Кто председатель ЦБ РФ в настоящее время?

Глава Центробанка России и совет директоров ЦБ РФ

Чтобы банковская система страны работала как часы, должен быть орган, который регулирует и выстраивает работу всех финансовых организаций. И такой орган есть – Центральный банк РФ. Глава Центробанка России проделывает огромную работу по контролю над финансовыми вопросами в стране, и сегодня мы немного об этом расскажем.

Что такое ЦБ РФ

Центральный банк Российской Федерации – особое заведение. Это главная финансовая организация первого уровня, особый публично-правовой институт России. ЦБ РФ – главный регулятор кредитно-денежных отношений страны, проводящий соответствующую политику государства. Вследствие чего банк и глава Центробанка России наделены специальными полномочиями, например, имеет право эмиссии дензнаков и может регулировать работу финансовых организаций.

Центробанк, в том числе глава ЦБ РФ – экономический управленец страны. Он контролирует работу других кредитных учреждений, дает или отнимает у них лицензии, и потом уже сами финансовые организации работают с населением и юридическими лицами. Сам ЦБ РФ – также лицо юридическое.

Главная функция Центробанка – защита и гарантия устойчивости национальной валюты, причем исполняется это вне зависимости от остальных органов государственной власти. Деятельность ЦБ РФ регулируется законом «О Центральном банке Российской Федерации» и другими ФЗ. Став наследником Госбанка СССР, в 2002 году Банк России стал Центробанком РФ, и с тех пор успешно исполняет свои функции.

Кто у руля

Состав совета директоров в свое время значительно менялся, пока не пришел к стабильным показателям. Особенно «штормило» кадры ЦБ в нестабильные девяностые, в кризисы. Некоторые руководители пробыли на посту всего несколько дней!

Руководство ЦБ РФ сегодня более стабильно. Согласно ФЗ, регулирующему деятельность финансовой махины, во главе стоят Председатель Банка России и почти полтора десятка членов совета директоров.

Они работают на постоянной основе в Банке России и назначаются на пятилетний срок. Их выбирает Госдума, причем список также согласовывается с Президентом Российской Федерации.

Глава Центробанка Эльвира Набиуллина

Председатель ЦБ РФ в настоящее время – Эльвира Набиуллина. Она была назначена на эту должность в 2013 году. В состав совета директоров входят:

  • Ольга Скоробогатова, первый заместитель председателя Банка России;
  • Дмитрий Тулин, первый заместитель председателя БР;
  • Сергей Швецов на аналогичной должности;
  • Ксения Юдаева в той же должности;
  • Василий Поздышев, заместитель председателя Банка России;
  • Ольга Полякова, также зампредседателя БР;
  • Дмитрий Скобелкин в аналогичной должности;
  • Владимир Чистюхин, зампредседателя БР;
  • Алексей Симановский, советник председателя Банка России;
  • Сергей Игнатьев, также советник председателя БР;
  • Надежда Иванова, начальник главного управления банка по ЦФО.

Вы видите, кто входит в совет директоров ЦБ РФ. К слову, это постоянно работающий коллегиальный орган Центробанка. Члены Совета трудятся в Банке России, и как минимум раз в месяц собираются на общее заседание, которое проводит и возглавляет руководитель ЦБ РФ.

Зачем нужен совет директоров

Казалось бы, есть глава главного финансового воротилы России, и он и может принимать решения и руководить экономической политикой. Зачем же нужен совет директоров? На самом деле, его функции и задачи регулируются общим для Центробанка федеральным законом и весьма обширны:

  1. Подготовка проекта и окончательного бюджета и кредитной политики, а также контроль их исполнения. Это делается совместно и Правительством России.
  2. Подготовка и утверждение годовой отчетности о деятельности БР, работа с аудиторами и Счетной палатой, подготовка бумаг для Национального банковского совета и Госдумы.
  3. Анализ состояния экономики России.
  4. Отчет о деятельности Банка России.
  5. Подготовка для утверждения на Национальном банковском совете грядущих расходов ЦБ – с подсчетами и обоснованиями.
  6. Работа с процентными ставками, лимитами операций, словом, с тем, с чем сталкиваются рядовые граждане при работе с кредитными организациями. В том числе и выплаты из тех учреждений, что стали банкротами.
  7. Принятие решений о выпуске или изъятии из оборота новых монет и банкнот.
  8. Расчет уставного капитала Банка России для рассмотрения Госдумой.

Совет директоров решает еще множество иных вопросов в рамках ФЗ, регулирующего его деятельность. Они касаются как работы самого учреждения, его структуры, оплаты труда сотрудников, так и общей экономической политики страны. Сам Центробанк не принимает решений в отрыве от Государственной думы, он может лишь рекомендовать некие предложения или решения, и уже после орган власти принимает или отклоняет предложения.

Центробанк — махина, управлять которой непросто

Интересно, что к тем, кто входит в совет директоров, применяются строгие правила. Эти люди не могут быть депутатами Госдумы или других органов власти, не могут занимать посты на государственной службе, быть членами правительства или Совета Федераций. Им нельзя числиться в партиях, работать в общественно-политических или культовых организациях и работать (по совместительству) в иных финансовых организациях. Более того, им даже нельзя приобретать ценные бумаги, если это столкнет интересы Центробанка и члена совета директоров!

Глава ЦБ

Председатель Центробанка России – должность почетная и ответственная. Кто возглавляет самый главный финансовый центр страны, наверное, знает каждый. Глава Центробанка России в наше время – Эльвира Набиуллина. Она вступила в дело, как глава банка России, в 2013 году, и с тех пор на ее плечи легли многочисленные полномочия:

  • работать, представляя банк, с органами власти, кредитными учреждениями, в том числе иностранными, а также организациями, не связанными с экономикой;
  • председательствовать на совете директоров ЦБ, причем голос главы банка решающий;
  • подписывать лично и передавать право подписи доверенному лицу из совета директоров нормативные акты и прочие документы;
  • назначать или снимать с должности своих заместителей;
  • наделять замов полномочиями;
  • указывать своим подчиненным.

