Маневренный фонд

Что такое маневренный фонд жилья в РФ

Бывают ситуации, когда по независящим от него причинам человек не имеет возможности проживать в собственной квартире или доме. Государство приходит на помощь таким гражданам и предоставляет нуждающимся временное жилье, которое входит в маневренный фонд.

Маневренный фонд жилья – что это такое? Рассмотрим эту тему в подробностях и выясним, кому полагается такое жилье.

Предназначение маневренного фонда жилья

Что такое маневренный жилищный фонд? Статус такого жилья и правила его использования регламентируются 95 статей Жилищного Кодекса Российской Федерации, а также местными локальными нормативными актами. То есть администрация субъекта самостоятельно определяет порядок предоставления площадей населению.

Фонд представляет собой ряд помещений, которые сдаются во временное пользование нуждающимся гражданам. Жилые помещения маневренного фонда должны в обязательном порядке соответствовать санитарно-гигиеническим требованиям, пожарным нормам и техническим условиям. Жилье предоставляется из расчета 6 квадратных метров на 1 человека.

Кому предоставляется

Маневренный фонд создан для граждан, не имеющих возможность проживать в собственных квартирах по независящим от них причинам.

Жилищный кодекс определяет 4 категории таких жильцов:

  1. В помещениях которых производится капитальный ремонт. Так как во время капитального ремонта жильцы не могут находится в помещении, они имеют право воспользоваться временным жильем.
  2. Чье единственное жилье было утрачено или продано в результате наложения на него взыскания или ареста.
  3. Утратившие единственное жилье в результате стихийного бедствия или чрезвычайной ситуации.
  4. Иные случаи, установленные законодательством.

Также на практике на временное помещение могут рассчитывать:

  • обманутые дольщики, в частности те, которые продали свои дома и квартиры и передали денежные средства застройщику;
  • беженцы, если у них нет других вариантов проживания.

Справка. Каждый гражданин, оказавшийся в трудной жизненной ситуации, оставшийся без жилья, имеет право претендовать на предоставление ему временного помещения. Это право закреплено и гарантируется Конституцией РФ.

Полный перечень категорий устанавливает орган власти субъекта, на территории которого расположены здания фонда.

Маневренный фонд предоставляется гражданам до момента устранения причины, по которой проживание в собственном помещении стало невозможным.

Порядок предоставления помещений во временное пользование

Временное жилье предоставляется по договору социального найма. Он представляет собой договор, одной стороной которого выступает владелец жилого помещения – орган государственного или муниципального управления, а другой – наниматель, принимающий в пользование и владение помещение.

Важно! Договор социального найма не предусматривает возможность распоряжаться полученным имуществом.

Для предоставления помещений в пользование кандидат на заселение обязан собрать следующие документы по списку:

  • документ, подтверждающий невозможность проживания в прежнем помещении;
  • документ, удостоверяющий личность;
  • справку о регистрации для всех членов семьи;
  • документ, подтверждающий отсутствие иных вариантов размещения;
  • прочие документы, утвержденные местной администрацией (например, свидетельство о браке, свидетельство о рождении ребенка и т. п.).

Помещения маневренного фонда выделяет специализированная жилищная комиссия. Весь собранный пакет документов гражданин должен предоставить на рассмотрение в местную комиссию. Срок рассмотрения устанавливается в каждом субъекте отдельно, но в среднем составляет 14 дней.

Комиссия принимает решение – предоставлять помещение или отказать. В случае отказа, если гражданин считает, что его права нарушены, он вправе обратиться в суд.

При положительном решении гражданин осматривает предполагаемое помещение. Если оно соответствует всем нормам, заключается договор, и нуждающийся может заселяться.

Так как содержание жилья – неотъемлемая часть его использования, жилые помещения маневренного фонда не стали исключением. Пользователи временного помещения обязаны оплачивать коммунальные услуги. Коммунальная плата за собственное жилье за этот период не начисляется. За фактическое предоставление жилплощади плата не взимается.

Что такое договор коммерческого найма жилого помещения и как его составить.

Что такое жилая и общая площадь квартиры и чем они отличаются.

Комиссия при аренде квартиры: кто и в каком размере её платит.

Приватизация квартир маневренного жилищного фонда и прописка

Особая категория пользователей временных площадей — служащие граждане: государственные работники, представители органов власти, военные, полицейские, сотрудники МЧС, депутаты, чиновники, судьи, врачи и учителя, переехавшие для работы в малочисленные населенные пункты. Эти категории населения имеют право пользоваться служебными квартирами.

На практике служебное жилье предоставляется не только государственными органами. Частные предприятия иногда обеспечивают своих сотрудников служебными квартирами.

