Имею право из какого фильма

13 лучших фильмов на тему права

Редакция «Право.Ru» решила выявить лучшие фильмы в истории кинематографа, так или иначе затрагивающие правовую тематику. Для этого мы воспользовались рейтингом сайта IMDB.com (Internet Movie Database), содержащего информацию о приблизительно 2,4 млн фильмах. Каждому из них пользователи (IMDB посещают 100 млн человек в месяц) имеют возможность выставить оценку по 10-балльной системе, формируя таким образом народный рейтинг.

Мы выбрали лучшие по этому критерию фильмы, отмеченные тематическим тегом «Law», то есть «право» или «закон», применив дополнительный фильтр «не менее 1000 оценок», чтобы исключить малоизвестные картины, имеющие незначительное число голосов. Кроме того, ради чистоты эксперимента были выброшены документальные фильмы, сериалы и короткометражные работы – смешение жанров и форм, на наш взгляд, не будет способствовать объективности результатов.

Из 13 наиболее высоко оцененных фильмов семь были сняты в период с 1957 по 1966 год, причем среди них пять – американского производства (еще по одному представляют Великобританию и Францию). Единственным режиссером, фигурирующим в списке дважды, оказался американец Стенли Крамер с картинами «Нюрнбергский процесс» и «Пожнешь бурю». Российские и советские фильмы в топ-13 не попали. Самое высокое место – 35-ое – среди картин, касающихся темы права, занимает фильм Никиты Михалкова «Урга: территория любви» – история про жителя Внутренней Монголии, который из-за закона, запрещающего иметь более трех детей, едет в город за средствами контрацепции.

«12 разгневанных мужчин» (12 Angry Men), 1957, режиссер Сидни Люмет. Рейтинг IMDB: 8,9/10

Это классика, возведенная в степень – судебный фильм par excellence, созданный в строгом соответствии с «тремя единствами» классической драмы: действия, места и времени. Более того, в нем нет ни женщин, ни даже имен (почти). Картина осталась без «Оскаров» лишь потому, что в 1957 году у нее был слишком сильный соперник: «Мост через реку Квай» (The Bridge on the River Kwai), многими признаваемый «фильмом всех времен и народов».

Главным героем «12 разгневанных мужчин», безусловно, следует назвать «обоснованное сомнение» (reasonable doubt), одно из ключевых понятий англо-саксонской судебной традиции. В соответствии с геройским статусом и с помощью верных друзей, в первую очередь, присяжного №8 (его играл Генри Фонда), «обоснованное сомнение» после долгой борьбы спасает жизнь невинного. Все действие происходит в одном месте и в одном времени: 93 минуты из 96 снято в комнате совещания присяжных, без каких-либо прыжков в будущее и ретроспекций.

«Обычные подозреваемые» (The Usual Suspects) 1995, режиссер Брайан Сингер. Рейтинг IMDB: 8,7/10

Фильм снят совсем в другую эпоху. В основе сюжета лежит расследование запутанных событий, связанных с массовым убийством на корабле, организованным легендарным криминальным гением по имени Кайзер Созе, таинственным и беспримерно жестоким.

Это грустная история об охотнике, обманутом умной добычей, не случайно именно главный злодей произносит одну из самых знаменитых фраз фильма – «величайший трюк дьявола состоял в том, чтобы убедить мир, будто его не существует». Агент ФБР Джек Баер ведет расследование, но на деле оказывается ведомым. Он лишь видит в тумане смутные очертания событий и людей, а его «проводник», Роджер Кинт – по внешности мелкий мошенник, – исчезает в последний момент, когда туман рассеивается, и оказывается совсем не тем, кем его считали окружающие.

«Печать зла» (Touch Of Evil) 1958, режиссер Орсон Уэллс. Рейтинг IMDB: 8,3/10

С точки зрения сюжета Орсон Уэллс рассказывает классическую детективную историю, с убийствами, полицейскими-преступниками и честным полицейским, случайно оказавшимся на месте преступления. В соответствии с законами жанра, главные злодеи погибают, а честный полицейский и его спасенная жена отправляются дальше по своим делам.

Но главная тема фильма обозначена названием, не вполне удачно переведенным. Touch of Evil – это, скорее, прикосновение, «щепотка» зла, даже закваска, превращающая жаждущих истины добропорядочных людей в преступников. Капитана полиции она заставляет подкладывать улики, чтобы осудить виновных, которые иначе могли бы уйти от правосудия, борца с наркотиками превращает, по сути, в агрессивного vigilante, избивающего людей.

