Исключительное ведение

Конституционно-правовой статус РФ

Конституционное право Европейских стран

Конституция России

Конституция США

Конституционное право России

Конституционное право зарубежных стран

Иностранное конституционное право

Государственное право стран Америки и Азии

Конституционное право РФ

Конституции зарубежных государств
Всеобщая история государства и права. Конституции стран мира

Конституционно-правовой статус РФ. Принципиальные осно­вы российского федерализма закрепляются уже в первой главе Консти­туции РФ, посвященной основам конституционного строя. Статья 1 содержит указание на то, что Россия — это демократическое федера­тивное правовое государство с республиканской формой правления; ст. 3 признает РФ суверенным государством, а многонациональный народ России носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ; ст. 4 указывает, что суверенитет РФ распространяется на всю ее территорию, целостность и неприкосновенность которой обес­печивает РФ и что Конституция РФ и федеральные законы имеют верховенство на всей территории РФ; ст. 5 определяет общую структу­ру субъектов РФ и их равноправие, а также такие основы федератив­ного устройства РФ, как ее государственная целостность, единство сис­темы государственной власти, разграничение предметов ведения и пол­номочий между органами государственной власти РФ и органами го­сударственной власти субъектов РФ, равноправие и самоопределение народов РФ; ст. 6 закрепляет принцип единого и равного гражданства, действующего на всей территории РФ; ст. 8 гарантирует единство эко­номического пространства и свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств; ст. 11 содержит положения об осуществлении го­сударственной власти как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов РФ и соответствующих органов, а также об осуществлении разграничения предметов ведения и полномочий между органами го­сударственной власти РФ и органами государственной власти субъек­тов РФ Конституцией РФ, Федеративным и иными договорами о раз­граничении предметов ведения и полномочий; ст. 15 устанавливает высшую юридическую силу, прямое действие и применение Конституции РФ на всей территории РФ и недопустимость противоречия при­нимаемых в РФ законов и иных правовых актов Конституции РФ.

Более подробно конституционно-правовой статус РФ и ее субъек­тов определяется в гл. 3 Конституции «Федеративное устройство» и рядом положений из других ее глав, а также соответствующими кон­ституционными и иными федеральными законами, принятие которых предусмотрено Конституцией РФ (например, законы о порядке обра­зования и принятия в состав РФ новых субъектов, об общих принципах организации органов субъектов РФ, о порядке изменения статуса субъ­екта РФ и др.) К сожалению, эти важные законы до сих пор так и не приняты за более чем шестилетний срок.

Единство РФ находит свое выражение, помимо сказанного, и в том, что: территория РФ включает в себя территории ее субъектов (ст. 67); РФ имеет общие для всей федерации органы государственной влас­ти — Президента, парламент, Правительство, суды (ст. 11); федераль­ные органы исполнительной власти и соответствующие органы субъ­ектов РФ образуют единую систему в пределах осуществления их сов­местной компетенции (ст. 77); единой является вся судебная и проку­рорская системы страны (ст. 118 и 128); РФ имеет единую денежную и кредитную систему, единый государственный бюджет, единые вооруженные силы (ст. 71) и др. Федеральное единство страны и конститу­ционно-правовой статус РФ получили более конкретное и полное за­крепление в конституционном распределении предметов ведения и полномочий между РФ и ее субъектами.

Исключительную компетенцию РФ, согласно ст. 71 ее Конститу­ции, составляют:

а) в области государственного строительства:

— принятие и изменение Конституции и федеральных законов, контроль за их соблюдением;

— федеративное устройство и территория РФ;

— регулирование и защита прав и свобод человека; гражданство в РФ; регулирование и защита прав национальных меньшинств;

— установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятель­ности, формирование федеральных органов государственной власти; федеральная государственная служба;

— судоустройство; прокуратура; уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство; амнистия и по­милование; гражданское, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство; правовое регулирование интеллек­туальной собственности; федеральное коллизионное право;

— установление основ федеральной политики и федеральные про­граммы в области государственного развития РФ;

б) в области экономики, социального и культурного развития:

— федеральная государственная собственность и управление ею;

— установление основ федеральной политики и федеральные про­граммы в области экономического, экологического, социального, куль­турного и национального развития РФ;

— установление правовых основ единого рынка; финансовое, ва­лютное, кредитное, таможенное регулирование; денежная эмиссия, ос­новы ценовой политики, федеральные экономические службы, вклю­чая федеральные банки;

— федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы; федераль­ные фонды регионального развития;

— федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, рас­щепляющиеся материалы; федеральный транспорт, пути сообщения, информация и связь; деятельность в космосе;

в) в области международной деятельности и обороны:

— внешняя политика и международные отношения РФ; междуна­родные договоры РФ, вопросы войны и мира;

— внешнеэкономические отношения РФ;

— оборона и безопасность; оборонное производство; определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества; производство ядовитых веществ, нарко­тических средств и порядок их использования;

— определение статуса и защита Государственной границы, терри­ториального моря, воздушного пространства, исключительной эконо­мической зоны и континентального шельфа РФ;

г) в других областях:

— метеорологическая служба, стандарты, эталоны, метрическая система и исчисление времени; геодезия и картография; наименование географических объектов; официальный статистический и бухгалтер­ский учет;

— государственные награды и почетные звания РФ.

К сферам совместной компетенции РФ и ее субъектов, согласно ст. 72 Конституции РФ, относятся:

а) в области государственного строительства:

— обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных ок­ругов Конституции РФ и федеральным законам;

— защита прав и свобод человека и гражданина; защита прав наци­ональных меньшинств; обеспечение законности и правопорядка, обще­ственной безопасности; режим пограничных зон;

— кадры судебных и правоохранительных органов; адвокатура; но­тариат;

— административное, административно-процессуальное, трудо­вое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды;

— защита исконной сферы обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей;

— установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления;

б) в области экономики, социального и культурного развития:

— вопросы владения, использования и распоряжения землей, не­драми, водными и другими природными ресурсами;

— разграничение государственной собственности;

— природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные террито­рии, охрана памятников истории и культуры;

— общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, фи­зической культуры и спорта;

— координация вопросов здравоохранения; защита семьи, мате­ринства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение;

— осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бед­ствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий;

— установление общих принципов налогообложения и сборов в РФ;

в) в области международной деятельности:

— координация международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ, выполнение международных договоров РФ.

Приведенный перечень предметов ведения и полномочий РФ и их подразделение на исключительные и совместные свидетельствует о стремлении достичь необходимого баланса тенденций к централиза­ции и децентрализации, динамичное противоречивое единство кото­рых составляет главную проблему любого федеративного государства Достижение оптимального для данных условий соотношения между ними является важнейшим условием и предпосылкой успешной организации, функционирования и развития каждой федерации, в то время как перекосы, перегибы в ту или иную сторону неизбежно ведут к крайне негативным последствиям: либо к чрезмерной централизации, подавляющей автономность, активность и инициативу субъектов федерации и ведущей к фактической унитаризации, либо к безбрежной децентрализации, нарушающей государственное единство федерации, вызывающей рост сепаратизма, а в конечном счете — развал федерации или превращение ее в слабую и рыхлую конфедерацию.

Исключительная компетенция РФ обеспечивает высокую центра­лизацию в тех областях и вопросах, на едином, общем решении которых зиждется само существование федеративного государства, его единство и характер которых по самой своей природе требует руководства и управления из единого центра. Не случайно здесь речь идет прежде всего о вопросах основ конституционного строя страны, прав и свобод человека, международных отношений, обороны и вооруженных сил, единства правовой, судебной и прокурорской систем, путей сообщения и федерального транспорта, федеральных энергетических систем, ин­формации и связи, бюджетно-финансовом и таможенном регулирова­нии и др. В совместной компетенции находятся те области и вопросы, успешное руководство и управление которыми требует объединенных действий РФ и ее субъектов, учета как общегосударственных, так и специфически региональных начал и интересов при приоритете пер­вых. Здесь обращает на себя внимание естественная узость данной компетенции в области международной деятельности; ее сравнитель­ная ограниченность в области государственного строительства и эко­номики, поскольку многое решается в рамках исключительной компе­тенции РФ, а немало вопросов самостоятельно решается ее субъектами; широта данного вида компетенции в социальной области с одно­временным учетом того, что здесь многое принадлежит к исключитель­ной компетенции субъектов РФ, в связи с чем здесь говорится лишь об «общих вопросах» воспитания, образования, науки, культуры и только о «координации» вопросов здравоохранения и т.д.