Такой вид взаимоотношений регламентируется заключением соглашения между сторонами. В соглашении перечисляются все лица, которые намерены проживать в служебной квартире (жена, дети, другие родственники). Проживающие в служебном помещении имеют оформить временную прописку.

Такой вид жилья, как правило, освобождается по истечении трудового контракта или срока, указанного в заключенном соглашении. Однако, как любой договор, соглашение может быть расторгнуто по инициативе одной из сторон.

Например, наймодатель имеет право выселить арендатора, если тот своевременно не оплачивает коммунальные платежи, наносит вред имуществу или незаконно им распоряжается, в том числе для извлечения из него выгоды.

Из этого правила есть исключения. Из служебного жилья не могут быть выселены следующие категории:

  • военнообязанные, ставшие в период несения службы инвалидами;
  • ветераны Великой Отечественной Войны;
  • сотрудники МВД, МЧС, ставшие инвалидами во время несения службы;
  • иные категории граждан.

Предусмотрена возможность приватизации служебной квартиры. Этот вопрос не регулируется ни одним законодательным актом и возможен только с согласия арендодателя.

Арендатор должен заявить о намерении приватизировать жилье. Если арендодатель согласен, то производится выкуп имущества, и оно приобретает статус собственности проживающих граждан.

Кроме согласия арендодателя арендатор должен соответствовать условиям: прожить в квартире не менее 10 лет и быть участником программы по улучшению жилищных условий. После завершения процедуры приватизации проживающие могут переоформить временную прописку на постоянную.

Если арендодателем выступает госорган, то для приватизации необходимо пройти следующие шаги:

  • переоформление помещения в муниципальную собственность;
  • составление и подписание заявления о намерении провести его приватизацию;
  • получение положительного решения и заключение договора с госорганом (собственником жилья);
  • перерегистрация жилья в частную собственность и оформление соответствующего документа в кадастре.

Важно! Приватизации не подлежат помещения аварийного фонда, а также не могут участвовать лица, ранее уже прошедшие аналогичную процедуру.

Стандартный перечень документов для процедуры приватизации выглядит следующим образом:

  • справка о помещении из БТИ;
  • справка о составе семьи (форма №9);
  • сведения о лицевом счете;
  • паспорт или свидетельство о рождении для несовершеннолетних;
  • справка о том, что служащий ранее не участвовал в программе приватизации;
  • справка от органов опеки, если в сделке участвует несовершеннолетний;
  • ранее заключенный договор социального найма.

Перечень может расширятся по требованию органа власти местного самоуправления.

В каких случаях могут выселить из помещения маневренного фонда

Как любой другой, договор социального найма можно расторгнуть. Если инициатором выступает наниматель, то расторжение осуществляется беспрепятственно. А расторжение по инициативе арендодателя возможно только при нарушении арендатором условий договора.

Выселению не подлежат несколько категории граждан:

  • военнослужащие, работники правоохранительных органов и члены их семей;
  • пенсионеры и инвалиды I и II групп;
  • члены семьи умершего человека, использующие служебное жилье;
  • дети-сироты.

Любой человек, не имеющий возможности проживать в собственной квартире, вправе обратиться за помощью к государству. Маневренное жилье – это квартиры, дома и комнаты, которые органы власти предоставляют таким гражданам.

Для этого заключается договор социального найма. Именно он будет основным документом, регулирующим отношения между арендатором и арендодателем. Особой категорией временного жилья считаются служебные квартиры, которые при выполнении ряда условий можно оформить в собственность.

Об утверждении Положения о маневренном жилищном фонде муниципального образования «Майнский район»

Об утверждении Положения о маневренном жилищном фонде муниципального образования «Майнский район»

АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «МАЙНСКИЙ РАЙОН» УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 января 2018 года N 50
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О МАНЕВРЕННОМ ЖИЛИЩНОМ ФОНДЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «МАЙНСКИЙ РАЙОН»

В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», постановлением Правительства Российской Федерации от 26.01.2006 N 42 «Об утверждении Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений», постановлением Правительства Российской Федерации от 21.01.2006 N 25 «Об утверждении Правил пользования жилыми помещениями», руководствуясь Уставом муниципального образования «Майнский район», Администрация муниципального образования «Майнский район» постановляет:
1. Утвердить прилагаемое Положение о маневренном жилищном фонде муниципального образования «Майнский район».
2. Настоящее постановление вступает в силу на следующий день после его обнародования.
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя главы администрации района по вопросам экономического развития Волкова А.Д.

