Государственное муниципальное предприятие уставной капитал

Унитарное предприятие

Унитарное предприятие – это коммерческая организация, которая не наделена собственником правом собственности на закреплённое за ней имущество.

Такие предприятия называются унитарными предприятиями, так как их имущество является неделимым и не может быть распределено по вкладам, паям, долям, акциям.

В такой форме могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия.

Фирменное наименование унитарного предприятия должно содержать указание на собственника его имущества.

В уставе должно быть четко указано, кому (Российской Федерации, какому конкретно субъекту Российской Федерации или органу местного самоуправления) принадлежит имущество унитарного предприятия на праве собственности. При этом имущество (соответственно, государственное или муниципальное) принадлежит унитарному предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Типы унитарных предприятий

Унитарные предприятия могут быть трёх типов:

  • федеральное государственное унитарное предприятие (ФГУП),

  • государственное предприятие субъекта Российской Федерации (ГУП);

  • муниципальное предприятие (МУП) — унитарное предприятие муниципального образования.

Сущность унитарного предприятия

Унитарность – это специфическая форма организации деятельности, которая характеризуется следующими признаками:

  • создание юридического лица с помощью выделения собственником определенного имущества;

  • сохранение за учредителем права собственности на передаваемое имущество;

  • закрепление имущества за юридическим лицом на праве хозяйственного ведения или оперативного управления;

  • неделимость передаваемого имущества;

  • отсутствие членства;

  • наличие единоличного органа управления.

Основные причины создания унитарных предприятий

К основным причинам, по которым создаются унитарные предприятия, необходимо отнести такие причины:

  • осуществление отдельных дотируемых видов деятельности и ведение отдельных производств, работающих с убытком;

  • осуществление деятельности по решению целого ряда социальных задач, в том числе реализации отдельных товаров, работ и услуг по минимальным ценам;

  • необходимость использования имущества, приватизация которого запрещена.

Цель деятельности унитарных предприятий

Так как в соответствии с п. 2 ст. 50 и ст. 113 Гражданского кодекса Российской Федерации унитарные предприятия являются коммерческими юридическими лицами, то их деятельность направлена на извлечение прибыли в пользу собственника имущества — государства или муниципального образования, а также для покрытия собственных расходов.

Кроме этого целью деятельности является не только извлечение прибыли, но и удовлетворение интересов государства, обеспечение государственных нужд.

При этом в зависимости от способа закрепления имущества выделяется два вида унитарных предприятий (п. 2 ст. 113 ГК РФ):

  • унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения (ст. 114 ГК РФ);

  • унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления (казённые предприятия; ст. 115 ГК РФ).

Учредительные документы унитарного предприятия

Учредительным документом унитарного предприятия являются:

  • решение об учреждении федерального государственного предприятия. Такое решение принимается Правительством Российской Федерации или федеральными органами исполнительной власти в соответствии с актами, определяющими компетенцию таких органов;

  • решение об учреждении государственного предприятия субъекта Российской Федерации или муниципального предприятия принимается уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления в соответствии с актами, определяющими компетенцию таких органов;

  • устав.

Документом, определяющим порядок управления унитарного предприятия, является его устав.

Устав унитарного предприятия

Учредительным документом унитарного предприятия считается устав организации, который утверждается министерством, ведомством или другим федеральным органом.

Устав государственного и муниципального предприятия должен содержать, кроме обычных сведений, характерных для каждого юридического лица, информацию о предмете и целях его деятельности, а также о величине уставного фонда организации.

Уставный фонд государственного унитарного предприятия

Размер уставного фонда государственного унитарного предприятия должен быть равен не менее чем 5000 МРОТ, а муниципального унитарного предприятия должен составлять не менее чем 1000 МРОТ.

Имущество унитарного предприятия

К способам использования имущества унитарного предприятия относятся использование имущества на праве:

  • хозяйственного ведения;

  • оперативного управления.

При способе хозяйственного ведения унитарное предприятие (ГУП, МУП) может распоряжаться закрепленным за ним имуществом , производимой продукцией и доходами от реализации товаров, работ или услуг самостоятельно, учитывая установленные законодательством действующие ограничения.

При способе оперативного управления унитарное предприятие (казенное предприятие) имеет право распоряжаться закрепленным за ним имуществом, выпускаемой продукцией и доходом от реализации товаров, работ или услуг только на основании согласия собственника.