Говоря о компетенции РФ, необходимо также отметить, что Кон­ституция РФ предусматривает, во-первых, возможность создания фе­деральными органами исполнительной власти для осуществления своих полномочий своих территориальных органов и назначения соот­ветствующих должностных лиц (ч. 1 ст.78); во-вторых, возможность по взаимному соглашению этих органов с соответствующими органами субъектов Федерации делегировать осуществление части своих полно­мочий как от федерального центра к субъектам, так и от субъектов к центру, если это не противоречит Конституции РФ и федеральным законам (ч. 2 и 3 ст.78), о чем подробнее будет сказано ниже; в-третьих, возможность федерального вмешательства в права субъектов РФ. Конституция РФ, к сожалению, прямо не предусматривает института пре­зидентского правления и иных форм федерального вмешательства и не содержит перечня оснований и определения порядка такого вмеша­тельства. Тем не менее она предусматривает обеспечение Президентом и Правительством РФ осуществления полномочий федеральной государственной власти на всей территории РФ (ч. 4 ст.78), гарантирова­ние Президентом Конституции, прав и свобод человека, принятия им мер по охране суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности и др. (ч. 2 ст.80). При определенных условиях Президент имеет право введения чрезвычайного и военного положения на всей или части территории РФ. Примером федерального вмешательства в экстраординарных условиях может служить попытка восстановления вооруженным путем конституционного порядка в Чечне в 1994— 1996 гг. после многократных и грубых нарушений этого порядка, начи­ная с 1991 г. В июне 1995 г. Конституционный Суд РФ признал кон­ституционными соответствующие акты Президента РФ, исходя из того, что Президент обязан принимать меры по охране суверенитета РФ, ее независимости, безопасности и целостности.

Предметы ведения и полномочия Российской Федерации

Предметы ведения и полномочия Российской Федерации закреплены в ст. 71 и 72, а также в гл. 4–6 Конституции РФ, Федеративном и иных договорах о разграничении предметов ведения и полномочий.

Предметы ведения – это урегулированные нормами права общественные отношения в различных сферах жизни, в которых реализуются полномочия Российской Федерации. Полномочия – это права и обязанности, реализуемые федеральными органами государственной власти Российской Федерации в рамках ее предметов ведения. Предметы веления и полномочия в совокупности составляют компетенцию Российской Федерации.

Конституция РФ выделяет два вида компетенции Российской Федерации: 1) исключительные предметы ведения и полномочия Российской Федерации; 2) совместные предметы ведения и полномочия Российской Федерации и ее субъектов.

К исключительной компетенции Российской Федерации относятся те предметы ведения и полномочия, которые реализуются только федеральными органами государственной власти. По совместным предметам ведения федеральные органы государственной власти принимают основополагающие нормативные правовые акты, которые потом могут детализироваться и конкретизироваться с учетом национальных, исторических, экономических, культурных условий развития конкретного субъекта РФ его законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти.

Отсутствие соответствующего федерального закона по вопросам совместного ведения не препятствует субъекту РФ принять собственный нормативный правовой акт (ст. 72, ч. 2 ст. 76, ч. 1 ст. 77 Конституции РФ). Однако после издания федерального закона акт субъекта РФ должен быть приведен в соответствие с ним, что следует из ч. 5 ст. 76 Конституции РФ.

Объем полномочий Российской Федерации и ее субъектов может корректироваться договорами и соглашениями о перераспределении полномочий между ними.

Полномочия Российской Федерации целесообразно рассматривать посредством выделения определенных групп полномочий по основным предметам ведения. Условно можно выделить следующие предметы ведения, в рамках которых реализуются полномочия Российской Федерации: государственное строительство и правотворчество; правовой статус личности; экономическое и социально-культурное строительство; международные отношения и внешнеэкономические связи; оборона и государственная безопасность.

Исключительная компетенция Российской Федерации определена в ст. 71 Конституции РФ. К ней отнесено лишь то, что необходимо для защиты суверенитета Российской Федерации, а также прав и свобод российского гражданина.

В сфере государственного строительства и правотворчества в исключительном ведении Российской Федерации находятся:

  • – принятие и изменение Конституции РФ и федеральных законов, контроль за их соблюдением;
  • – федеративное устройство и территория РФ;
  • – установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности;
  • – установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного и национального развития России;
  • – судоустройство; прокуратура; уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство; амнистия и помилование; гражданское, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство; правовое регулирование интеллектуальной собственности;
  • – федеральное коллизионное право;
  • – федеральная государственная служба;
  • – государственные награды и почетные звания РФ;
  • – определение статуса государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа РФ.