Глава администрации района
А.Н.ДОРОФЕЕВ

Положение о маневренном жилищном фонде муниципального образования «Майнский» район

Утверждено
постановлением
администрации МО «Майнский район»
от 25 января 2018 года N 50

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, Правилами отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовым договором найма жилого помещения маневренного фонда, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 26.01.2006 N 42, Правилами пользования жилыми помещениями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21.01.2006 N 25, Уставом муниципального образования «Майнский район».
1.2. Настоящее Положение определяет порядок включения жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением к определенному виду, а именно жилым помещениям маневренного фонда, исключения жилых помещений из указанного фонда, устанавливает порядок предоставления и использования отдельными категориями граждан жилых помещений маневренного фонда, находящихся в собственности муниципального образования «Майнский район» и составляющих муниципальный жилищный фонд.
1.3. Муниципальный маневренный жилищный фонд (далее — маневренный фонд) — вид специализированного муниципального жилищного фонда, предназначенный в случаях, предусмотренных действующим законодательством, для временного проживания:
1.3.1. Граждан в связи с капитальным ремонтом или реконструкцией дома, в котором находятся жилые помещения, занимаемые ими по договорам социального найма.
1.3.2. Граждан, утративших жилые помещения в результате обращения взыскания на эти жилые помещения, которые были приобретены за счет кредита банка или иной кредитной организации либо средств целевого займа, предоставленного юридическим лицом на приобретение жилого помещения, и заложены в обеспечение возврата кредита или целевого займа, если на момент обращения взыскания такие жилые помещения являются для них единственными.
1.3.3. Граждан, у которых единственные жилые помещения стали непригодными для проживания в результате чрезвычайных обстоятельств.
1.3.4. Иных граждан в случаях, предусмотренных законодательством.
1.4. Маневренный фонд формируется из многоквартирных домов, а также квартир и иных жилых помещений, которые должны быть пригодны для проживания граждан (отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности, экологическим и иным требованиям законодательства), быть благоустроенными применительно к условиям населенного пункта, в котором они располагаются.
1.5. Жилые помещения маневренного фонда не подлежат приватизации, обмену, отчуждению, передаче в аренду, в поднаем.
1.6. Управление помещениями, относящимися к маневренному фонду, осуществляется Комитетом по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям администрации муниципального образования «Майнский район» в соответствии с законодательством РФ.
1.7. Регистрация граждан, вселяемых в жилые помещения маневренного фонда, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. Порядок формирования маневренного жилищного фонда

2.1. Маневренный жилищный фонд формируется правовым актом администрации муниципального образования «Майнский район» на территории каждого сельского поселения района и предназначен для временного проживания жителей, указанных в пункте 1.3 настоящего Положения.
2.2. Отнесение жилого помещения к маневренному фонду и исключение из указанного фонда осуществляются администрацией муниципального образования «Майнский район» с соблюдением порядка и требований, установленных Правилами отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 26.01.2006 N 42, предоставление таких жилых помещений осуществляется в соответствии с решением жилищной комиссии администрации муниципального образования «Майнский район».
2.3. Маневренный жилищный фонд формируется за счет:
1) освободившихся жилых помещений муниципального жилищного фонда муниципального образования «Майнский район»;
2) строительства, реконструкции жилых помещений или приобретения жилых помещений в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации.

3. Основания, условия и срок предоставления жилого помещения маневренного фонда

3.1. Жилые помещения маневренного фонда предоставляются из расчета не менее шести квадратных метров жилой площади на одного человека.
3.2. Договор найма жилого помещения маневренного фонда (форма типового договора найма жилого помещения маневренного фонда утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 26.01.2006 N 42) заключается на период:
— до завершения капитального ремонта или реконструкции многоквартирного дома;
— до завершения расчетов с Нанимателем, утратившим жилое помещение в результате обращения взыскания на это помещение;
— до завершения расчетов с Нанимателем за жилое помещение, признанное непригодным для проживания в результате чрезвычайных обстоятельств;
— на иной срок, установленный законодательством Российской Федерации.
3.3. Истечение срока, на который заключен договор найма жилого помещения маневренного фонда, является основанием прекращения данного договора.
3.4. Срок действия договора найма жилого помещения маневренного фонда при наличии обоснованных причин может быть продлен на основании решения жилищной комиссии.

4. Порядок предоставления жилых помещений по договору найма жилого помещения маневренного фонда

