете, как там интересно учиться. Вот я, автор этих строк, недавно заглянул на сайт одного из колледжей искусств, увидел там яркие фото симпатичной молодежи с баянами и домрами в руках, в красивых народных костюмах, с горящими глазками и вспомнил свою музыкальную юность – аж сердце защемило. А уже если кому удаётся создать полноценный творческий коллектив, который становится любимцем города (села), то вы не представляете, что ощущает этот человек в сердце своём. Наверное, не всё в нашей жизни решают деньги. Так вот, юные художники и будущие художественные руководители. От всей души как музыкант и бывший работник культуры завидуя вам и желаю огромных творческих успехов.

Руководитель
кружка

Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих (ЕКС), 2019
Раздел «Квалификационные характеристики должностей работников культуры, искусства и кинематографии»
Раздел утвержден Приказом Минздравсоцразвития РФ от 30.03.2011 N 251н

Руководитель клубного формирования (любительского объединения, студии, коллектива самодеятельного искусства, клуба по интересам)

Должностные обязанности. Руководит работой театрального (музыкального, хорового, хореографического) кружка. Участвует в разработке перспективных и текущих планов работы кружка, в проведении организационно-творческих мероприятий. Проводит групповые и индивидуальные занятия по актерскому мастерству, технике речи, художественному слову, постановке голоса, разучиванию вокальных партий, а также работу над тематической программой. Обучает игре на музыкальных инструментах, проводит оркестровые занятия по разучиванию партий. Проводит занятия по классическому и характерному тренажу, изучению истории изобразительного искусства, технике и технологии живописи в мастерских, художественно-оформительскому искусству, изучению циркового искусства, истории кинофотоискусства, операторскому мастерству, разбору и обсуждению любительских фильмов и фотографий, методике организации фотовыставок, изучению истории и развития данного вида техники, организации выставок технического творчества. Организовывает выступления участников кружков в концертах и спектаклях. Принимает участие в работе методического кабинета по организации и проведению массовых представлений, тематических вечеров, театрализованных праздников, карнавалов, народных гуляний. Составляет смету расходов и доходов деятельности кружка.

Должен знать: законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, касающиеся деятельности организаций культурно-досугового типа; структуру культурно-досуговой организации, формы и методы организации массового досуга населения; научные, технические достижения в сфере культуры и искусства; основы менеджмента; теорию и практику соответствующего вида художественного или технического творчества; теорию соответствующего вида искусства; формирование репертуара; основы психологии и педагогики, трудового законодательства; правила внутреннего трудового распорядка; правила по охране труда и пожарной безопасности.

Требования к квалификации.

Руководитель кружка I категории — высшее профессиональное образование (культуры и искусства, педагогическое, техническое) и стаж работы в должности руководителя кружка II категории не менее 3 лет.

Руководитель кружка II категории — высшее профессиональное образование (культуры и искусства, педагогическое, техническое) без предъявления требований к стажу работы или среднее профессиональное образование (культуры и искусства, педагогическое, техническое) и стаж работы в должности руководителя кружка не менее 2 лет.

Руководитель кружка — среднее профессиональное (культуры и искусства, педагогическое) образование без предъявления требований к стажу работы.

Комментарии к должности

Приведенные выше квалификационные характеристики должности «Руководитель кружка» предназначены для решения вопросов, связанных с регулированием трудовых отношений и обеспечением эффективной системы управления персоналом в различных организациях. На основе этих характеристик разрабатывается должностная инструкция руководителя кружка, содержащая права и ответственность работника, а также конкретный перечень его должностных обязанностей с учетом особенностей организации и управления деятельностью предприятия (учреждения).

При составлении должностных инструкций руководителей и специалистов необходимо учесть общие положения к данному выпуску справочника и введение с общими положениями к первому выпуску справочника должностей.

Обращаем ваше внимание на то, что одинаковые и схожие наименования должностей могут встречаться в разных выпусках ЕКС. Найти схожие названия можно через справочник должностей (по алфавиту).

Методические рекомендации для руководителя кружка «Кукольный театр» методическая разработка на тему

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей «Дом детского творчества

Балтайского муниципального района Саратовской области»

Методические рекомендации для руководителя кружка «Кукольный театр»

Бабошина Т.А.,

методист МБОУ ДОД ДДТ

с. Балтай, 2013 г.