Правда, при этом наборе прав есть и немало обязанностей и ответственности. Глава Центробанка обязана следить за тем, чтобы банк успешно функционировал, причем не выходя из рамок закона, и принимать решения (с последующей ответственностью), касающиеся работе банка, кроме тех, что решают совет директоров или Национальный банковский совет.

Как и на членов совета директоров, на председателя также наложены ограничения. Так, запрещается работать еще где-либо, кроме Центробанка, за исключением преподавания или научной работы. Нельзя числиться в составе любых управленческих, попечительских или наблюдательных советов некоммерческих неправительственных организаций других стран.

Глава Центробанка России в настоящее время назначается на четыре года. Занимать этот пост можно трижды.

Вконтакте ЛУЧШИЕ КРЕДИТЫ ЭТОГО МЕСЯЦА

Кому принадлежит и подчиняется Центробанк

Главный банк России

Официальная версия

Центральный Банк России относится к банкам первого уровня и он служит главным банком РФ. Это основной эмиссионный орган и денежно-кредитный институт страны. Он исполняет роль центрального координирующего и управляющего органа кредитной системы РФ. ЦБ контролирует другие банки, имеет право на выдачу и изъятие лицензий у банков в России.

Центробанк был образован в 1990 году и является правовым преемником Государственного Банка СССР.

Задачи Центробанка России

Основными целями Центробанка РФ считаются: защита и гарантия устойчивости рубля, обеспечение беспрерывной и эффективной работы платежной системы, развитие банковской системы России.

Следуя из целей, на Центробанке РФ лежит несколько задач:

  1. Он должен быть эмиссионным центром РФ, то есть обладать монопольным правом выпуска денег (что подтверждает ст.75 Конституции РФ);
  2. Он должен являться правительственным банком, то есть выполнять правительственные расчетные операции, предоставлять ему кредиты, поддерживать экономические программы государства. А также Центробанк РФ должен хранить золотовалютные резервы (ЗВР) страны;
  3. Он должен быть главным расчетным центром государства, то есть быть посредником при безналичных расчетах между другими банками РФ;
  4. Он должен быть «банком для банков», а значит, работать не с посторонними клиентами, а главным образом с банками РФ. Взаимодействие их характеризуется тем, что Центробанк РФ хранит резервы других банков (в установленном законом размере), осуществлять контроль над деятельностью других банков на территории страны выдавать им кредиты;
  5. Он должен заниматься регулированием экономики кредитно-денежными методами. Центробанк РФ может выдавать правительству кредиты на погашение дефицита в государственном бюджете, однако не может финансировать кредиты для погашения дефицитов внебюджетных государственных фондов и бюджетов российских субъектов.

Получение прибыли не относится к главной цели Центробанка РФ.

Кто является председателем (главой) ЦБ РФ

Согласно ст.83 Конституции РФ президент России предлагает Государственной Думе кандидата для выбора на должность председателя Центробанка РФ. Президент также может поставить перед Государственной Думой вопрос о снятии главы Центробанка РФ с занимаемого поста.

С 2013 года Эльвира Набиуллина служит главой Центробанка РФ.

Кому подчиняется ЦБ РФ и почему Центробанк не принадлежит России

ЦБ РФ дан особый конституционно-правовой статус. Его функции и полномочия и статус устанавливаются федеральным законом № 86-ФЗ. Юридически ЦБ РФ это негосударственный орган, т. е. не является собственностью государства, и его сотрудники не являются государственными служащими, статус ЦБ РФ определен как юридическое лицо. Но фактически, по своим полномочиям и целям относится к государственным органам, так как осуществление его функций предусматривает меры государственного принуждения.

Кому принадлежит Банк России?

Уставной капитал и все имущество Центробанка относятся к федеральной собственности, в то же время ЗВР и своим имуществом Центробанк распоряжается самостоятельно. Центробанк РФ не расчитывается по обязательствам России, в равной степени, как и Россия не платит по долгам Центробанка, если иное не предусматривается законом. Трактовать это можно так: государство может обанкротиться, даже при наличии запаса ЗВР хранящегося в ЦБ РФ.

Фактически правительство зависит от ЦБ России. Центробанк финансово независим от государства. Он сам покрывает свои расходы доходами. До 2014 года Центробанк РФ перечислял в бюджет РФ половину своих доходов после уплаты всех налогов и сборов. Осенью 2014 года Владимиром Путиным был подписан закон, который обязал перечислять в федеральный бюджет уже 75% доходов Центробанка. В этом году Центробанк обязали отдавать 15% доходов Внешэкономбанку.

Кто управляет Центробанком России

Согласно статьи № 15-ФЗ о «Центральном Банке РФ» структура управления ЦБ РФ состоит из главы и членов совета директоров в количестве 14 человек. Члены Совета избираются Государственной думой по предложению председателя Центробанка в согласовании с президентом РФ. Совет директоров избирается на пять лет и работает на регулярной основе.

Почему рубль не принадлежит России?

Версия блогера Дим Чен Ир (dimchenir)

Центральный банк Российской Федерации (Банк России) — главный банк первого уровня, от которого зависит вся экономика страны. Именно этот банк занимается выпуском рубля, именно этот банк устанавливает кредитную ставку и курсы иностранных валют по отношению к рублю, именно этот банк контролирует деятельность кредитных организаций, выдаёт и отзывает у них лицензии на осуществление банковских операций, именно этот банк хранит золотовалютные резервы страны и многими другими полномочиями и функциями наделён центральный банк РФ.

Оказывается, Центробанк России осуществляет эмиссию денег независимо от государства, что прописано в конституции Российской Федерации:

Статья 75 пункты 1, 2

1. Денежной единицей в Российской Федерации является рубль. Денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком Российской Федерации. Введение и эмиссия других денег в Российской Федерации не допускаются.

2. Защита и обеспечение устойчивости рубля — основная функция Центрального банка Российской Федерации, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти.

Здесь мы подробно рассмотрим Федеральный закон «О центральном банке российской федерации (Банке России)», взятый с официального сайта Центрального Банка www.cbr.ru. Изучив данный закон, мы увидим, что Центробанк России не просто действует независимо от государства, он в целом неподконтролен государству и ни за что не отвечает. Это звучит невероятно, но это действительно так. И в этом Вы сейчас убедитесь.