4.1. Для рассмотрения вопроса о принятии на учет и предоставлении жилого помещения маневренного фонда по договору найма жилого помещения маневренного фонда гражданам необходимо представить следующие документы:
1) личное заявление, подписанное всеми совершеннолетними членами семьи;
2) документы, удостоверяющие личность заявителя и членов его семьи (паспорт или иной документ, его заменяющий);
3) документы, подтверждающие право пользования жилым помещением, занимаемым заявителем и членами его семьи;
4) документы, подтверждающие обстоятельства предоставления жилого помещения маневренного фонда, в соответствии с п. 1.3 настоящего Положения.
Гражданину, подавшему заявление о приеме на учет (предоставлении жилого помещения маневренного фонда), выдается расписка в получении документов.
4.2. Вопрос о принятии заявителя на учет либо отказе в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении маневренного фонда рассматривается жилищной комиссией администрации административного района.
4.3. Решение жилищной комиссии о постановке на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях маневренного фонда, и предоставлении гражданину жилого помещения маневренного фонда должно быть принято в кратчайший срок, но не позднее чем через 30 дней со дня представления документов.
4.4. Решение жилищной комиссии об отказе в принятии на учет граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений маневренного фонда, принимается в случаях, если:
— представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан на предоставление жилого помещения маневренного фонда в соответствии с п. 4.1 настоящего Положения.
4.5. Предоставление гражданам жилых помещений маневренного фонда осуществляется на основании решения жилищной комиссии при администрации муниципального образования «Майнский район
4.6. На основании постановления администрации муниципального образования «Майнский район» о предоставлении гражданам жилых помещений маневренного фонда заключается договор найма жилого помещения маневренного фонда.
4.7. Договор найма жилого помещения маневренного фонда заключается в письменной форме в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и является единственным основанием для вселения в жилое помещение маневренного фонда.

5. Пользование жилым помещением по договору найма маневренного фонда

5.1. Порядок пользования, содержания жилых помещений маневренного фонда и предоставления проживающим в них гражданам жилищных коммунальных услуг регламентируется: пунктом 4 статьи 17 Жилищного кодекса Российской Федерации, Правилами пользования жилыми помещениями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21.01.2006 N 25, и договором найма жилого помещения маневренного фонда.
5.2. Граждане-наниматели и члены их семей обязаны использовать жилые помещения маневренного фонда только для проживания, обеспечивать сохранность жилого помещения и поддерживать его в надлежащем состоянии.
5.3. Самовольное переселение из одной комнаты (квартиры) в другую, а также заселение лиц, не включенных в договор найма жилого помещения маневренного фонда, не допускаются.
5.4. При переселении граждан в жилое помещение маневренного фонда договор социального найма по месту постоянного проживания не расторгается, при этом граждане освобождаются от выполнения обязанностей по этому договору с момента их отселения до момента обратного вселения на прежнее место жительства или предоставления иного жилого помещения.
5.5. В случае прекращения или расторжения договора найма жилого помещения маневренного фонда по основаниям, предусмотренным жилищным законодательством, граждане, занимающие данные жилые помещения, обязаны их освободить в срок, установленный договором найма жилого помещения маневренного фонда.

6. Оплата за пользование жилым помещением маневренного фонда

6.1. Граждане, заселившиеся в жилые помещения маневренного фонда, обязаны в установленном законодательством РФ и договором найма порядке вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
6.2. Размер платы за жилое помещение и коммунальные услуги для граждан, проживающих в маневренном фонде, устанавливается по действующим ценам и тарифам и не может превышать размер платы за проживание для нанимателей муниципального жилищного фонда.

7. Заключительные положения

7.1. Наниматель жилого помещения маневренного фонда и совместно проживающие с ним члены семьи, систематически нарушающие правила пользования жилыми помещениями, использующие его не по назначению или создающие своим поведением условия, невозможные для проживания с ними в одной квартире, одном доме, могут быть выселены в судебном порядке в соответствии со ст. 101 Жилищного кодекса РФ и ст. 687 ГК РФ.
7.2. Контроль за соблюдением условий договора найма жилого помещения маневренного фонда осуществляется Комитетом по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям администрации муниципального образования «Майнский район», являющимся стороной договора найма жилого помещения маневренного фонда (Наймодателем).
7.3. Вопросы, не урегулированные настоящим Положением, решаются в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

Предоставление гражданам жилых помещений маневренного фонда в связи с капитальным ремонтом или реконструкцией дома

Заявители имеют право на досудебное (внесудебное) обжалование решений и действий (бездействия), принятых (осуществляемых) Администрациями, должностными лицами Администраций, государственными гражданскими служащими Администраций в ходе предоставления государственной услуги.

Досудебный (внесудебный) порядок обжалования не исключает возможность обжалования решений и действий (бездействия), принятых (осуществляемых) в ходе предоставления государственной услуги, в судебном порядке. Досудебный (внесудебный) порядок обжалования не является для заявителя обязательным.

Заявитель может обратиться с жалобой в том числе в следующих случаях:

  • нарушение срока регистрации запроса заявителя о предоставлении государственной услуги;
  • нарушение срока предоставления государственной услуги;
  • требование у заявителя документов, не предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Санкт‑Петербурга для предоставления государственной услуги;
  • отказ в приеме документов, предоставление которых предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Санкт‑Петербурга для предоставления государственной услуги, у заявителя;
  • отказ в предоставлении государственной услуги, если основания отказа не предусмотрены федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Санкт‑Петербурга;
  • нарушение срока или порядка выдачи документов по результатам предоставления государственной услуги;
  • приостановление предоставления государственной услуги, если основания приостановления не предусмотрены федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Санкт‑Петербурга;
  • затребование с заявителя при предоставлении государственной услуги платы, не предусмотренной нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Санкт‑Петербурга;
  • отказ Администрации, должностного лица Администрации, государственного гражданского служащего Администрации в исправлении допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах либо нарушение установленного срока таких исправлений.