«Нюрнбергский процесс» (Judgement At Nuremberg) 1961, режиссер Стенли Крамер. Рейтинг IMDB: 8,3/10

Фильм посвящен одному из т.н. малых Нюрнбергских процессов – по делу немецких судей, чьи решения привели к гибели множества невинных людей. Это один из первых художественных фильмов, в котором были использованы документальные кадры о нацистских концлагерях.

Весь фильм – это один, но очень большой и очень важный вопрос, а именно: может ли судья с чистой совестью просто соблюдать законы, каковы бы они ни были? И хотя материалом для фильма послужили процессы по делам высокопоставленных деятелей нацистской эпохи, проблемы, поставленные фильмом, всегда будут важным напоминанием – судья, служитель закона, может поддержать заведомо неправосудные решения, остаться пассивным, когда нужно защищать закон, закрыть глаза на последствия своих решений.

«Анатомия убийства» (Anatomy Of A Murder) 1959, режиссер Отто Премингер. Рейтинг IMDB: 8,1/10

«Пожалуй, самое чистое воплощение жанра «судебных фильмов» из когда-либо снятых», – сказал об этой картине американский профессор юриспруденции Майкл Азимов. Фильм снят по одноименной повести, основанной, в свою очередь, на реальном процессе и написанной адвокатом, участвовавшим в этом процессе.

Здесь, конечно, интереснее всего наблюдать за тканью судебного процесса – тонкой игрой на законах в их взаимосвязи, апелляции к эмоциям присяжных и свидетелей, наконец, работой адвоката как защитника обвиняемого, а не защитника истины и правосудия. Конец фильма особенно ярко иллюстрирует этот последний тезис.

«Пожнешь бурю» (Inherit The Wind) 1960, режиссер Стенли Крамер. Рейтинг IMDB: 8,1/10

Память об «обезьяньем процессе» 1925 г. укоренилась в американской культуре, в основном благодаря пьесе «Пожнешь бурю» и четырем снятым по пьесе фильмам. Школьного учителя Джона Скоупса осудили за преподавание теории эволюции, потому что это противоречило одному из законов штата Теннесси. Американцы 1920-х годов видели в процессе в первую очередь религиозный диспут, противостояние модернистов и традиционалистов.

Самая знаменитая экранизация, вышедшая в 1960 году, была задумана главным образом как ответ маккартизму. «Мы использовали преподавание теории эволюции как притчу, метафору для контроля над умами в любом виде, – говорил Лоуренс, один из сценаристов. – Речь не о борьбе науки и религии. Речь о праве думать». В последних кадрах фильма сторонник эволюции сперва выбирает между Библией и трудом Дарвина, а затем уходит, держа в руках обе книги.

«Человек на все времена» (A Man For All Seasons) 1966, режиссер Фред Циннеманн. Рейтинг IMDB: 8,0/10

Томас Мор стал одним из образцов успешного и глубокого человека, поставившего свои принципы и веру выше своей жизни; таким до него стал Томас Беккет. Его трагическая история давно привлекала внимание авторов – первая пьеса о Море, появившаяся спустя полвека после его казни, изображала Мора как мудрого и честного государственного деятеля.

Фильм рассматривает последний период жизни Томаса Мора с точки зрения противоборства законности и тирании. Мор, бывший в сане епископа, имел репутацию блестящего администратора, дипломата и законника и пользовался доверием короля. Но когда Генрих VIII дал ему поручение, незаконное с церковной точки зрения, короля ждало разочарование; Мор даже не собирался исполнять его поручение, хотя и избегал возражать открыто – пока было возможно. История Томаса Беккета повторилась.

«Три цвета: красный» (Trois Couleurs: Rouge) 1994, режиссер Кшиштоф Кесьлевский. Рейтинг IMDB: 8,0/10

Эта часть знаменитой кинотрилогии «Синий. Белый. Красный» заканчивается так же, как и другие две – слезами одного из протагонистов. Основная тема его: fraternité, братство, из девиза Великой французской революции. Одновременно этот фильм считается анти-романтическим (два других фильма – анти-трагедией и анти-комедией, соответственно).

Один из главных героев – судья, и фильм с его помощью рассматривает философские вопросы: как человек действует в обществе, как взаимосвязаны, влияют друг на друга и порой противоречат друг другу закон, этика и социально приемлемое поведение. И, кстати, в последних кадрах фильма плачет именно судья.