Источники формирования имущества унитарного предприятия

Источниками формирования имущества унитарного предприятия являются:

  • имущество, которое передается предприятию на основании решения собственника для оплаты уставного фонда;

  • другое имущество, которое передается предприятию по решению собственника;

  • прибыль, которая была получена при осуществлении хозяйственной деятельности предприятия;

  • полученные кредитные и заемные средства;

  • начисленные суммы амортизационных отчислений;

  • осуществленные предприятием капитальные вложения;

  • полученные дотации из бюджета;

  • дивиденды (доходы), подлежащие уплате хозяйственными обществами и товариществами, в уставных капиталах которых есть доля предприятие;

  • добровольные взносы и пожертвования от организаций и граждан;

  • иные источники, не противоречащие законодательству РФ, в том числе, например доход от операций сдачи имущества в аренду.

Уставный фонд государственного и муниципального унитарного предприятия

  • Уставный фонд государственного и муниципального унитарного предприятия

    Уставный фонд формируется только на государственном и муниципальном унитарном предприятии, основанном на праве хозяйственного ведения. На казенном предприятии уставный фонд не формируется. Уставный фонд на государственном унитарном предприятии представляет собой вклад собственника (Российской…
    (Финансовое право России)

  • Уставный фонд формируется только на государственном и муниципальном унитарном предприятии, основанном на праве хозяйственного ведения. На казенном предприятии уставный фонд не формируется. Уставный фонд на государственном унитарном предприятии представляет собой вклад собственника (Российской…
    (ФИНАНСОВОЕ ПРАВО)
  • Государственные и муниципальные унитарные предприятия

    Согласно ГК РФ унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за собственником имущество. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия….
    (Финансы предприятия)

  • Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество, которое является неделимым и не может быть расширено по вкладам (долгам, паям), в том числе и между работниками предприятия, и находится в государственной…
    (Экономика строительства)
  • Фирменное наименование унитарных предприятий должно содержать указание на собственника имущества предприятия. В случаях, предусмотренных законом, унитарные предприятия в своем фирменном наименовании должны указывать также характер своей деятельности. Положения, касающиеся фирменного наименования унитарного…
    (Защита интеллектуальной собственности)
  • В. Государственные и муниципальные унитарные предприятия

    • Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятий….
    (Финансовый менеджмент)

  • Понятие финансов государственных и муниципальных унитарных предприятий

    Финансы предприятий, составной частью которых являются государственные и муниципальные предприятия, являются звеном финансовой системы Российской Федерации. Роль финансов предприятий в жизнедеятельности любого государства очень велика. Они обеспечивают не только материальное производство и социальную…
    (Финансовое право России)

  • Финансы государственных и муниципальных унитарных предприятий как объект финансово-правового регулирования

    Финансы государственных и муниципальных предприятий как объект финансово-правового регулирования представляют собой денежные отношения, связанные с формированием, распределением и использованием денежных доходов и накоплений этих субъектов. Будучи урегулированы нормами финансового права, они являются…
    (Финансовое право России)

  • Правовой режим распределения прибыли государственного и муниципального унитарного предприятия

    В результате распределения прибыли на государственном и муниципальном унитарном предприятии образуются внутрихозяйственные фонды предприятия, которые используются на его производственное и социальное развитие. Правовой режим распределения прибыли на казенном предприятии и предприятии, основанном…
    (Финансовое право России)

Вопрос от читательницы Клерк.Ру Ирины Александровой (г. Павловск)

Муниципальное унитарное предприятие: здание числится на балансе в составе основных средств, на его стоимость увеличивается уставный капитал, какие сделать проводки?

Унитарные предприятия вместо уставного (складочного) капитала учитывают уставный фонд, сформированный в установленном порядке.

Уставным фондом унитарного предприятия (в т.ч. муниципального) определяется минимальный размер его имущества, гарантирующего интересы кредиторов такого предприятия. Уставный фонд унитарного предприятия может формироваться за счет денег, а также ценных бумаг, других вещей, имущественных прав и иных прав, имеющих денежную оценку.

Увеличение уставного фонда унитарного предприятия допускается только после его формирования в полном объеме, в том числе после передачи предприятию недвижимого и иного имущества, предназначенного для закрепления за ним на праве хозяйственного ведения.
Согласно п. 4 ст. 9 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (далее — Закон N 161-ФЗ) сведения о размере его уставного фонда должен содержать устав государственного или муниципального предприятия.