В случае если жалоба подается через представителя заявителя, также представляется документ, подтверждающий полномочия на осуществление действий от имени заявителя. В качестве документа, подтверждающего полномочия на осуществление действий от имени заявителя, может быть представлена:

  • оформленная в соответствии с законодательством Российской Федерации доверенность (для физических лиц);
  • оформленная в соответствии с законодательством Российской Федерации доверенность, заверенная печатью заявителя (при наличии печати) и подписанная руководителем заявителя или уполномоченным этим руководителем лицом (для юридических лиц);
  • копия решения о назначении или об избрании либо приказа о назначении физического лица на должность, в соответствии с которым такое физическое лицо обладает правом действовать от имени заявителя без доверенности.

Жалоба может быть подана заявителем:

  • При личном приеме заявителя в письменной форме на бумажном носителе в Администрацию в месте предоставления государственной услуги (в месте, где заявитель подавал запрос на получение государственной услуги, нарушение порядка предоставления которой обжалуется, либо в месте, где заявителем получен результат указанной государственной услуги).

Время приема жалоб должно совпадать со временем предоставления государственных услуг.

Жалоба в письменной форме может быть также направлена по почте.

В случае подачи жалобы при личном приеме заявитель представляет документ, удостоверяющий его личность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В электронной форме в Администрацию, с использованием сети Интернет (в том числе посредством электронной почты на официальный адрес Администрации), федерального Портала, Портала.

При подаче жалобы через Портал заполнение заявления о рассмотрении жалобы производится заявителем лично при условии авторизации заявителя на Портале посредством ЕСИА.

Возможность подать жалобу посредством Портала обеспечивается для заявителей, которыми ранее были поданы электронные заявления о предоставлении государственных услуг (услуг организаций).

Жалоба на порядок оказания услуги в МФЦ рассматривается Администрацией, предоставляющей государственную услугу.

Жалоба на работника подведомственного Администрации учреждения (организации) либо на порядок оказания услуги подведомственным Администрации учреждением (организацией) рассматривается Администрацией, в ведении которой находится соответствующее учреждение (организация).

Жалоба может быть подана заявителем через МФЦ. При поступлении жалобы МФЦ обеспечивает ее передачу в Администрацию в порядке и сроки, которые установлены соглашением о взаимодействии между МФЦ и Администрациями, но не позднее следующего рабочего дня со дня поступления жалобы.

Жалоба на нарушение порядка предоставления государственной услуги МФЦ рассматривается Администрацией. При этом срок рассмотрения жалобы исчисляется со дня регистрации жалобы в Администрации.

Жалоба на решения и действия (бездействие) Администрации, его должностных лиц, государственных гражданских служащих рассматривается Администрацией.

Жалобы на решения, принятые главой Администрации, подаются вице‑губернатору Санкт‑Петербурга, непосредственно координирующему и контролирующему деятельность Администраций в соответствии с распоряжением Губернатора Санкт‑Петербурга от 12.11.2014 №14‑рг «О распределении обязанностей между вице‑губернаторами Санкт‑Петербурга», или в Правительство Санкт‑Петербурга.

В случае если жалоба подана заявителем в орган, в компетенцию которого не входит принятие решения по жалобе, в течение трех рабочих дней со дня ее регистрации указанный орган направляет жалобу в уполномоченный на ее рассмотрение орган и в письменной форме информирует заявителя о перенаправлении жалобы.

При этом срок рассмотрения жалобы исчисляется со дня регистрации жалобы в уполномоченном на ее рассмотрение органе.

Жалоба, поданная заявителем в МФЦ на организацию предоставления государственных услуг МФЦ, за исключением жалоб на нарушение порядка предоставления государственной услуги, рассматривается МФЦ в соответствии с действующим законодательством.

Жалоба должна содержать:

  • наименование органа, предоставляющего государственную услугу; должностного лица органа, предоставляющего государственную услугу либо государственного гражданского служащего органа, предоставляющего государственную услугу, организации, работника организации, решения и действия (бездействие) которых обжалуются;
  • фамилию, имя, отчество (последнее — при наличии), сведения о месте жительства заявителя — физического лица либо наименование, сведения о месте нахождения заявителя — юридического лица, а также номер (номера) контактного телефона, адрес (адреса) электронной почты (при наличии) и почтовый адрес, по которым должен быть направлен ответ заявителю;
  • сведения об обжалуемых решениях и действиях (бездействии) Администрации, должностного лица Администраций, государственного гражданского служащего Администраций;
  • доводы, на основании которых заявитель не согласен с решением и действием (бездействием) Администрации, должностного лица Администраций, государственного гражданского служащего Администраций. Заявителем могут быть представлены документы (при наличии), подтверждающие доводы заявителя, либо их копии.