«Персеполис» (Persepolis) 2007, режиссеры Маржан Сатрапи, Венсан Паронно. Рейтинг IMDB: 8,0/10

Мультфильм, с которым борются правительства и который обсуждают послы, уже из-за одного этого заслуживает внимания. Это рассказ, отчасти автобиографический, иранской эмигрантки о своей полной приключений молодости.

Злые языки скажут, что можно усмотреть разного рода параллели между событиями фильма и современной российской ситуацией, поскольку Иран конца 1970-х – начала 1980-х дает к этому основания. Главная героиня, Маржи, выросла в семье с давними традициями борьбы за свободу, поэтому тема сопротивления насилию со стороны государства и власти вообще проходит красной нитью через фильм.

«Горбун из Нотр-Дама» (The Hunchback Of Notre Dame) 1939, режиссер Уиллиам Дитерле. Рейтинг IMDB: 7,9/10

Классическая драма Виктора Гюго была экранизирована несчетное число раз, начиная с 1911 года. В версии 1939 года, которую некоторые поклонники считают лучшей экранизацией, сюжет и некоторые персонажи значительно отличаются от оригинала.

Именно поэтому она нас и интересует – в ней настоятель собора Фролло превратился в судью. Учитывая, что линия любви Фролло к Эсмеральде и его борьбы с более удачливыми соперниками в значительной степени движет этот сюжет, в фильме есть на что и нам посмотреть.

«Карманник» (Pickpocket) 1959, режиссер Робер Брессон. Рейтинг IMDB: 7,9/10

Отчасти этот фильм о любви. О любви к веселой жизни, о любви к женщине. И о любви к воровству и карьере профессионального карманника.

На протяжении всего фильма главный герой находится в тех или иных взаимоотношениях со своей «профессией». То пытается избавиться от нее, то берет курсы щипаческого мастерства. Параллельно идет линия инспектора полиции, который должен его ловить, что он периодически и делает с разной степенью успеха. Собственно, фильм практически начинается с задержания Мишеля.

«Объездчик Морант» («Breaker» Morant) 1980, режиссер Брюс Бересфорд. Рейтинг IMDB: 7,9/10

В конце II Англо-Бурской войны военный суд решает судьбу трех офицеров, в их числе главного героя, обвиняемых в убийствах пленных буров и миссионера, ставшего невольным свидетелем. В дело замешана и политика – англичане хотят доказать, что судят, невзирая на лица.

Вопросы, обсуждаемые в этом фильме, важны сегодня так же, как были важны 100 и 200 лет назад: при каких обстоятельствах можно судить солдата действующей армии за убийство? Насколько следует принимать во внимание естественное «озверение» воюющих и окружающие солдата страх, злобу, кровь и смерть? Наконец, может ли судить солдата тот, кто не испытал на себе, что такое война?

«Свой человек» (The Insider) 1999, режиссер Майкл Манн. Рейтинг IMDB: 7,9/10

В этой истории разоблачения заговора больших табачных компаний изменены лишь два имени, все остальное – правда, насколько художественный фильм может рассказывать правду.

И это очень американская история – о сложных взаимозависимостях разных уровней власти, разных частей правоохранительной и судебной систем и большого бизнеса, о том, как можно играть законами, наконец, какую роль в этом играют медиа и, главное, люди, со своими жадностью, страхами и стремлением к правде.

Десятого декабря отмечается День прав человека. Мы подобрали 15 фильмов на тему прав человека, борьба за которые отражается на жизни каждого. Эти фильмы не могут никого оставить равнодушным. Рекомендуется к просмотру всем, кто считает “у меня все плохо” или “хуже быть не может”.

Американская история Х

Лидер местной банды скинхедов Дерек Виньярд прочно удерживает авторитет в своём районе. Убеждённый в своей правоте, он беспощадно расправляется с теми, кто имеет не белый цвет кожи. Независимость и смелость Дерека вызывают восхищение у его младшего брата Дэнни, который уже тоже сделал свой выбор.

Но зверское убийство двух чернокожих парней, совершённое Дереком, разделяет дороги братьев: Дерек оказывается в тюрьме, где существует свой расклад сил, а Дэнни на свободе успешно продолжает дело брата. До тех пор, пока их пути не пересеклись вновь…

Мальчик в полосатой пижаме

«Мальчик в полосатой пижаме» – драма режиссера Марка Хермана о дружбе еврейского мальчика и сына коменданта концлагеря.