В сфере правового статуса личности к исключительному ведению Российской Федерации в лице ее федеральных органов государственной власти отнесено:

  • – регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина;
  • – гражданство Российской Федерации;
  • – объявление амнистии и помилования;
  • – награждение государственными наградами России, присвоение почетных званий России, высших воинских и высших специальных званий;
  • – назначение Государственной Думой и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом.

В сфере экономического, социального и культурного развития России в исключительном ведении Российской Федерации находятся:

  • – федеральная государственная собственность и управление ею;
  • – установление основ федеральной политики и федеральные программы в области экономического, экологического, социального и культурного развития Российской Федерации;
  • – установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки;
  • – федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы; федеральные фонды регионального развития;
  • – федеральные энергетические системы, федеральный транспорт, пути сообщения, информация и связь;
  • – деятельность в космосе;
  • – метеорологическая служба, стандарты, эталоны, метрическая система и исчисление времени; геодезия и картография; наименования географических объектов; официальный статистический и бухгалтерский учет.

В сфере международных отношений и внешнеэкономических связей Российской Федерации принадлежат следующие исключительные полномочия:

  • – внешняя политика и международные отношения Российской Федерации, международные договоры России;
  • – вопросы войны и мира;
  • – внешнеэкономические отношения Российской Федерации;
  • – введение Президентом РФ на территории России или в отдельных ее местностях военного или чрезвычайного положения.

В сфере обороны и государственной безопасности Российская Федерация решает такие вопросы, как:

  • – защита государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа РФ;
  • – оборона и безопасность;
  • – оборонное производство;
  • – определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества;

производство ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их использования;

– ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы.

Акты федеральных органов государственной власти по вышеперечисленным вопросам имеют общеобязательную силу на всей территории России.

Характеристика исключительной компетенции Российской Федерации была бы неполной без рассмотрения возможностей федерального вмешательства (интервенции) в случаях угрозы массового нарушения прав человека и территориальной целостности, исходящей от субъектов Федерации. В Конституции РФ нет нормы, которая бы прямо предусматривала основания федеральной интервенции (восстания, массовые беспорядки и т.д.) в права субъектов Федерации и введения президентского правления. Возможность такого вмешательства вытекает из ч. 4 ст. 78 Конституции РФ, согласно которой Президент и Правительство

России обеспечивают в соответствии с Конституцией РФ осуществление полномочий федеральной государственной власти на всей территории России.

Можно выделить следующие виды федерального вмешательства: 1) введение военного положения; 2) введение чрезвычайного положения; 3) использование внутренних войск МВД России для подавления и разоружения незаконных вооруженных формирований; 4) применение мер федерального воздействия (роспуск законодательного органа государственной власти или отрешение от должности высшего должностного лица субъекта РФ).

Примером федеральной интервенции может служить указ Президента РФ Б. Н. Ельцина 1994 г. о применении мер государственного принуждения Вооруженными Силами и внутренними войсками МВД России в Чеченской Республике для обеспечения государственной безопасности и территориальной целостности Российской Федерации. В этой республике в 1991 г. был осуществлен государственный переворот, разрушена система легитимных органов государственной власти, отрицалось действие Конституции РФ и федеральных законов, созданы незаконные вооруженные формирования, нарушавшие права и свободы человека и гражданина.

Предметы ведения Российской Федерации.

Предмет ведения — это круг вопросов, решаемых высшими органами государственной власти с помощью установленных Конституцией и другими законодательными актами полномочий этих органов.

Предмет ведения Российской Федерации определяется Конституцией 1993 г., Федеративным договором, состоящим из трех Договоров о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти РФ и органами власти республик; органами власти краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга; органами власти автономной области и автономных округов.

Конституция РФ устанавливает в ст. 1 раздела второго «Заключительные и переходные положения», что в случае несоответствия положениям Конституции положений Федеративного договора действуют положения Конституции.

По содержанию регулируемых вопросов предметы ведения Российской Федерации Конституция РФ делит на две группы:

исключительные предметы ведения и полномочия Российской Федерации (ст. 71 Конституции);

— совместные предметы ведения и полномочия Российской Федерации и субъектов РФ (ст. 72 Конституции).