Заявитель имеет право на получение информации и документов, необходимых для обоснования и рассмотрения жалобы.

Жалоба, поступившая в Администрацию, подлежит регистрации не позднее следующего рабочего дня со дня ее поступления. Жалоба подлежит рассмотрению должностным лицом, наделенным полномочиями по рассмотрению жалоб, в течение пятнадцати рабочих дней со дня ее регистрации, если более короткие сроки рассмотрения жалобы не установлены Администрацией. В случае обжалования отказа Администрации, должностного лица Администрации в приеме документов у заявителя либо в исправлении допущенных опечаток и ошибок или в случае обжалования нарушения установленного срока таких исправлений жалоба рассматривается в течение пяти рабочих дней со дня ее регистрации.

По результатам рассмотрения жалобы Администрация принимает одно из следующих решений:

  • удовлетворяет жалобу, в том числе в форме отмены принятого решения, исправления допущенных Администрацией опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах, возврата заявителю денежных средств, взимание которых не предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Санкт‑Петербурга, а также в иных формах;
  • отказывает в удовлетворении жалобы.

При удовлетворении жалобы Администрация принимает исчерпывающие меры по устранению выявленных нарушений, в том числе по выдаче заявителю результата государственной услуги, не позднее пяти рабочих дней со дня принятия решения, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Не позднее дня, следующего за днем принятия решения, заявителю в письменной форме и по желанию заявителя в электронной форме направляется мотивированный ответ о результатах рассмотрения жалобы.

В ответе по результатам рассмотрения жалобы указываются:

  • наименование органа, предоставляющего государственную услугу; должность, фамилия, имя, отчество (при наличии) его должностного лица, принявшего решение по жалобе;
  • номер, дата, место принятия решения, включая сведения о должностном лице, решение или действие (бездействие) которого обжалуется;
  • фамилия, имя, отчество (при наличии) или наименование заявителя;
  • основания для принятия решения по жалобе;
  • принятое по жалобе решение;
  • в случае если жалоба признана обоснованной, — сроки устранения выявленных нарушений, в том числе срок предоставления результата государственной услуги;
  • сведения о порядке обжалования принятого по жалобе решения.

Ответ по результатам рассмотрения жалобы подписывается уполномоченным на рассмотрение жалобы должностным лицом Администрации.

По желанию заявителя ответ по результатам рассмотрения жалобы может быть представлен не позднее дня, следующего за днем принятия решения, в форме электронного документа, подписанного электронной подписью уполномоченного на рассмотрение жалобы должностного лица Администрации, вид которой установлен законодательством Российской Федерации.

В случае установления в ходе или по результатам рассмотрения жалобы признаков состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 5.63 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, или признаков состава преступления должностное лицо, уполномоченное на рассмотрение жалоб, незамедлительно направляет имеющиеся материалы в органы прокуратуры.

Администрация отказывает в удовлетворении жалобы в следующих случаях:

  • наличие вступившего в законную силу решения суда, арбитражного суда по жалобе о том же предмете и по тем же основаниям;
  • подача жалобы лицом, полномочия которого не подтверждены в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
  • наличие решения по жалобе, принятого ранее в соответствии с нормативными требованиями в отношении того же заявителя и по тому же предмету жалобы.

Администрация вправе оставить жалобу без ответа в следующих случаях:

  • наличие в жалобе нецензурных либо оскорбительных выражений, угроз жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи;
  • отсутствие возможности прочитать какую‑либо часть текста жалобы, фамилию, имя, отчество (при наличии) и (или) почтовый адрес заявителя, указанные в жалобе.

В случае оставления жалобы без ответа по основаниям, указанным в абзаце втором настоящего пункта, Администрация сообщает гражданину, направившему жалобу, о недопустимости злоупотребления правом.

В случае оставления жалобы без ответа по основаниям, указанным в абзаце третьем настоящего пункта, Администрация в течение семи дней со дня регистрации жалобы сообщает об этом гражданину, направившему жалобу, если его фамилия и почтовый адрес поддаются прочтению.

Порядок обжалования решения по жалобе

Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы, может быть обжаловано вице‑губернатору Санкт‑Петербурга, непосредственно координирующему и контролирующему деятельность Администраций (191060, Санкт‑Петербург, Смольный, телефон 576‑70‑42), в Правительство Санкт‑Петербурга, а также в суд, в порядке и сроки, предусмотренные действующим законодательством.