От желания стать кукловодом до воплощения этой мечты один шаг. И никогда не поздно его сделать. Если душа взрослого человека жаждет чуда, а восхищение ребенка театром искреннее, то хоть раз в жизни им стоит статус «зрителя» сменить на «начинающего актера». И уже в новом амплуа следует ощутить вкус жизни, научиться играть так, чтобы зритель смог услышать биение сердца на первый взгляд, казалось бы, безжизненной театральной куклы.

Такого высокого уровня мастерства может достичь каждый, невзирая на возраст, характер, жизненный опыт. Главное не бояться и довериться профессионалам, ведь кукольный театр – это мир магии, чудес, лицедейства, где легче всего научиться владеть собой, вести искренние беседы.

Под руководством преподавателя можно будет примерять на себя роль сказочных персонажей, вечно печальный образ Пьеро или взрывной характер Арлекина, чтобы познать свою духовную сущность, определить уровень своего театрального мастерства, признать, что собственное «Я» многолико и богато образами.

Посещая занятия объединения «Кукольный театр», вам предстоит познать основы мастерства по созданию кукол, решиться на созидание индивидуального персонажа, которого проще всего будет озвучить и презентовать зрителям. Вложить душу и сердце, воображение и креатив в эскиз театральной куклы – это первый шаг становления начинающего актера, жаждущего создать уникальный образ, с которым легче начинать выступления.

Умение владеть голосом – это важная составляющая таланта актера театра кукол, ведь играть, копировать, подражать, меняя тональности и высоту голоса приходиться на каждом спектакле. Всему этому можно научиться легко и в процессе увлекательной игры с педагогом дополнительного образования МБОУ ДОД ДДТ. Здесь артисты вовлекаются в воображаемые ролевые игры, где смекалка, сообразительность и образное мышление созидательны, продуктивны.

Радость, грусть, тоска, умиленье – все эти чувства нотками будут играть в голосе кукловода, ведь на занятиях в объединении «Кукольный театр» юный артист будет учиться становиться профессионалом, властителем своего голоса.

Последний этап перевоплощения – это умение на сцене жить одним дыханием и одним сердцем с куклой, что и сложно, и увлекательно одновременно. Такой долгий путь творческого становления легче пройти с командой единомышленников, которые и подскажут, и помогут, и откорректируют ваши действия.

Системные занятия приобщают детей к искусству, прививают любовь к театру кукол. Поэтому посетив несколько занятий, вы полюбите мир театра необычного, где рождается сказка, где хранимые в «сундуках» куклы оживают сразу, как только попадают в руки талантливого актера.

Дети всегда с нетерпением ждут встречи с театром кукол, ведь куклы могут всё или почти всё, куклы творят чудеса: веселят, обучают, развивают творческие способности детей, корректируют их поведение. Вот почему ребята так быстро включаются в спектакль: отвечают на вопросы кукол, исполняют кукольные роли.

Кукольный театр – искусство синтетическое, оно воздействует на детей целым комплексом художественных средств. При показе спектаклей кукольного театра применяются и художественное слово, и наглядный образ – кукла, и живописно-декоративное оформление, и музыка – песня, музыкальное сопровождение.

Начинать занятия кукольного театра целесообразнее в начальной школе. Младшие школьники, играя или выступая перед публикой, в отличие от учеников 5 – 11 классов, почти никогда не думают о том, как они выглядят со стороны, и что о них подумают окружающие. В начальной школе ещё не сложились определённые стереотипы отношений детей со сверстниками и взрослыми, имеющие место в старшем возрасте.

В кукольном театре спектакли разыгрывают куклы. Ими управляют актеры-кукольники. Обыкновенно артистов, управляющих куклами, зритель не видит, — они бывают скрыты. Но есть и такие театры (в Японии), где кукловоды, одетые в черные халаты, появляются на сцене вместе со своими куклами, и зритель хотя и видит их, но соглашается не замечать их присутствия. Да и внимание его настолько поглощено самими куклами в ярких нарядных костюмах, что он через некоторое время действительно забывает о том, что куклы находятся в руках кукловодов и что каждой из них управляют три человека.

Большое искусство — заставить зрителя забыть о существовании артистов-кукловодов даже тогда, когда они видны, а ведь эта задача и является главной в мастерстве актера-кукольника любого кукольного театра.

В современных кукольных театрах артисты играют куклами самого различного устройства. Простейшими по устройству являются «петрушки» или, как их иногда называют, «пальцевые» или «перчаточные» куклы.

«Петрушки» имеют голову с отверстием внизу (в которое входит палец руки кукловода) и чехольчик с двумя рукавчиками. Кукловод надевает «петрушку» на руку, как перчатку. Обыкновенно указательным пальцем он управляет головой куклы, а большим и средним пальцами — ее руками. Конечно, это не единственный способ управления «петрушкой».