📌 Реклама Отключить

Решение об увеличении уставного фонда унитарного предприятия может быть принято собственником его имущества только на основании данных утвержденной годовой бухгалтерской отчетности такого предприятия за истекший финансовый год (п. 3 ст. 14 Закона N 161-ФЗ).

Одновременно с принятием решения об увеличении уставного фонда унитарного предприятия собственник его имущества принимает решение о внесении соответствующих изменений в устав такого предприятия. Документы для государственной регистрации внесенных в устав унитарного предприятия изменений в связи с увеличением его уставного фонда, а также документы, подтверждающие увеличение его уставного фонда, должны быть представлены в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц (п. 4 ст. 14 Закона N 161-ФЗ).

Какого-либо специального порядка отражения в бухгалтерском учете операций, связанных с увеличением уставного фонда государственных и муниципальных унитарных предприятий, бухгалтерскими нормативными документами не предусмотрено. Поэтому, учитывая правовой статус имущества унитарного предприятия, этому предприятию рекомендуется самостоятельно разрабатывать порядок отражения операций, связанных с увеличением уставного фонда, в зависимости от условий его формирования.

📌 Реклама Отключить

В любом случае согласно Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета, утв. Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н, увеличение уставного фонда унитарного предприятия за счет вклада учредителя отражается по кредиту счета 80 в корреспонденции с дебетом счета учета расчетов с органом управления, учредившего унитарное предприятие, для расчетов с которым Инструкцией по применению Плана счетов предусмотрен субсчет 75-1 «Расчеты по выделенному имуществу», на сумму увеличения уставного фонда.

Что касается дальнейшей корреспонденции счетов по конкретной ситуации, то в вопросе не указано, на каких основаниях у унитарного предприятия на балансе оказалось здание – было ли оно приобретено за счет доходов предприятия от его деятельности или здание было передано учредителем сверх уставного фонда. Кроме того из содержания вопроса не представляется возможным определить производственную направленность здания – жилое или не жилое, помещения сдаются в аренду с разрешения собственника или используются как, например, заводские помещения в деятельности унитарного предприятия, порядок обложения деятельности предприятия НДС и т.д.

📌 Реклама Отключить

Учитывая множественность возможных вариантов, ответ будет основан на предположении, что в свое время унитарное предприятие за счет доходов от деятельности приобрело здание и использует его в деятельности, облагаемой НДС, как до принятия решения собственника об увеличении уставного фонда предприятия, так и после передачи здания в его уставный фонд. Амортизация начисляется линейным методом как в бухгалтерском, так и в налоговом учете.

Обозначения субсчетов, используемые в таблицах проводок.
К балансовому счету 01 «Основные средства»:
01.1 «Основные средства в эксплуатации»;
01.2 «Выбытие основных средств».
К балансовому счету 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям», субсчет 19.1 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным основным средствам»:
19.1.1 «НДС по приобретенным ОС, подлежащий вычету»;
19.1.3 «Восстановленный НДС».
К балансовому счету 68 «Расчеты по налогам и сборам»:
68.2 «Расчеты по налогу на добавленную стоимость»;
68.4 «Расчеты по налогу на прибыль организаций».

📌 Реклама Отключить

Учитывая условия примера, до принятия решения собственника об увеличении уставного фонда в бухгалтерском учете унитарного предприятия должны быть сделаны нижеследующие учетные записи.

Дебет

Кредит

Первичный документ

Отражены вложения в приобретенное здание 08.4 60 Отгрузочные документы продавца
Отражена сумма НДС, предъявленная продавцом 19.1.1 60 Счет-фактура
Принята к вычету сумма НДС 68.2 19.1.1 Счет-фактура
Здание введено в эксплуатацию 01.1 08.4 Свидетельство о праве хозяйственного ведения*,
Акт о приеме-передаче объекта основных средств, Инвентарная карточка учета объекта основных средств
Произведена оплата стоимости здания 60 51 Выписка банка по расчетному счету
Начислены амортизационные отчисления 20 (26 и др.) 02 Бухгалтерская справка-расчет