Информирование заявителей о порядке подачи и рассмотрения жалобы на решения и действия (бездействие) органа, предоставляющего государственную услугу, должностного лица органа, предоставляющего государственную услугу, либо государственного гражданского служащего осуществляется посредством размещения информации на Портале.

Консультирование заявителей о порядке обжалования решений и действий (бездействия) осуществляется также по телефонам, адресам электронной почты, а также при личном приеме.

1. Жилые помещения маневренного фонда предоставляются из расчета не менее чем шесть квадратных метров жилой площади на одного человека.

2. Договор найма жилого помещения маневренного фонда заключается на период:

1) до завершения капитального ремонта или реконструкции дома (при заключении такого договора с гражданами, указанными в пункте 1 статьи 95 настоящего Кодекса);

2) до завершения расчетов с гражданами, утратившими жилые помещения в результате обращения взыскания на них, после продажи жилых помещений, на которые было обращено взыскание (при заключении такого договора с гражданами, указанными в пункте 2 статьи 95 настоящего Кодекса);

3) до завершения расчетов с гражданами, единственное жилое помещение которых стало непригодным для проживания в результате чрезвычайных обстоятельств, в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, другими федеральными законами, либо до предоставления им жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в случаях и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом (при заключении такого договора с гражданами, указанными в пункте 3 статьи 95 настоящего Кодекса);

4) установленный законодательством (при заключении такого договора с гражданами, указанными в пункте 4 статьи 95 настоящего Кодекса).

3. Истечение периода, на который заключен договор найма жилого помещения маневренного фонда, является основанием прекращения данного договора.

Комментарий к Ст. 106 ЖК РФ

1. В домах маневренного фонда гражданам предоставляются изолированные жилые помещения размером не менее 6 квадратных метров на одного человека. В период проживания в жилом помещении маневренного фонда договор социального найма жилого помещения, находящегося в доме, где проводится капитальный ремонт или реконструкция, не прекращается и не подлежит расторжению (см. комментарий к ст. 88 ЖК). В период проживания в жилом помещении маневренного фонда граждане производят оплату за занимаемое жилое помещение маневренного фонда.

2. Договор найма жилого помещения в доме маневренного фонда заключается с гражданами на период проведения капитального ремонта или реконструкции. По окончании капитального ремонта или реконструкции названный договор найма прекращается, и граждане подлежат переселению в жилые помещения, занимаемые по договору социального найма или находящиеся на праве собственности.

3. Жилищным кодексом РФ не предусмотрен порядок предоставления жилых помещений в маневренном фонде гражданам, чье единственное жилое помещение было приобретено за счет кредита, было заложено в обеспечение возврата этого кредита, на него наложено взыскание в случае невозвращения денежных средств. Логичным было бы предоставление жилых помещений в государственном жилищном фонде РФ, поскольку именно федеральным законом установлена эта норма.

4. Договор найма жилого помещения в маневренном фонде заключается с гражданами, на жилое помещение которых наложено взыскание, до завершения расчетов с ними в результате обращения взыскания на их жилое помещение. Гражданам предоставляется изолированное жилое помещение в размере не менее 6 квадратных метров.

После отчуждения жилого помещения в результате наложения на него взыскания и проведения расчетов с этими гражданами они подлежат выселению из жилого помещения маневренного фонда.

5. Нанимателям по договору социального найма, у которых единственное жилое помещение стало непригодным для проживания в результате чрезвычайных обстоятельств, в маневренном фонде жилое помещение предоставляется наймодателем. Если жилой дом стал непригодным для проживания в результате чрезвычайной ситуации, а в нем имеются жилые помещения, занимаемые по договору социального найма и находящиеся в собственности граждан, то собственнику жилого помещения, которое стало непригодным для проживания, в маневренном фонде жилое помещение предоставляет тот орган или организация, которые являются наймодателями жилых помещений, занимаемых по договору социального найма в этом доме.

6. Договор найма жилого помещения в маневренном фонде заключается до предоставления нанимателям жилого помещения по договору социального найма в порядке, предусмотренном ст. ст. 88 и 89 настоящего Кодекса, или до завершения расчетов с гражданами, являющимися собственниками жилого помещения, в порядке, предусмотренном статьёй 32 Жилищного Кодекса РФ.

Нанимателю жилого помещения, которое стало непригодным для проживания, предоставляется по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, отвечающее установленным требованиям, равное по общей площади жилому помещению, которое стало непригодным для проживания.

Если наниматель и члены его семьи до выселения занимали квартиру, то ему предоставляется квартира, состоящая из такого же числа комнат. В случае, когда он занимал жилое помещение в коммунальной квартире, ему предоставляется такое же количество комнат, которое он занимал ранее (см. комментарий к ст. 89 ЖК).