В исключительном ведении РФ находятся:

  • — принятие и изменение Конституции и федеральных законов, контроль за их исполнением;
  • — федеративное устройство и территория;
  • — регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина; гражданство в Российской Федерации; регулирование и защита прав национальных меньшинств;
  • — установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности; формирование федеральных органов государственной власти;
  • — федеральная государственная собственность и управление ею;
  • — установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития РФ;
  • — установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки;
  • — федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы; федеральные фонды регионального развития;
  • — федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы; федеральные транспорт, пути сообщения, информация и связь; деятельность в космосе;
  • — внешняя политика и международные отношения РФ, ее международные договоры; вопросы войны и мира;
  • — внешнеэкономические отношения РФ;
  • — оборона и безопасность; оборонное производство; определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества; производство ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их использования;
  • — определение статуса и защита государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа РФ;
  • — судоустройство; прокуратура; уголовное, уголовно-процессуальное, уголовно-исполнительное законодательство; амнистия и помилование; гражданское, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство; правовое регулирование интеллектуальной собственности;
  • — федеральное коллизионное право;
  • — метеорологическая служба, стандарты, эталоны, метрическая система и исчисление времени; геодезия и картография; наименования географических объектов; официальный статистический и бухгалтерский учет;
  • — государственные награды и почетные звания РФ;
  • — федеральная государственная служба.

Кроме данных полномочий по исключительному предмету ведения Российской Федерации, закрепленных в ст. 71 Конституции РФ, ряд полномочий содержится в статьях Конституции, устанавливающих компетенцию высших органов государственной власти РФ и в других федеральных законах. Содержание этих полномочий будет рассмотрено в последующих главах учебника.

В предмет совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ входит:

  • — обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Конституции и федеральным законам;
  • — защита прав и свобод человека и гражданина; защита прав национальных меньшинств; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; режим пограничных зон;
  • — вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами;
  • — разграничение государственной собственности;
  • — природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры;
  • — общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта;
  • — координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение;
  • — осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий;
  • — установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации;
  • — административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство; законодательство о недрах, об охране окружающей среды;
  • — кадры судебных и правоохранительных органов; адвокатура, нотариат;
  • — защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей;
  • — установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления;

координация международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ, выполнение международных договоров РФ.

Дополнительно гарантируя равноправие субъектов РФ, ч. 2 сг. 72 Конституции закрепляет, что данные положения в равной мере распространяются на республики, края, области, города федерального значения, автономную область, автономные города.

Установленный Конституцией РФ, Федеративным договором и другими федеральными законами объем полномочий Российской Федерации может корректироваться договорами и соглашениями между Российской Федерацией и ее субъектами. Конституция РФ также предусматривает возможность взаимного делегирования, передачи части своих полномочий органами исполнительной власти РФ и органами ее субъектов.

По вопросам, отнесенным ч. 1 ст. 72 Конституции к предметам совместного ведения, издаются федеральные законы. До их принятия субъекты РФ вправе осуществлять по таким вопросам собственное регулирование, однако после принятия федерального закона правовые акты субъектов приводятся в соответствие с этим законом.

Законом четко регламентируются вопросы участия субъектов в федеральном законодательном процессе; порядок заключения договоров и соглашений с установлением пределов разграничения, определением сторон и предмета договора или соглашения, сроков их действия и ответственности сторон. Все споры, связанные с разграничением предметов ведения и полномочий, с передачей осуществления части полномочий, должны разрешаться заинтересованными сторонами путем проведения переговоров и использования иных согласительных процедур, а также с участием судов в разрешении споров.

Предметы ведения Российской Федерации

Предметы ведения Российской Федерации — объекты сферы деятельности Российской Федерации как государства — закреплённый в Конституции Российской Федерации и положениями Федеративного договора — Договора о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти суверенных республик в составе Российской Федерации, круг вопросов, прерогатива в решении которых принадлежит федеральным органам государственной власти.

К предметам ведения РФ относится сфера общественных отношений, регулирование которых отнесено исключительно к компетенции РФ. К ним относится то, что необходимо и вместе с тем достаточно для установления и защиты суверенитета и верховенства РФ, целостности и неприкосновенности её территории, для защиты прав и свобод каждого человека, в какой бы части страны он ни проживал.