Поскольку разбор закона достаточно громоздкий, то помимо текстовой версии, можете ознакомиться с видеоверсией анализа закона о ЦБ от Артёма Войтенкова, который достаточно интересно с примерами объясняет, что означает та или иная статья.

Какую версию анализа изучать,– текстовую или видео – решайте сами, как Вам будет удобнее.

Итак, проанализировав федеральный закон о ЦБ, Вы узнаете, что:

  1. Центральный Банк является юридическим лицом независимым от государства;
  2. Исключительным правом эмиссии наличных денег и организации наличного денежного обращения обладает только Центральный банк РФ;
  3. Без разрешения Банка России государство не может распоряжаться имуществом и уж тем более золотовалютными резервами страны;
  4. Государство не отвечает по обязательствам Банка России, а Банк России — по обязательствам государства;
  5. Взаимоотношение валют регулирует Центробанк Российской Федерации независимо от правительства РФ;
  6. Банк России вправе обращаться за защитой своих интересов в международные суды, суды иностранных государств и третейские суды;
  7. Банк России в финансовой сфере может давать указания, положения и инструкции, что нужно делать, как государственным органам управления, так и юридическим и физическим лицам, и каждый должен их беспрекословно выполнять;
  8. Банк России не вправе предоставлять кредиты Правительству Российской Федерации, зато разрешается кредитовать экономики других стран;
  9. Банк России совершенно не обязан выполнять распоряжения президента, государственной думы, Министерства финансов и любых других органов государственного управления.
  10. Председателя Банка России практически невозможно уволить, пока его срок полномочий не истёк, даже если он плохо выполняет свою работу или попросту отказывается выполнять распоряжения правительства.
  11. МВФ (Международный Валютный Фонд) – единственная структура, чьи указания должен выполнять Центральный банк.

А теперь давайте приступим непосредственно к изучению самих статей закона о ЦБ, чтобы убедиться в том, что все вышеперечисленные тезисы являются правдой.

«Статья 1. Статус, цели деятельности, функции и полномочия Центрального банка Российской Федерации (Банка России) определяются Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

Функции и полномочия, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом, Банк России осуществляет независимо от других федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Банк России является юридическим лицом. Банк России имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием.

Местонахождение центральных органов Банка России — город Москва.»

В данной статье обозначено, что Центральный Банк осуществляет не только денежную эмиссию, что прописано в конституции РФ (Статья 75 пункты 1 и 2), но и все остальные функции и полномочия независимо от других органов государственной власти. Более того Центральный Банк является частным юридическим лицом, т.е. это далеко не государственный банк. Несмотря на то, что «Банк России имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации», на российских деньгах изображён герб временного правительства 1917-го года, что ещё раз напоминает нам об отсутствии национальной принадлежности Центрального банка.


На российских рублях нарисован не российский герб, а герб временного правительства 1917 года.

«Статья 2. Уставный капитал и иное имущество Банка России являются федеральной собственностью. В соответствии с целями и в порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом, Банк России осуществляет полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом Банка России, включая золотовалютные резервы Банка России. Изъятие и обременение обязательствами указанного имущества без согласия Банка России не допускаются, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Государство не отвечает по обязательствам Банка России, а Банк России — по обязательствам государства, если они не приняли на себя такие обязательства или если иное не предусмотрено федеральными законами.

Банк России осуществляет свои расходы за счет собственных доходов.»

Это означает, что государству принадлежит имущество (здание, столы, оборудование и т.д.) и уставной капитал Банка России, но без разрешения Банка России, который является частным юридическим лицом, государство не может распоряжаться имуществом и уж тем более золотовалютными резервами страны, о чём нам говорит следующая часть статьи: «Изъятие и обременение обязательствами указанного имущества без согласия Банка России не допускаются, если иное не предусмотрено федеральным законом.». Далее становится ещё интереснее. Утверждается, что «Государство не отвечает по обязательствам Банка России, а Банк России — по обязательствам государства», т.е. ещё раз подчёркивается, что Банк России и государство независимы друг от друга, и никто ни за кого не отвечает.

«Статья 4. Банк России выполняет следующие функции:»

Рассмотрим лишь некоторые пункты статьи 4.

«1) во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику;»

Опять же таки уточняется, что Банк России разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику во взаимодействии с Правительством Российской Федерации, а, не строго выполняя распоряжения правительства.

«2) монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует наличное денежное обращение;»

Монопольно – значит, исключительным правом эмиссии наличных денег и организации наличного денежного обращения обладает только Центральный банк РФ. И это же у нас записано в конституции РФ (Статья 75 пункт 1).

«7) осуществляет эффективное управление золотовалютными резервами Банка России;»

Золотовалютные резервы являются государственной собственностью, но распоряжается ими может только юридическое лицо – Центробанк РФ, который не отвечает по обязательствам и не подчиняется правительству Российской Федерации.

«12) организует и осуществляет валютное регулирование и валютный контроль в соответствии с законодательством Российской Федерации;»

Взаимоотношение валют регулирует опять же таки Центробанк Российской Федерации независимо от правительства РФ.

«Статья 6. Банк России вправе обращаться с исками в суды в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.

Банк России вправе обращаться за защитой своих интересов в международные суды, суды иностранных государств и третейские суды.»

Получается, что Банк России, если ему что-то не нравится, может в любой момент обратиться «за защитой своих интересов» (и необязательно, что это будут интересы российского народа и государства) в международный суд. Международный суд по законодательству (Статья 15 пункт 4) имеет приоритет над российским судом. Таким образом, если интересы Центрального Банка и международных организаций совпадают, но они не совпадают с интересами России, то Центральный Банк будет, ожидаемо, всегда выигрывать все суды. Это означает только одно, что посредством международного права осуществляется контроль российской экономики.

«Статья 7. Банк России по вопросам, отнесенным к его компетенции настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, издает в форме указаний, положений и инструкций нормативные акты, обязательные для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц.