У собственников жилого помещения, которое стало непригодным для проживания, производится выкуп этого жилого помещения. Земельный участок, на котором расположен такой дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд, соответственно, подлежит изъятию каждое жилое помещение в этом доме. Выкуп жилых помещений у их собственников производится органом местного самоуправления, поскольку земельный участок изымается для муниципальных нужд (см. комментарий к ст. 32 ЖК). По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену.

Если собственник жилого помещения и орган местного самоуправления не достигли соглашения о выкупной цене жилого помещения или при иных условиях выкупа помещения, то данный спор разрешается в судебном порядке по иску органа местного самоуправления.

Предоставление нанимателю жилого помещения по договору социального найма, а также выкуп жилого помещения у его собственника являются основанием прекращения договора найма жилого помещения в доме маневренного фонда.

7. Жилое помещение в маневренном фонде может быть предоставлено и иным гражданам в случаях, предусмотренных законодательством. При этом законом устанавливаются условия договора найма жилого помещения, а также основания его прекращения.

Статья 95 ЖК РФ. Назначение жилых помещений маневренного фонда

Жилые помещения маневренного фонда предназначены для временного проживания:

1) граждан в связи с капитальным ремонтом или реконструкцией дома, в котором находятся жилые помещения, занимаемые ими по договорам социального найма;

2) граждан, утративших жилые помещения в результате обращения взыскания на эти жилые помещения, которые были приобретены за счет кредита банка или иной кредитной организации либо средств целевого займа, предоставленного юридическим лицом на приобретение жилого помещения, и заложены в обеспечение возврата кредита или целевого займа, если на момент обращения взыскания такие жилые помещения являются для них единственными;

3) граждан, у которых единственные жилые помещения стали непригодными для проживания в результате чрезвычайных обстоятельств;

3.1) граждан, у которых жилые помещения стали непригодными для проживания в результате признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции;

4) иных граждан в случаях, предусмотренных законодательством.

См. все связанные документы >>>

1. Когда жилой дом подлежит капитальному ремонту или реконструкции, то проживаемые в этом доме по договорам социального найма граждане на период проведения капитального ремонта или реконструкции временно выселяются в жилые помещения маневренного фонда. В период проживания в доме маневренного фонда договор социального найма жилого помещения, которое находится в ремонтируемом доме, не подлежит расторжению. При этом граждане, проживающие в домах маневренного фонда, производят оплату жилья и коммунальных услуг только за жилые помещения в доме маневренного фонда. Договор найма жилого помещения в доме маневренного фонда заключается на период проведения капитального ремонта (реконструкции).

Законодатель не определил судьбу собственников жилых помещений на период проведения капитального ремонта дома. В жилом доме не может быть произведен капитальный ремонт без согласия собственников помещений, и, соответственно, место проживания собственников должно быть оговорено при согласовании с ними проведения капитального ремонта или реконструкции. Но если жилое помещение является у них единственным, то им должно быть предоставлено жилое помещение для проживания в период проведения капитального ремонта и, конечно же, в доме маневренного фонда. В противном случае суд не выселит граждан на период проведения капитального ремонта без предоставления жилого помещения.

2. Если граждане взяли кредит и в обеспечение возврата кредита в ипотеку было передано приобретенное на кредитные средства жилое помещение, то в случае невозможности возврата кредита на жилое помещение, являющееся предметом ипотеки, может быть наложено взыскание. В случае, когда жилое помещение, на которое наложено взыскание, является у гражданина единственным, ему предоставляется для временного проживания жилое помещение в доме маневренного фонда на период продажи жилого помещения с публичных торгов.

В данном случае выселение граждан должно производиться в жилые помещения государственного (федерального) фонда, поскольку законодатель не установил, что предоставляются жилые помещения муниципального фонда. Организации, которые выдавали кредит, при обращении в суд с требованием о наложении взыскания на заложенное имущество должны будут также предъявлять требование о выселении в помещения маневренного фонда собственников заложенных жилых помещений.

3. Когда в результате стихийного или техногенного бедствия единственное жилое помещение стало непригодным для проживания (например, в результате пожара, разрушения дома и т.д.), гражданам, оставшимся без жилья, предоставляется жилое помещение в доме маневренного фонда. В этом случае жилое помещение в доме маневренного фонда предоставляется для проживания граждан до предоставления им другого жилого помещения.

В этом случае законодатель решил судьбу и нанимателей, и собственников в отличие от случая предоставления жилых помещений в доме маневренного фонда, когда дом подлежит капитальному ремонту или реконструкции.

4. Законодательством могут быть предусмотрены и иные случаи предоставления гражданам для временного пользования жилых помещений в доме маневренного фонда.