История, происходящая во время Второй мировой войны и показанная сквозь глаза невинного и ничего не подозревающего о происходящих событиях Бруно, восьмилетнего сына коменданта концентрационного лагеря.

Его случайное знакомство и дружба с еврейским мальчиком по другую сторону ограды лагеря, в конечном счете, приводит к самым непредсказуемым и ошеломительным последствиям.

Прислуга

Американский Юг, на дворе 1960-е годы. Скитер только-только закончила университет и возвращается домой, в сонный городок Джексон, где никогда ничего не происходит. Она мечтает стать писательницей, вырваться в большой мир. Но для приличной девушки с Юга не пристало тешиться столь глупыми иллюзиями, приличной девушке следует выйти замуж и хлопотать по дому.

Мудрая Эйбилин на тридцать лет старше Скитер, она прислуживает в домах белых всю свою жизнь, вынянчила семнадцать детей и давно уже ничего не ждет от жизни, ибо сердце ее разбито после смерти единственного сына.

Ангелы с железными зубами

Дерзкие молодые активистки, организовывают движение на защиту избирательных прав женщин, рискуя своими жизнями они хотят помочь американкам получить право голоса.

Этот фильм — поучительный и тревожный взгляд в историю США. Здесь мы с вами узнаем, что граждане Америки считались «виновными», когда хотели выполнить первую поправку своих прав — их жестоко за это наказывали, тем самым нарушая Женевскую Конвенцию.

Некоторые из этих нарушений существуют и до сих пор…

Я – Сэм

Сэм Доусон, 40-летний мужчина с уровнем интеллекта 7-летнего ребёнка, работающий официантом. Ему трудно было бы выжить с такими данными, если бы не дочь, плод случайной связи.

Люси выросла вполне нормальным человеком и могла бы заботиться о своём отце, но местная социальная служба забрала её у отца. Сэм хочет вернуть свою дочь. Для ведения этого дела он нанимает адвоката Риту Харрисон.

По мере работы над этим делом Рита сама получает несколько уроков о том, что значит быть родителем…

Неприкасаемые (1+1)

Богатый бизнесмен Филипп становится инвалидом по вине несчастного случая (прототип героя — французский аристократ Филиппа Поццо ди Борго).

Помогая бедняге адаптироваться, врачи направляют к нему работников по уходу за больными. Из всех кандидатов на роль медбрата привередливый богач выбирает самого странного: молодого африканского эмигранта с судимостью.

Непосредственный араб становится для скучающего Филиппа и ангелом-хранителем, и источником ежедневных приключений. Отношения двух мужчин из разных социальных слоев перерастают в крепкую дружбу.

Молитвы за Бобби

Многочисленная семья Гриффтов была счастлива, пока Бобби, один из сыновей, не признался своему брату, что является гомосексуалом. И брат, и сестры, и даже отец, поначалу шокированные этим открытием, потихоньку начали смиряться с ним. Однако мать Бобби, набожная христианка Мэри, не захотела принимать эту сторону жизни своего любимого сына и решила бороться с ней.

Она не оставила надежды вернуть сына к идеальному образу, которому он ранее соответствовал: ведет его к психиатру и убеждает обратиться к церкви. Бобби, нуждающийся в любви и поддержки матери, старался соответствовать ее ожиданиям, но всеобщее осуждение только привело его в состояние глубокой подавленности, которое закончилось самоубийством.

Потеряв сына, Мэри впервые жизни засомневалась в том, была ли она права, живя в соответствии с жестким толкованием Евангелия, и был ли Бобби грешником, за душу которого ей следовало столь рьяно бороться. Эти сомнения полностью изменили жизнь Мэри и сделали ее новым человеком.

Сердце льва

Не очень уже молодой и одинокий скинхед по имени Таппо встречает очень белокурую официантку. У них случается любовь до гроба, а у нее, как выясняется, имеется чернокожий сын от предыдущего брака.

Белокурая официантка вскорости становится беременной и ложится на сохранение, Таппо с чернокожим мальчиком, которого ему до этого времени удавалось скрывать от дружков, остаются один на один.

И тут, самовольно сбежав со срочной армейской службы, к ним заявляется неуравновешенный брат Теппо — еще более непримиримый скинхед.

Способен ли Теппо перерасти свои собственные предрассудки?