Правила подготовки нормативных актов Банка России устанавливаются Банком России самостоятельно.
….»

Здесь представлена лишь часть статьи 7, но её достаточно, чтобы понять суть сказанного. Статья 7 федерального закона о ЦБ говорит о том, что Банк России в финансовой сфере может давать указания, положения и инструкции, что нужно делать, как государственным органам управления, так и юридическим и физическим лицам, и каждый должен их беспрекословно выполнять. Т.е. ещё раз подчёркивается, что в финансовой сфере главнокомандующим является Банк России, а не правительство РФ.

«Статья 21.
….
Банк России и Правительство Российской Федерации информируют друг друга о предполагаемых действиях, имеющих общегосударственное значение, координируют свою политику, проводят регулярные взаимные консультации.

Банк России консультирует Министерство финансов Российской Федерации по вопросам графика выпуска государственных ценных бумаг Российской Федерации и погашения государственного долга Российской Федерации с учетом их воздействия на состояние банковской системы Российской Федерации и приоритетов единой государственной денежно-кредитной политики.
…»

Очень интересный отрывок статьи, который показывает взаимоотношение Банка России и правительства Российской Федерации. Напоминает договор между двумя странами, которые «информируют друг друга о предполагаемых действиях», «координируют свою политику» и «проводят регулярные взаимные консультации». Также выясняется, что Банк России не относится к Министерству финансов, а он его только консультирует.

«Статья 22. Банк России не вправе предоставлять кредиты Правительству Российской Федерации для финансирования дефицита федерального бюджета, покупать государственные ценные бумаги при их первичном размещении, за исключением тех случаев, когда это предусматривается федеральным законом о федеральном бюджете.

Банк России не вправе предоставлять кредиты для финансирования дефицитов бюджетов государственных внебюджетных фондов, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.»

Очень часто можно встретить такое мнение, что если центральный банк отделён от государства, то это в порядке нормы – так везде принято. Тут же в пример нам приводят США, где федеральная резервная система также действует независимо от государства. Однако в любой цивилизованной стране мира, в том числе и США, центральный банк имеет право кредитовать экономику собственный страны. Статья 22 федерального закона о ЦБ показывает нам, что, если у российского государства не хватает денег, то оно не может взять кредит у Центрального Банка, как это делают, например, США у своей системы ФРС, но в то же время Банку России разрешается кредитовать экономики других стран, чем он активно и занимается.

«Статья 23. Средства федерального бюджета и средства государственных внебюджетных фондов хранятся в Банке России, если иное не установлено федеральными законами.

Банк России без взимания комиссионного вознаграждения осуществляет операции со средствами федерального бюджета, средствами государственных внебюджетных фондов, средствами бюджетов субъектов Российской Федерации и средствами местных бюджетов, а также операции по обслуживанию государственного долга Российской Федерации и операции с золотовалютными резервами.

Полномочия Банка России по обслуживанию государственного долга Российской Федерации определяются федеральными законами.

Банк России и Министерство финансов Российской Федерации в необходимых случаях заключают соглашения о проведении указанных выше операций по поручению Правительства Российской Федерации.»

Несмотря на то, что Центральный Банк независим от государства и не отвечает по обязательствам государства, все «Средства федерального бюджета и средства государственных внебюджетных фондов хранятся в Банке России». Также статья 23 сообщает нам о том, что если Правительство Российской Федерации хочет провести какую-то операцию в финансовой сфере, то оно отдаёт распоряжение Министерству финансов Российской Федерации, Министерство финансов в свою очередь должно заключить договор с Банком России, и только в том случае, если Банк России согласится заключить соглашение, операция может быть осуществлена. Таким образом, мы видим, что Банк России не только освобождён от выполнения распоряжений правительства, что прописано в 1-ой статье закона о ЦБ, но и совершенно не обязан подчиняться Министерству финансов, т.к. в законе чётко прописано, что «Банк России и Министерство финансов Российской Федерации в необходимых случаях заключают соглашения», а не действуют по системе «руководитель-подчиненный».

Глава III. НАЦИОНАЛЬНЫЙ БАНКОВСКИЙ СОВЕТ И ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ БАНКОМ РОССИИ

Последняя надежда на обнаружение «государственности» нашего ЦБ – посмотреть порядок формирования органов его управления. Глава III так и называется: «Органы управления Банка России».

«Статья 14.

Председатель Банка России назначается на должность Государственной Думой сроком на четыре года большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы.

Кандидатуру для назначения на должность Председателя Банка России представляет Президент Российской Федерации не позднее чем за три месяца до истечения полномочий действующего Председателя Банка России.

В случае досрочного освобождения от должности Председателя Банка России Президент Российской Федерации представляет кандидатуру на эту должность в двухнедельный срок со дня указанного освобождения.

В случае отклонения предложенной на должность Председателя Банка России кандидатуры Президент Российской Федерации в течение двух недель вносит новую кандидатуру. Одна и та же кандидатура не может вноситься более двух раз.

Одно и то же лицо не может занимать должность Председателя Банка России более трех сроков подряд.

Государственная Дума вправе освободить от должности Председателя Банка России по представлению Президента Российской Федерации.
…»

Из данной статьи мы видим, что председателя Банка России назначает не президент, а государственная Дума. Президент всего лишь предлагает свою кандидатуру, но не факт, что дума её примет. Более того, только государственная Дума может снять с должности председателя Банка России и только «по представлению Президента Российской Федерации». Закон написан так хитро, что возможность уволить председателя Банка России со своего поста для президента и Думы практически невозможно. Чтобы в этом убедиться, нужно прочитать, в каких случаях председатель Банка России может быть освобожден от должности.

Читаем продолжение статьи 14:

«…
Председатель Банка России может быть освобожден от должности только в случаях:

истечения срока полномочий;

невозможности исполнения служебных обязанностей, подтвержденной заключением государственной медицинской комиссии;
подачи личного заявления об отставке;

совершения уголовно наказуемого деяния, установленного вступившим в законную силу приговором суда;

нарушения федеральных законов, которые регулируют вопросы, связанные с деятельностью Банка России;

непринятия мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является, непредставления или представления неполных или недостоверных сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера либо непредставления или представления заведомо неполных или недостоверных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и Федеральным законом «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», а также несоответствия его расходов, расходов его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей их общему доходу.»