Можно голову куклы надеть на средний палец, а ее руки — на большой и мизинец или просунуть в голову два пальца (указательный и средний), одну руку куклы надеть на большой палец, а другую — на безымянный и мизинец, сложенные вместе. В этом случае можно не только наклонять голову, но и поворачивать ее вправо и влево. Для этого достаточно пошевелить указательным и средним пальцами.

Огромную роль в звукообразовании играет правильное певческое дыхание. С целью закрепления правильного дыхания с детьми проводятся упражнения по дифференциации ротового и носового вдоха и выдоха. Данные упражнения способствуют также тренировке ритма речевого дыхания с обязательной паузой после вдоха:

  • Вдох и выдох через нос;
  • Вдох через нос, выдох через рот;
  • Вдох через рот, выдох через нос;
  • Вдох и выдох через рот.

Формирование длительного и плавного речевого выдоха осуществляется в процессе выполнения специальных упражнений. В ходе работы по данному направлению происходит постепенное усложнение предлагаемых заданий. Тренировка речевого выдоха осуществляется на материале отдельных звуков, затем — слов, коротких фраз. Сначала упражнения проводятся с опорой на контроль ладонью, затем — без этой опоры.

Упражнения, помогающие устранить недостатки в работе языка

Упр.1. Положить кончик языка на нижнюю губу и, не убирая его, произнести несколько раз подряд сочетание БЯ.

Упр.2. Быстрым движением высунуть язык, затем подтянуть его за зубы и произнести сочетание АС.

Тренировка произношения гласных и согласных звуков.

Упр.3. Беззвучное произношение гласных на «теплом выдохе», зетем то же самое — вслух. «Теплый выдох» представляется, как постепенное выдыхание воздуха теплой струей. При этом он производится замедленно, как бы «растянутой» гласной. Поднеся ладонь ко рту, можно ощутить тепло. Вдох перед упражнением берется быстро коротко, носом. Вслух звуки произносятся слитно, на одном дыхании.

Актёрское мастерство.

Собачка.

  1. У крыльца лохматый пёс,

Лёг, уткнувши лапы в нос.

Тихо, мирно он сопит,

Может, дремлет, может, спит.

А попробуй сунься, вор-

Вмиг залает на весь двор.

Дети сидят за партами и имитируют пса, который уткнул нос в лапы. Он приоткрывает, то один, то другой глаз. Затем громко лает.

  1. Шла собачка через мост,

Четыре лапы, пятый хвост.

Если мост провалится,

То собачка свалится.

Чтобы ей не утонуть.

Ты беги её тянуть!

Дети делятся на две половины. Ведущий ребёнок. У него в руках мягкая игрушка СОБАЧКА. Ребёнок — СОБАЧКА имитирует движение по узкому мостику.

Одна половина детей изображают перила моста(встают друг за другом по пути следования СОБАЧКИ и протягивают ей руки). СОБАЧКА проходит вперёд и берётся по очереди за каждую руку.

Вторая половина встают в затылок друг другу перед СОБАЧКОЙ и осторожно двигаются назад , имитируя проверку прочности моста.

  1. Хотят на день рождения

Мне подарить щенка,

Но я сказал: » Не надо!

Я не готов пока!»

Вопрос к детям: «Почему герой стихотворения так считает? Что значит «быть готовым иметь домашнее животное»?

Любить животных и любить с ними поиграть, погладить — не одно и тоже.

Задание: разбиться по парам и «поиграть с собачкой» Соответственно- 1- хозяин, 2-ой – щеночек.

Беседа о бездомных собаках и бездушных хозяевах.

Актёрское мастерство.

Котик.

  1. Мимика и жесты (за партами).

Задание: педагог читает русские народные потешки, а учащиеся сопровождают текст только мимикой и жестами.

Лели- Лели- Лели-

Висят в саду качели.

Пока ребята спят.

Качает кот ребят.

Пекла кошка пироги из гороховой муки.

Лист из печки вынула, на пол опрокинула.

Покатился колобок прямо к мышке под порог.

Мышка Прасковья пищит из подполья: (дети пищат «Пи-пи-пи»)

«Катись, колобок, на мышиный зубок!»

Мышка-то рада, а кошке – досада.

  1. Развитие речи.