Такая же, как я

Фильм основан на реальных событиях из жизни MTF-транссексуала Эдди Арахо в последствии Гвен Арахо.

В 2005 году в США состоялся суд над молодыми людьми, совершившими убийство транссексуала Эдди Арахо. Что же предшествовало этой трагедии?

В 7 лет Эдди представлял себе, что он — девочка. В 17 понял, что он — женщина, по ошибке родившаяся в мужском теле. Но, пытаясь объяснить это окружающим и даже своей семье, он столкнулся с жестокостью и нетерпимостью…

Жизнь Дэвида Гейла

Дэвид Гейл — человек, который пробовал жить в соответствии со своими принципами, но, в причудливом повороте судьбы, этот преданный отец, популярный профессор и ярый противник смертной казни окажется в камере смертников за убийство активистки Констанции Харравей.

За три дня до исполнения приговора Гейл соглашается дать интервью репортеру Битси Блум.

Но журналистка вскоре понимает, что ее участие в этом деле не ограничится одним интервью и что жизнь человека находится в ее руках. Поставив на кон свою собственную безопасность, она начинает расследовать те ужасные события, которые окружали смерть Констанции.

Харви Милк

«Харви Милк» — это киноработа знаменитого режиссера Гаса ван Сента, рассказывающая о жизни и судьбе одного из самых ярких американских политиков ХХ века, Харви Милка. Милк стал первым политиком в США, победившим на выборах, при этом открыто заявив о своей гомосексуальной ориентации.

Как сказал сам режиссер в одном из интервью, это фильм не «о геях для геев», это фильм о свободе и борьбе за нее. Харви Милк боролся за права всех меньшинств, не только гомосексуалистов. У вас есть замечательная возможность прямо сейчас начать смотреть онлайн этот прекрасный фильм, особенно актуальный сейчас в нашей стране.

Фильм начинается со сцены убийства Харви Милка и чтения его завещания. Однако, это кино не о смерти, напротив, фильм рассказывает о яркой, насыщенной, полной жизни свободного человека, который в одиночку сумел перевернуть сознание и изменить ход мышления тысяч людей по всей Америке. Фильм показывает некоторые сцены из жизни Милка, вошедшие в историю борьбы меньшинств за свои права и свободы.

Вдали от рая

1957 год. Жена преуспевающего бизнесмена, Кэти, застает своего мужа Фрэнка в недвусмысленной ситуации: супруг изменяет ей с мужчиной.

Кэти тоже дает волю своим чувствам и сближается с чернокожим садовником Рэймондом.

Однако маленький провинциальный город, в котором они живут, считает этот роман еще большей бедой, чем нетрадиционная сексуальная ориентация Фрэнка… При этом и Кэти и ее муж пытались сохранить свои отношения на плаву.

Чёрный шар

Томас Моллисон, на первый взгляд, кажется обычным подростком, страдающим обычными проблемами своего возраста. Недавно он вместе со всей семьей переехал на новое место жительства и пошел в местную школу.

Томас пытается наладить отношения с появившейся у него подругой и одноклассниками. Но как сделать так, чтобы все шло как надо, если твой брат болен аутизмом, и его ни на минуту нельзя оставить без присмотра, чтобы не оказаться в ворохе проблем?

Забивание камнями Сорайи М.

У журналиста, работающего в Иране, ломается машина, он просит помощи в местной деревне.

Но помощь нужна не ему одному. Здесь он встречает женщину по имени Захра, которая хочет рассказать о своей племяннице Сорайе и о кровавых обстоятельствах ее вчерашней смерти в надежде обличить жестокие законы шариата.

Ее последняя и единственная надежда на справедливость — этот журналист, который должен уйти с историей, чтобы рассказать о насилии всему миру.

12 лет рабства

В основу киноленты положена реальная история свободного американца, который был похищен и продан в рабство. Разлученный с семьей, он 12 лет наделся на чудо и оно случилось, о чем Соломон Нортап (реальный прототип главного героя) написал в книге “Twelve Years a Slave”, изданной в 1853 году.

Соломон Нортап — гражданин США. Вольнорожденный афроамериканец, образованный, уважаемый музыкант, фермер, собственник, волею случая попадает в руки работорговцев из южных штатов. Нортапу приходится пройти через все унижения и испытания рабства, сменить не одного хозяина и обрести законную свободу лишь после двенадцати лет тяжелого труда, оскорблений и издевательств.