Получается, если председатель ЦБ здоров, его полномочия еще не истекли, уходить сам не собирается, закон не нарушает, соблюдает федеральное законодательство (то есть не дает кредиты своей стране), не скрывает сведения о своих доходах – то снять председателя Банка России с должности нельзя.

«Статья 15.

В Совет директоров входят Председатель Банка России и 12 членов Совета директоров.

Члены Совета директоров работают на постоянной основе в Банке России.

Члены Совета директоров назначаются Государственной Думой на должность сроком на четыре года по представлению Председателя Банка России, согласованному с Президентом Российской Федерации.

Члены Совета директоров освобождаются от должности:

по истечении указанного в настоящей статье срока полномочий — Председателем Банка России;

до истечения указанного в настоящей статье срока полномочий — Государственной Думой по представлению Председателя Банка России;
…»

Это означает, что досрочно уволить некомпетентного банкира, состоящего в Совете директоров, может только председатель ЦБ. Ведь для досрочного увольнения члена Совета директоров ЦБ нужно представление председателя банка. Сама Госдума не может уволить банкира, если председатель ЦБ этого не хочет.

Таким образом, изучив федеральный закон о ЦБ, мы можем смело сделать вывод, что Банк России и российский рубль не принадлежит государству. Но, если ЦБ не принадлежит и не подчиняется государству, то кто же является его хозяином? По чьим правилам Банк России играет?

Как известно, Россия является членом МВФ. Соответственно Россия заключила соглашение с МВФ, которое должно безоговорочно выполняться. В законе о ЦБ так и написано:

«Статья 4. Банк России выполняет следующие функции:

….
182) является депозитарием средств Международного валютного фонда в валюте Российской Федерации, осуществляет операции и сделки, предусмотренные статьями Соглашения Международного валютного фонда и договорами с Международным валютным фондом;
….»

Центральный банк осуществляет управление эмиссией рубля в режиме «currency board». Это нужно потому, что любая страна – член МВФ обязана обеспечить одномоментный обмен всего объема своей национальной валюты на доллары и фунты из собственных золотовалютных резервов. В любой момент времени это правило должно соблюдаться. Без этого не берут в МВФ. А в итоге денег в экономике России не столько, сколько необходимо для ее нормального функционирования, а столько, сколько долларов лежит в кубышке Центрального банка. Сколько долларов выручили за проданные нефть и газ, столько можно напечатать собственных российских рублей. То есть вся экономика России искусственно поставлена в прямую зависимость от экспорта природных ресурсов.

Но как же так получилось, что главный связующий центр экономики страны неподконтролен государству? Отделение центрального банка от России произошло 2 декабря 1990 года, когда Борис Ельцин подписал закон «О Центральном банке РСФСР (Банке России)» (Федеральный закон от 02.12.1990 № 394-1). 20 декабря 1991 г. Государственный банк СССР был упразднен и все его активы и пассивы, а также имущество на территории РСФСР были переданы Центральному банку РСФСР (Банку России). Несколько месяцев спустя банк стал называться Центральным банком Российской Федерации (Банком России). Вот так под демократические лозунги Россия собственными руками лишила себя экономического суверенитета.

Справка о принятии Конституции Российской Федерации 12 декабря 1993 года

15 октября 1993 года президент Б. Н. Ельцин подписал указ о всенародном голосовании по проекту конституции России и утвердил «Положение о всенародном голосовании по проекту Конституции Российской Федерации 12 декабря 1993 года». Согласно Положению, Конституция считалась одобренной, если за её принятие проголосовало большинство избирателей, принявших участие в голосовании, при том условии, что участие в голосовании приняло более половины числа зарегистрированных избирателей. Термин «всенародное голосование» (а не «референдум») был использован для того, чтобы обойти положение действовавшего Закона о референдуме РСФСР, согласно статье 9 которого референдум мог быть назначен лишь Съездом народных депутатов или Верховным Советом РФ.

Голосование состоялось 12 декабря 1993 года. За принятие конституции проголосовало 58,43 %, против — 41,57 %. Новая конституция была принята и вступила в действие со дня её опубликования в «Российской газете» — 25 декабря 1993 года.

Глава Банка России считает, что ухудшение ситуации на банковском рынке неизбежно в нынешних условиях. Вместе с тем, по ее мнению, ситуация не критичная, и кредитный рынок останется в плюсе, а банки получат прибыль по итогам года. Эксперты настроены более пессимистично — они считают, что падение доходов населения и безработица, как и осторожная политика банков, не позволят рынку кредитования показать положительный результат.

В ходе еженедельной онлайн пресс-конференции в пятницу глава Банка России Эльвира Набиуллина заявила, что не ожидает масштабного стресса для банковской системы, как это было в 2014 году. «Да, будет снижение прибыли у банков и будет увеличение резервов по активам, потому что будет происходить ухудшение качества активов, иначе не может быть в таких условиях»,— сказала она.

По словам главы ЦБ, будет сокращаться комиссионный и процентный доход банков.

«Но такого удара по процентной марже, как было в 2014–2015 годах, быть не может. Вспомните, мы тогда повышали и процентные ставки, и влияние на прибыль, конечно, будет, но в целом мы считаем, что у банковской системы останется прибыль»,— сказала Эльвира Набиуллина.

По словам главы Центробанка, вкладчикам волноваться не о чем, регулятор не намерен вводить мораторий на снятие вкладов. «Никаких оснований для этого нет, для такого рода беспокойств»,— заявила Эльвира Набиуллина. Более того, чтобы облегчить банкам работу с вкладами, ЦБ принял решение до конца 2020 года снизить базовую ставку взносов в систему страхования вкладов с 0,15% до 0,1%. В марте банкиры наблюдали заметный отток средств со счетов граждан на фоне падения фондовых рынков и введения режима самоограничения. ЦБ также отмечал, что население в марте предъявило повышенный спрос на наличные деньги, а за месяц их объем в обращении вырос на 0,7 трлн руб. (с учетом средств, использованных для пополнения касс и банкоматов кредитных организаций).