* — Имущество, приобретенное унитарным предприятием по договору купли-продажи или иным основаниям, поступает в хозяйственное ведение предприятия в порядке, установленном для приобретения права собственности (п. 2 ст. 299 ГК РФ). В этом случае возникает право хозяйственного ведения предприятия, которое влечет возникновение права публичной собственности на это имущество. 📌 Реклама Отключить

Именно поэтому государственную регистрацию права хозяйственного ведения унитарного предприятия на объекты недвижимого имущества, приобретенные по договору или иным основаниям, рекомендовано осуществлять одновременно с государственной регистрацией права государственной или муниципальной собственности на данные объекты (п. 2 Методических рекомендаций о порядке государственной регистрации прав на создаваемые, созданные, реконструированные объекты недвижимого имущества, утв. Приказом Росрегистрации от 08.06.2007 N 113).

В то же время Закон N 161-ФЗ предусматривает только два источника для увеличения уставного фонда: имущество, вносимое собственником, и чистую прибыль (п.2 ст.14).

Для справки.

В бухгалтерском учете унитарного предприятия, как у любой коммерческой организации, прибыль формируется полностью по окончании года. Поэтому прибыль текущего года для увеличения уставного фонда не может быть использована.

📌 Реклама Отключить

После принятия собственником решения об увеличении уставного фонда у права хозяйственного ведения на здание, находящееся на балансе унитарного предприятия изменится статус – с права, приобретенного в ходе хозяйственной деятельности, на право, внесенное в уставный фонд, т.е. в отношении описываемого здания одно право прекратится, а другое возникает.

Для справки

Право хозяйственного ведения имуществом прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены ГК РФ, другими законами и иными правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия по решению собственника (п. 3 ст. 299 ГК РФ).

Право хозяйственного ведения на имущество, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием, возникает у этого предприятия с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника (п. 1 ст. 299 ГК РФ).

📌 Реклама Отключить

В рассматриваемой ситуации собственник распорядился принадлежащим ему имуществом (зданием) следующим образом – сначала «изъял» его у унитарного предприятия, а затем передал этому же унитарному предприятию на праве хозяйственного ведения то же здание для увеличения уставного фонда.

Передача учредителю имущества по его распоряжению не признается объектом налогообложения по НДС на основании п.п. 5 п. 2 ст. 146 НК РФ. В связи с этим часть суммы НДС, принятой к вычету после покупки здания, организация обязана восстановить. Восстановлению подлежит НДС, относящийся к остаточной стоимости переданного основного средства, которая определяется по данным бухгалтерского учета (п.п. 4 п. 2, ст. 170 НК РФ).

При прекращении права хозяйственного ведения объект основных средств списывается с баланса организации. Остаточная стоимость здания, передаваемого собственнику, в бухгалтерском учете унитарного предприятия признается в составе прочих расходов и отражается по дебету счета 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 91-2 «Прочие расходы», в корреспонденции с кредитом счета 01 (п. п. 29, 31 ПБУ 6/01, п. 11 ПБУ 10/99, см. также Письмо Минфина России от 21.08.2003 N 16-00-22/11). Также в составе прочих расходов учитывается восстановленная сумма НДС, которую организация не может принять к вычету в связи с передачей объекта ОС собственнику.

📌 Реклама Отключить

При безвозмездной передаче объекта ОС учредителю расходы, связанные с передачей, не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль. Такими расходами в данном случае являются остаточная стоимость передаваемого здания, а также сумма восстановленного НДС, которую организация не может принять к вычету в связи с этой передачей (п. 16 ст. 270 НК РФ, см. также Письмо Минфина России от 20.02.2007 N 03-03-06/4/16).

Расходы, формирующие бухгалтерскую прибыль (убыток) отчетного периода, но не учитываемые при определении налоговой базы по налогу на прибыль как отчетного, так и последующих отчетных периодов, приводят к возникновению постоянной разницы (ПР) и соответствующего ей постоянного налогового обязательства (ПНО) (п. п. 4, 7 Положения по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций» ПБУ 18/02, утв. Приказом Минфина России от 19.11.2002 N 114н).

📌 Реклама Отключить

Учитывая изложенное, в бухгалтерском учете унитарного предприятия рекомендуется отразить следующие записи.