С 10 по 15 декабря в Москве проходил XVIII Международный фестиваль фильмов о правах человека «Сталкер», который существует с 1995 года. Его проводит Гильдия кинорежиссеров России при поддержке Европейского союза. Цель фестиваля — формирование правового сознания общества средствами кино и поощрение кинематографистов, создающих фильмы о правах человека. В течение многих лет кинофестиваль проводится при участии представительства Европейского союза в РФ.

Игорь Степанов, продюсер кинофестиваля «Сталкер»

Ежегодно «Сталкер» открывается 10 декабря, в день принятия ООН Всеобщей декларации прав человека, и неслучайно является своего рода завершающим аккордом фестивального года, возможностью представить лучшие фильмы о правах человека, сделанные за это время.

Как-то все сошлось в этом году.

Фестиваль «Сталкер» проходил в 18-й раз и, значит, вошел во вполне совершеннолетний возраст. Хотя именно «Сталкер» все эти годы был одним из самых «взрослых» российских кинофестивалей. По широте охвата, по мудрости взгляда на нашу бесконечно проблемную реальность и, главное, по серьезности разговора о взрослых вещах, имеющих прямое отношение к повседневной жизни и взрослых, и детей, и стариков.

Но 18-летие не единственное этапное событие, связанное с нынешним фестивалем. За три недели до его открытия ушел из жизни писатель Борис Стругацкий — один из двух людей (для тех, кто не знает: вторым был его брат Аркадий Стругацкий), которые, собственно, и придумали, и внедрили в русский язык слово «сталкер».

Сталкер — человек, который проникает в зону. В случае нашего фестиваля «Сталкерами» становятся фильмы, открывающие зрителю все новые и новые зоны социального беспокойства. Зоны конфликтов. Зоны, где человек оказывается бесправен, бессилен перед обстоятельствами жизни. Зоны, где человек прорывается, вопреки этим обстоятельствам и сквозь них.

Гости XVIII фестиваля «Сталкер»: главный редактор журнала «Искусство кино» Даниил Дондурей, председатель Совета при президенте России по развитию гражданского общества и правам человека Михаил Федотов и председатель Союза журналистов России Всеволод Богданов

Фото: Василий Шапошников, Коммерсантъ

В каком-то смысле ежегодные фильмы программ «Сталкера» пишут новейшую историю России. Потому что не было за эти 18 лет важных, узловых, болевых точек, которые не были бы так или иначе отражены сталкеровским кино, увидеть которое, увы, можно только на фестивальных экранах.

Нынешняя фестивальная программа отражает бурные, даже драматические события минувшего года. В эту программу по традиции вошли картины, посвященные вечным правозащитным проблемам. Несчастливое детство, нездоровье, старость, несвобода — у человеческих бед множество имен. Новая и, пожалуй, ключевая тема 2012 года — право на свободу, на свободный выбор и на свободные выборы. В фестивальной программе сталкиваются несколько фильмов с диаметрально противоположным взглядом и оценкой нашего нынешнего страстного политического бурления.

Но кроме актуальных историй протестного движения «Сталкер» предложил множество картин на темы менее громкие, но не менее больные. История великой страны с «непредсказуемым прошлым», межнациональные отношения, свобода и несвобода творчества, вера и безверие, детские слезы и взрослое горькое молчание — это не только кино. Это жизнь, которую теперь можно останавливать и сохранять даже с помощью мобильного телефона. И еще это люди. Борцы и подвижники, которых, к счастью, не становится меньше и о которых мы теперь знаем с помощью этих — таких разных! — бурных и плавных, долгих и коротких, спокойных и страстных документальных фильмов.

Кадр из фильма «Яна богатырь»

Нынешний XVIII фестиваль собрал разнообразную конкурсную и внеконкурсную программы — всего 84 фильма. В конкурсе участвовало 49 картин. Все это серьезное кино, заставляющее думать зрителя, привыкшего к развлекательному и поверхностному кино, которым буквально напичкан телеэфир. Особенно ценно наличие в его программах документальных фильмов, имеющих куда меньше выходов на большой экран и широкую аудиторию. Всякий раз фильмы, участвующие в фестивальных программах, сопровождаются бурными дискуссиями.