Впрочем, к середине апреля ситуация уже нормализовалась. По данным ЦБ, приведенным в обзоре «Финансовый пульс», совокупный объем средств физических лиц-резидентов в первой половине апреля вырос на 0,9% (на сумму около 270 млрд руб.— “Ъ”). При этом сохранялся приток рублевых вкладов на 1,4% (более 300 млрд руб.— “Ъ”), что ЦБ объясняет авансовыми платежами по зарплатам, но несколько сократились остатки на счетах в иностранной валюте.

По словам главы Банка России, данные за март показали рост кредитования — люди ускоренно брали как ипотечные, так и потребительские кредиты. Однако, по оперативным данным ЦБ, в первые дни апреля кредитование показало небольшое замедление. На динамику показателей кредитования, по словам госпожи Набиуллиной, окажет влияние и динамика реструктуризации.

«Сокращение темпов роста кредитования будет, но темпы роста, вполне вероятно, могут по итогам года остаться в положительной зоне»,— считает она.

Между тем эксперты настроены менее оптимистично относительно будущего рынка кредитования в России. Агентство Moody’s прогнозирует рост доли проблемных кредитов с 10% на конец 2019 года примерно до 20%, «поскольку ухудшение экономических условий подорвет платежеспособность заемщиков». По оценке инвестиционного стратега «БКС Премьер» Светланы Кордо, в этом году «реальные располагаемые доходы населения могут сократиться на 5,6–6,8% и более, а уровень безработицы может возрасти до 6–10%». Соответственно, банки будут вынужденно снижать кредитную активность. В начале апреля агентство S&P прогнозировало снижение прибылей банков не менее чем на 50% в сравнении с уровнем прошлого года. В кризисном сценарии, рассмотренном агентством «Национальные кредитные рейтинги», отмечалось, что по итогам года банковский сектор может получить убыток до 900 млрд руб.

Максим Буйлов

Учредители банка

Учредители банка – юридические или физические лица, которые создают банк при регистрации.

Они не могут выходить из состава участников банка в течение трех лет с момента его создания.

При этом ЦБ РФ предъявляет к ним ряд требований, которые перечислены в инструкции от 2 апреля 2010 года № 135-И «О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитной организации и выдаче лицензий на осуществление банковских операций».

Юридическое лицо – не кредитная организация, входящее в состав учредителей, должно:

  • иметь устойчивое финансовое положение;
  • обладать достаточным количеством собственных средств для внесения в уставный капитал кредитной организации;
  • осуществлять деятельность в течение не менее трех лет;
  • выполнять обязательства перед федеральным бюджетом в течение трех лет.

Учредитель — кредитная организация оценивается в соответствии с нормативами Банка России. Финансовое положение такой организации не может быть признано удовлетворительным, если она не выполняет обязательные резервные требования и имеет просроченные денежные обязательства перед ЦБ РФ.

Учредитель – физическое лицо оценивается Банком России в соответствии с положением № 338-П от 19 июня 2009 года «О порядке и критериях оценки финансового положения физических лиц — учредителей (участников) кредитной организации», при этом внимание уделяется не только достаточности, но и законности получения денежных средств.

Следует отметить, что ЦБ РФ проверяет учредителей не только при создании банка. Так, приобретение или получение в доверительное управление свыше 1% акций (долей) кредитной организации требует уведомления Банка России, а более 20% – его предварительного согласия.

Чьей валютой является рубль: канувшего в Лету Временного правительства Керенского или американского центробанка?

Вопрос, вынесенный в заголовок публикации, многим может показаться странным. Ведь в п.1 ст.75 Конституции РФ недвусмысленно сказано: Денежной единицей в Российской Федерации является рубль. Денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком РФ. Введение и эмиссия других денег в Российской Федерации не допускаются. И в ст.27 закона «О Банке России» говорится, что официальной денежной единицей (валютой) Российской Федерации является рубль.

Вместе с тем, в п.2 ст.75 Конституции записано: Защита и обеспечение устойчивости рубля — основная функция Центрального банка Российской Федерации, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти (подчеркнуто мной – М. Г.). По-русски это означает, что и ЦБ тоже орган государственной власти. Согласно п. ж) ст.71 Конституции в ведении Российской Федерации находятся финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики и федеральные экономические службы, включая федеральные банки. Государственные функции — финансовое, валютное и кредитное регулирование, денежная эмиссия, а также надзор за банковской деятельностью делегированы государством Центробанку РФ. Будучи органом государственной власти, Центробанк имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации, он подотчетен Государственной Думе, которая утверждает председателя ЦБ, а его кандидатуру предлагает президент страны. Согласно закону «О Банке России» уставный капитал и иное имущество банковского регулятора являются федеральной собственностью.

Следует отметить одно существенное правовое упущение. В законодательстве почему-то не регламентировано, к какой ветви власти относится Банк России. Но, исходя из выполняемых им государственных функций, можно утверждать, что он является органом федеральной исполнительной власти. Да и Конституционный Суд Российской Федерации своим определением от 14 декабря 2000 года № 268-0 указал, что предоставленные Банку России полномочия по своей правовой природе относятся к функциям государственной власти. Поскольку их реализация предполагает применение мер государственного принуждения, Банк России определен в качестве органа, выступающего от имени государства и наделенного для этого определенными властными полномочиями.

Итак, из приведенных положений Конституции Российской Федерации и определения Конституционного суда следует, что рубль является государственной денежной единицей, его эмиссия находится в федеральном ведении, а Банк России является органом государственной власти.

Тем не менее, несмотря на однозначность толкования упомянутых положений основного закона страны, возникают вопросы по поводу принадлежности рубля, условий его эмиссии и материальной обеспеченности, а также о деятельности самого Центробанка.