К предметам ведения Российской Федерации относятся сферы жизни общества, отрасли и подотрасли хозяйства, а также социально-культурной деятельности, виды имущества, его объекты, находящиеся под воздействием и в распоряжении органов федеральной власти (федеральные банки, транспорт, ядерная энергетика, федеральная собственность, военная техника и др.).

В статье 71 Конституции РФ приводится перечень исключительных предметов ведения РФ, который является исчерпывающим. В него входят:

  • принятие и изменение Конституции РФ и федеральных законов и контроль за их соблюдением;
  • федеративное устройство (определение состава, порядка формирования и полномочий федеральных органов, отношений между Федерацией и её субъектами) и территория РФ (определение состава, границ России);
  • регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина;
  • гражданство в РФ;
  • регулирование и защита прав национальных меньшинств;
  • установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности;
  • формирование федеральных органов государственной власти;
  • федеральная государственная собственность и управление ею;
  • установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития РФ;
  • установление правовых основ единого рынка;
  • федеральные фонды регионального развития;
  • федеральный бюджет;
  • федеральные налоги и сборы;
  • федеральные энергетические системы;
  • вопросы войны и мира;
  • оборона и безопасность;
  • оборонное производство и др.

Указанные в статье 71 Конституции РФ предметы ведения РФ могут быть изменены только с соблюдением процедур, установленных федеральным законом для внесения поправок в Конституцию РФ. По предметам ведения РФ принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории РФ. Кроме того, реализуя исключительную компетенцию, федеральные органы государственной власти вправе принимать и иные акты: указы Президента, постановления Правительства, акты федеральных органов исполнительной власти.

Энциклопедичный YouTube

  • 1/3 Просмотров:4 181 592 670
  • Органы исполнительной власти
  • Конференция, Уфа, 23.04.13 Роль частного права. Часть 2
  • Конференция, Уфа, 23.04.13 Роль частного права. Часть 3

Субтитры

Чем отличаются друг от друга разные регионы страны?

Российская Федерация состоит из нескольких видов субъектов: республик, краев, областей и автономных округов, в её состав также входят три города федерального значения, одна автономная область и четыре автономных округа. Все перечисленные субъекты юридически равноправны. Фактически же у республик есть больше государственности и возможностей для существования вне федерации, чем у других регионов страны, кроме того, регионы различаются по своему экономическому положению.

Республика – фактически государство в составе России – имеет свою конституцию и законодательство, структура ее органов обычно схожа со структурой государственных органов федерации, но отражает в названиях национальную специфику. Край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеет свой устав и законодательство и, как правило, организация власти в них представляет собой напоминающую упрощенную федеральную структуру органов государственной власти. Все субъекты федерации имеют определенное административно-территориальное деление на муниципальные районы, городские округа, в которых в свою очередь выделяются городские и сельские поселения, внутригородские районы.

Республики, в отличие от других субъектов федерации, вправе устанавливать свои государственные языки. В органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях республик они употребляются наряду с государственным языком Российской Федерации. Больше всего таких языков в Карачаево-Черкесии – абазинский, кабардино-черкесский, карачаево-балкарский и ногайский и Дагестане – аварский, агульский, азербайджанский, даргинский, кумыкский, лакский, лезгинский, ногайский, рутульский, табасаранский, татский, цахурский и чеченский языки. В Мордовии государственным признан мокшанский язык, в Татарстане – татарский, в Тыве – тувинский.

В остальном отличий минимум. Для всех регионов конституция предусматривает перечень вопросов, находящихся в совместном ведении с Российской Федерацией:

а) обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Конституции Российской Федерации и федеральным законам;

б) защита прав и свобод человека и гражданина; защита прав национальных меньшинств; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; режим пограничных зон;

в) вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами;

г) разграничение государственной собственности;

д) природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры;

е) общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта;

ж) координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение;

з) осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий;

и) установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации;

к) административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды;

л) кадры судебных и правоохранительных органов; адвокатура, нотариат;

м) защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей;

н) установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления;

о) координация международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации, выполнение международных договоров Российской Федерации.

Совместное ведение означает, что решения по этим вопросам могут принимать как федерация, так и её субъекты по согласованию друг с другом или самостоятельно. В реальности Российская Федерация чаще всего сама решает вопросы совместного ведения.