На этот раз на открытии зрителю показали документальный фильм «Антон тут рядом» Любови Аркус. Ее герой Антон Харитонов, мальчик-аутист, фактически изолирован от большого мира, и этот мир не торопится ему навстречу. Ему предстоят долгие мытарства по интернатам и лечебным заведениям в поисках пристанища. Антон награжден призом «»Сталкер» за права человека», который ежегодно вручается героям документальных картин, жизнь которых отражена в кино или посвящена защите прав человека.

На фестивале каждый год работает жюри, в состав которого входят известные режиссеры—победители прежних лет. Кто-то из них работает в нем по несколько лет подряд, тем самым имея возможность оценивать фильмы и программы фестиваля в развитии. Председателя жюри здесь не назначают, его определяют члены жюри. Кто-то смотрит художественные картины, кто-то — документальные. Интересно, что режиссеры игрового кино часто предпочитают смотреть неигровое кино. В этом году в состав жюри вошли кинорежиссеры: В. Абдрашитов, В. Ахадов, А. Мурадов, А. Осипов, А. Симонов и продюсер Р. Фомина. На фестивале работало и жюри, состоящее из представителей правозащитных организаций.

В программе XVIII кинофестиваля «Сталкер» были представлены почти все самые заметные полнометражные игровые картины, снятые в России в 2012 году, так или иначе затрагивающие тему прав человека. Организаторы исходили из того, что нельзя подходить к ней с лобовых позиций и относить сюда исключительно фильмы, рассказывающие о том, как кого-то посадили в тюрьму, совершил человек преступление или нет. Тема имеет более широкий охват и несет в себе гуманистический посыл.

Кадр из фильма «Анатомия любви»

Хотя в программе «Сталкера», безусловно, нашли отражение непосредственные проблемы защиты прав человека, беженцев и мигрантов, наркозависимых и страдающих разными недугами людей, женщин и детей, молодого поколения, оказавшегося в сложных ситуациях, а также толерантного отношения к представителям разных национальностей. В конкурсе и вне конкурса были представлены как работы мастеров старшего и среднего поколения, таких, как А. Прошкин и А. Балабанов, так и фильмы, снятые молодыми режиссерами, обостренно чувствующими ток времени,— А. Мизгиревым, Р. Бальтцером, П. Руминовым и Н. Назаровой. Многие из этих картин были показаны на мировых и отечественных фестивалях и успели получить призы. При этом часть картин осталась абсолютно неизвестной российскому зрителю, имела ограниченный прокат.

В рамках фестиваля в Центральном доме журналиста прошел круглый стол на тему «Мой голос имеет значение», ставший открытым диалогом со студентами факультетов журналистики, правозащитниками и представителями СМИ. На нем обсуждались не только фильмы, показанные на фестивале, но и поднимались вопросы борьбы с дискриминацией, гендерного неравенства, ксенофобии в отношении мигрантов. Еще один круглый стол под названием «Материнство и детство в условиях несвободы» был посвящен проблемам женщин, находящихся в местах лишения свободы с детьми, и положению малолетних «узников поневоле». Продолжением темы стал фотопроект «Дети строгого режима» М. Кругляковой, представленный в Доме кино. В России 770 детей, родившихся за колючей проволокой и не виноватых в том, что их матери совершили преступления. Съемка велась в одной из женских колоний в Мордовии. Такого рода акции организовываются каждый год и вызывают особый интерес у зрителя.

Кадр из фильма «Пустой дом»

Теперь уже стало историей «Сталкера», когда на фестиваль приехали представители «Международной амнистии» — в зале яблоку негде было упасть. За отмену смертной казни публично выступали люди, чьи близкие стали жертвами преступлений. Благодаря деятельности многолетнего члена жюри «Сталкера» писателя А. Приставкина, возглавлявшего в свое время комиссию по помилованию при президенте России, произошли кардинальные изменения в судьбе одного солдата, приговоренного к смертной казни: благодаря фильму—участнику «Сталкера» «Три дня и больше никогда» удалось добиться его помилования. И вагон с чаем, который отправляли людям, находящимся в местах лишения свободы, и выпуск диска «Шансон малолеток», на котором представлено музыкальное творчество тех, кто отбывает наказание. Ребят из колонии привозили в Москву на презентацию, кое-кого даже под конвоем. Такие события часто производят гораздо более сильное впечатление, чем многие другие акции, поскольку имеют самое непосредственное отношение к тем, кто в силу тех или иных причин лишен целого ряда прав и свобод.

Кинофестиваль «Сталкер» продолжает жить и постоянно напоминает людям о том, что соблюдение прав человека зависит прежде всего от нас самих.