Статьей 75 Конституции Центробанку предписано единолично осуществлять денежную эмиссию. Естественно, под денежной эмиссией следует понимать выпуск в обращение наличных и безналичных денег. Однако эту конституционную норму в ст.4 «О Банке России» законодатель почему-то «скорректировал». В ней говорится, что ЦБ монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует наличное денежное обращение, а в ст.29 закона сказано, что единственным законным средством наличного платежа на территории Российской Федерации являются банкноты (банковские билеты) и монета Банка России. Об эмиссии безналичных денег в законе вообще не упоминается, и Банк России устанавливает только правила, формы и стандарты безналичных расчетов. Тем не менее, ЦБ систематически публикует информацию о выпускаемой им денежной массе, выделяя в ней наличные деньги и «безналичку».

Казалось бы, если рубль является государственной денежной единицей, то это должно быть отражено на рублевых банкнотах. Однако из информации на российских купюрах, в отличие от прежних советских, не следует, что рубль является официальной валютой государства. На советских банкнотах был отпечатан герб СССР и было записано, что это банковские билеты Государственного Банка СССР. Однако, как ни странно, на банкнотах Банка России, тоже именуемых билетами, вместо герба Российской Федерации почему-то красуется герб канувшего в Лету Временного правительства России 1917 года, — его при Керенском так и не успели сделать официальным символом государства. Герб представляет собой изображение двуглавого орла, но с надписью «Банк России», который почему-то стал его официальной эмблемой.

Если на советских банкнотах был отпечатан герб СССР, на американских банкнотах имеется запись — Соединенные Штаты Америки, то на билетах Банка России отсутствует какая-либо информация о стране-эмитенте рублей — Российской Федерации. Хотя согласно части ж) ст.71 Конституции РФ денежная эмиссия, как отмечалось, находится в федеральном ведении. Надо заметить, что 2016 г. наш Центробанк начал чеканить новые монеты с изображением герба России. Однако на новых банкнотах достоинством в 200 и 2000 рублей по-прежнему изображена почти полная копия герба Временного правительства Керенского.

Все сказанное свидетельствует о том, что безналичные рубли и билеты Банка России в нарушение ст.75 Конституции РФ не представлены официально в качестве государственных денег. Но, может быть, о принадлежности рублей к Российской Федерации свидетельствует их обеспеченность российским имуществом? Ведь на советских банкнотах указывалось, что они обеспечиваются золотом, драгоценными камнями и прочими активами Государственного Банка СССР, которые являлись имуществом страны.

Замечу, что обеспечение денег золотом и прочими драгоценностями — это из прошлых времен существования «золотого стандарта». Теперь национальные валюты должны обеспечиваться имуществом соответствующих стран. Однако наш законодатель видимо не был осведомлен о давно происшедших изменениях с деньгами и поэтому в ст.30 закона «О Банке России» записал, что банкноты и монета Банка России являются безусловными обязательствами Банка России и обеспечиваются всеми его активами. Чем обеспечена безналичная часть рублевой денежной массы в законе умалчивается. Активами Банка России являются золотовалютные резервы – это их основа, кредиты, выданные коммерческим банкам, государственные облигации и прочие ценные бумаги, а также депозиты самого Центробанка.

Согласно последнему финансовому отчету его активы на 1 января 2016 г. составляли 34 947,185 млрд. рублей, из них драгметаллы оценивались в 3 647,255 млрд. рублей, остальные активы представляли собой ценные бумаги и размещенные Центробанком на стороне кредиты и депозиты на общую сумму 7 120,12 млрд. рублей. Международные (золотовалютные) резервы составляли 368,4 млрд. долларов или в пересчете по курсу на 1 января 2016 г. — 26 856,36 млрд. рублей (76,84% всех активов), в том числе монетарное золото – 48,6 млрд. долларов или 3 544,39 млрд. рублей. Значительная сумма — 21 995,155 млрд. рублей или 62,9% от активов — в основном в американской валюте была размещена под мизерные проценты у нерезидентов, то есть за рубежом, или вложена в ценные бумаги иностранных эмитентов, и все эти средства по сей день работают на «чужого дядю».

Денежная масса на 1 января 2016 г. составляла 35 179,7 млрд. рублей, из них на наличные деньги приходилось 7 239,1 млрд. рублей, сумма безналичных денег составляла 27 940,5 млрд. рублей. Сопоставляя приведенные данные, можно утверждать, что Центробанк выпускает в обращение сумму наличных и безналичных денег, которая соответствует только сумме его активов. На 1 января 2016 г. для полноты обеспечения денежной массы активами недоставало около 232 млрд. рублей. Замечу, активами Банка России являются почти на 90% деньги, состоящие почти целиком из иностранной валюты, и его долговые обязательства. Поэтому говорить об обеспеченности денег… деньгами представляется абсурдным.

Но золотовалютные резервы почти не используются для нужд российской экономики, так как значительная часть американской валюты из этих резервов вложена в основном в американские ценные бумаги под мизерные проценты. В таком случае получается, что рублевая денежная масса примерно на 70% обеспечена только бумагой, на которой отпечатаны американские банкноты, и виртуальными записями в компьютерах Федеральной резервной системы — центробанка США об американской «безналичке», которой владеет Банк России. Причем значительная сумма иностранной «безналички» размещена за рубежом, то есть в ЦБ отсутствует. Поэтому, образно говоря, российские рубли частично представляют собой некие справки о наличии в Центробанке РФ драгоценных металлов, а также о его долговых обязательствах. Но в основном российские рубли представляют собой фальсифицированные копии доллара.

Как известно, Центробанк искусственно, в несколько раз, занижает покупательную способность рубля по отношению к другим валютам установлением экономически никак не обоснованного его низкого курса обмена. На самом же деле, валютные курсы, чтобы не обманывать друг друга в международной торговле, должны обеспечивать эквивалентность товарообмена по стоимости, и поэтому их необходимо устанавливать по паритетам покупательных способностей – ППС соответствующих национальных денежных единиц. Наиболее близким к реальному паритету рубля и доллара является отношение оборотов товаров и услуг России и США. Общепринятый в мире ППС по стоимостям корзины ограниченного ассортимента потребительских товаров в соответствующих странах является только частью этого оборота и поэтому менее достоверен. Однако за обменный курс того же доллара принимается его спекулятивная цена в рублях, устанавливаемая на базаре, именуемом московской валютной биржей. Это не имеет никакого абсолютно отношения к паритету покупательных способностей валют и отражает лишь спекулятивные интересы участников валютных торгов. А на их интересы влияет множество субъективных факторов, включая каждый чих официальных лиц, настроение самих продавцов, покупателей и их жен, погоду, магнитные бури….