Задание: повторить за педагогом скороговорку:

На картонке три картинки:

На одной картинке – кот,

На другой картинке – крынка,

А на третьей на картинке –

Чёрный кот из жёлтой крынки

Молоко лакает – пьёт.

  1. Зеркальное отражение (вышли к доске).

Задание: разбиться по парам и повторять движения за напарником.

У котёнка шёрстка гладкая,

И она, наверное , сладкая,

Потому что Васька рыжий

Часто- часто шёрстку лижет.

Дети в паре поменялись местами.

Ходит Васька серенький,

хвост пушистый, беленький,

Сядет, умывается,

Лапкой вытирается,

Песенки поёт.

Дом неслышно обойдёт,

Притаится Васька-кот,

Серых мышек ждёт.

  1. Беседа .

— У кого дома есть кошка или кот?

— Как вы за ними ухаживаете?

— Их любимые повадки?

Актёрское мастерство.

Зайчик.

  1. Театр-экспромт.

Дети встают из — за парт. Задание:

сопровождать импровизациями стихотворение, которое читает педагог.

Скачет между травками быстроногий зайчик.

Смял своими лапками белый одуванчик.

Полетели высоко белые пушинки.

Скачет зайчик далеко по лесной тропинке.

Вправо, влево повернись, наклонись и поднимись!

Лапки кверху, лапки в бок! И на месте: скок да скок!

А теперь бежим вприпрыжку… ваши зайчики-зайчишки!

Замедляем, зайки, шаг. Поклонились деткам. Вот так!

  1. Развитие речи. Скороговорки для автоматизации звуков:

Свистящие с, з.

Задание: повторить за педагогом скороговорку:

Заморозила зима и заборы, и дома.

Заяц в поле зёрна ел, зуб у зайца заболел.

Заяц косой, сидит за осокой-травой,

Смотрит косой, как девушка с косой

Косит траву косой.

  1. ЖЕСТЫ. Задание: повторить за педагогом и запомнить.

ИДИ СЮДА. Вытянуть руку вперед с повернутой вверх ладонью, а затем махнуть «к себе».

УХОДИ. Согнуть руку перед грудью, кисть повернута ладонью «от себя», махнуть рукой «от себя».

СОГЛАСИЕ. Кивнуть головой один или два раза (утверждающий).

НЕСОГЛАСИЕ. Покачать головой из стороны в сторону (отрицающий).

ПРОСЬБА. Рука вытянута вперед с повернутой вверх ладонью. Тяжесть тела переносится на переднюю часть стоп. Шея и корпус направлены вперед.

ОТКАЗ. Рука вытянута вперед с вертикально поставленной кистью. Ладонь повернута «от себя», корпус наклонен назад, голова повернута в сторону.

ПЛАЧ. Закрыть лицо руками, наклонить голову вперед вниз, приподнять плечи, плечи вздрагивают.

ЛАСКА. Поглаживать по плечу мягко, нежно, заглядывая в глаза.

КЛИЧ. Ладонь прикладывается «рупором» к приоткрытому рту, корпус подается в сторону посылаемого «звука».

ПРИВЕТСТВИЕ. Правая рука поднята вверх, маховые движения кистью из стороны в сторону.

ПРОЩАНИЕ. Глаза устремлены на уходящего, корпус наклонен вперед; плавные маховые движения кистью поднятой правой руки.

ПРИГЛАШЕНИЕ. Правая рука отводится в сторону, ладонь раскрывается, голова поворачивается за рукой.

БЛАГОДАРНОСТЬ. Сложенные вместе ладони прижаты к груди, локти расставлены в стороны, голова наклонена вперед.

НЕГОДОВАНИЕ. Возмущение: «Да что же это такое!».

НЕ ЗНАЮ. Приподнять плечи, руки слегка разведены, ладони раскрыты.

  1. Сценические движения. Задание: показать жесты, сопровождающие текст.

Педагог одевает на руку перчаточную куклу-зайчика и вступает в диалог с группой.

ИДИ СЮДА, мой друг! У меня к тебе ПРОСЬБА. Покажи, как надо приветствовать друзей и знакомых? ПРИВЕТСТВИЕ. А благодарить? БЛАГОДАРНОСТЬ.

Давай пошлём КЛИЧ по всем странам: не отказывайтесь (ОТКАЗ ) от ЛАСКИ!

АПЛОДИСМЕНТЫ ВСЕМ!

Список использованной литературы

1. Деммени Е. Школьный кукольный театр, «Детгиз», 1960 г.

2. Журнал «Дополнительное образование и воспитание», №3, 2012 г.