Однако деньги, выпускаемые в обращение, предназначены не для покупки активов ЦБ. Да и купить из активов можно через коммерческие банки только драгоценные металлы и ценные бумаги ЦБ, каковых в активах не более 12-13%, а также обменять иностранную валюту на рубли. Поэтому ограничение денежной массы размерами активов Центробанка – экономический абсурд. Думские лоббисты интересов ЦБ и финансовых спекулянтов в законе о деятельности Центробанка почему-то «забыли» указать условия и критерии размеров денежной эмиссии.

На самом же деле, деньги, будучи средством платежа при товарообмене, должны в обращении обеспечивать реализацию товаров и услуг, обращающихся на внутреннем рынке страны. Но руководители Центробанка вместо обеспечения стоимости обращающейся продукции и оказываемых услуг соответствующей рублевой денежной массой, что позволяло бы производить и выкупать их полностью на внутреннем рынке, размер рублевой эмиссии еще в бытность Гайдара поставили в зависимость от наличия в стране иностранной валютной массы в пересчете на рубли. Пересчитываются доллары и евро, как отмечалось, по спекулятивным валютным курсам обмена, что существенно занижает реальную покупательную способность рубля. Так как сумма иностранной валюты в стране всегда ограничена, то выпускаемая Центробанком в обращение рублевая масса не обеспечивает баланса товарно-денежного обращения. Таким образом в стране был искусственно создан хронический денежный дефицит, который явился одной из принципиальных причин развала отечественной экономики и обнищания значительной части населения.

Оценить денежный дефицит несложно. К примеру, в 2015 г. оборот товаров и услуг в стране составил 141,547 трлн. рублей, денежная масса в размере 35,179 трлн. рублей обернулась за год оценочно 2,5 раза. В результате в 2015 г. оборот товаров и услуг был обеспечен деньгами лишь на 62,1%. Такой же денежный дефицит наблюдался в 2016 году. При этом от года к году одновременно растет кредиторская задолженность предприятий реального сектора экономики: в 2015 г. она составляла 38,986 трлн., а в прошлом году возросла до 42,217 трлн. рублей. Происходит это из-за недоступности для многих предприятий кредитов ввиду их дороговизны. Ведь годовые кредитные ставки значительно превышают рентабельность производства.

Спрашивается, почему нельзя выпускать денег столько, сколько требуется внутри страны, а не превращать рубли в искусственно заниженные по покупательной способности фальсифицированные копии доллара и евро и создавать тем самым денежный дефицит? Новые деньги в обращение следует выпускать в виде дешевых кредитов под вновь создаваемую продукцию и образуемую при этом новую добавленную стоимость. Иначе говоря, национальная валюта должна обеспечиваться имуществом данной страны. Именно так поступают в Китае, что позволило превратить его экономику в одну из самых развитых в мире. Но в Центробанке в качестве обеспечения рублевой массы избрали чужую валюту, которая не является товаром и не может использоваться внутри России в качестве средства платежа. Чтобы выпускать в обращение большую рублевую массу Центробанку требуется больше тех же долларов и евро. Поэтому его руководством были спровоцированы высокие ставки кредитов российских банков – до 15-30% годовых, что вынуждало российских заемщиков до введения западных санкций брать относительно дешевые зарубежные кредиты в валюте по ставкам в 4-5%. Причем немалая часть иностранных кредитов выдавалась из иностранной валюты самого ЦБ, которую он разместил под мизерные проценты – не выше 1% — за рубежом, благодаря чему наживались зарубежные банки. Поступавшую в страну иностранную валюту скупал Центробанк, и под нее подгонял очередную денежную рублевую эмиссию.

После того, как в 2014 г. искусственно образованной обвальной девальвацией рубля руководством ЦБ была спровоцирована новая волна ценовой инфляции, Эльвира Набиуллина заявила о главной цели Центробанка – борьбе… с инфляцией, хотя большинство причин ее роста находится вне сферы деятельности банковского регулятора. Якобы для борьбы с ростом цен ЦБ значительно увеличил свою ключевую ставку по краткосрочным кредитам для коммерческих банков. Это привело к значительному удорожанию кредитов банков – до 20-40% годовых при средней рентабельности предприятий в 7-8%. В результате кредиты для подавляющего большинства предприятий стали недоступны, что привело к снижению и без того небольшого объема промышленного производства и, как следствие, к новому росту цен.

Желали или не желали того руководители Центробанка, но своими действиями они фактически присоединились к западным санкциям против нашей страны о запрете кредитования российских организаций. Следует заметить, что увеличением ключевой ставки ЦБ и кредитных ставок коммерческих банков во всем мире борются с избытком денег, то есть с денежной инфляцией. У нас же создан денежный дефицит, и высокие кредитные ставки лишь способствуют его увеличению и росту кредиторской задолженности товаропроизводящих предприятий.

Так чьей же валютой на самом деле является рубль: по форме — несуществующего Временного правительства Керенского или по обеспечению — Федеральной резервной системы США? На этот вопрос лично я не могу ответить. Складывается впечатление, что юридическая неопределенность реального статуса рубля и его обеспечение не имуществом Российской Федерации, а чужой валютой являются звеньями в цепи чьих-то давних намерений вывести Банк России из подчиненности Российской Федерации и сделать его, подобно американскому центробанку, не зависящим от государства. Неспроста до недавнего времени на Интернет-сайте банковского регулятора было записано, что ЦБ не является органом государственной власти. Сказать же публично правду о том, чем на самом деле обеспечены наши деньги, означало бы расписаться в долгоиграющей диверсии против Российской Федерации, начатой в 1993 г. правительством Гайдара и продолжающейся по сей день.