Дебет

Кредит

Первичный документ

Списана первоначальная стоимость здания 01.2 01.1 Распоряжение собственника,
Акт передачи здания собственнику
Списана сумма амортизации, начислен-ная за время эксплуатации здания 02 01.2
Списана остаточная стоимость здания 91.2 01.2
Восстановлена сумма НДС в части, относящейся к остаточной стоимости здания 19.1.3 68.2 Бухгалтерская справка-расчет
Восстановленная сумма НДС признана в составе прочих расходов 91.2 19.1.3 Бухгалтерская справка
Отражено ПНО 99 68.4 Бухгалтерская справка-расчет

Зафиксированный в уставе размер уставного фонда унитарного предприятия на дату государственной регистрации изменений в устав отражается, как уже отмечалось выше, по дебету счета 75 «Расчеты с учредителями», субсчет 75.1 «Расчеты по выделенному имуществу», и кредиту счета 80 «Уставный капитал» 📌 Реклама Отключить

При поступлении объекта ОС в счет вклада в уставный фонд объект ОС принимается к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости, которой признается его денежная оценка, установленная учредителем унитарного предприятия. При вводе объекта ОС в эксплуатацию его стоимость списывается со счета 08, субсчет 08.4, в дебет счета 01 «Основные средства» (п. п. 4, 5, 7, 9 ПБУ 6/01, п. 28 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утв. Приказом Минфина России от 13.10.2003 N 91н, Инструкция по применению Плана счетов).

В бухгалтерском учете стоимость объектов ОС погашается посредством начисления амортизации (п. 17 ПБУ 6/01, п. 49 Методических указаний) одним из способов, установленных п. 18 ПБУ 6/01).
Для целей налогового учета амортизируемое имущество, полученное унитарным предприятием от собственника имущества в хозяйственное ведение, подлежит амортизации у этого предприятия в порядке, установленном гл. 25 НК РФ (п. 1 ст. 256, п. 1 ст. 257 НК РФ).

📌 Реклама Отключить

Срок полезного использования объектов основных средств определяется организацией с учетом положений ст. 258 НК РФ и Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы, утв. Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 N 1.
Амортизация при линейном методе начисления рассчитывается в порядке, установленном п. 2 ст. 259.1 НК РФ.

Для справки.

Если унитарное предприятие получило от собственника объекты основных средств, бывшие в употреблении, то в целях применения линейного метода начисления амортизации по этим объектам оно вправе определять норму амортизации с учетом срока полезного использования, уменьшенного на количество лет (месяцев) эксплуатации данного имущества предыдущими собственниками. При этом срок полезного использования данных основных средств может быть определен как установленный предыдущим собственником этих основных средств срок их полезного использования, уменьшенный на количество лет (месяцев) эксплуатации данного имущества предыдущим собственником (п. 7 ст. 258 НК РФ).

📌 Реклама Отключить

При этом данные объекты основных средств включаются в состав той амортизационной группы (подгруппы), в которую они были включены у предыдущего собственника (п. 12 ст. 258 НК РФ). Аналогичный вывод следует из Письма Минфина России от 02.04.2007 N 03-03-06/4/34.
В то же время, по мнению Минфина России (Письмо от 10.10.2005 N 03-03-04/4/60), унитарное предприятие не может воспользоваться правом на амортизационную премию, предусмотренную п. 9 ст. 258 НК РФ.

В рассматриваемой ситуации, если исходить из предположения, что по данным налогового учета передающей стороны стоимость объектов ОС соответствует их стоимости, указанной собственником в передаточных документах, т.е. суммы начисленной амортизации в бухгалтерском и налоговом учете совпадают, то у организации не будет возникать разниц, определяемых в порядке, установленном ПБУ 18/02.

Учитывая изложенное, при передаче здания в уставный фонд в бухгалтерском учете унитарного предприятия рекомендуется отразить следующие записи.

📌 Реклама Отключить

Административно — правовой статус предприятий и учреждений определяется Гражданским кодексом Российской Федерации, законами и иными нормативными актами (положениями, уставами и т.п.).

Под предприятием понимается хозяйственная организация, образованная для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.

В зависимости от видов собственности предприятия подразделяются на государственные; муниципальные; предприятия находящиеся в собственности общественных объединений, иностранных государств, юридических и физических лиц, а также предприятия образованные на базе смешанных форм собственности.

По значению и организационной форме государственные предприятия подразделяются на общефедеральные (в том числе казенные, унитарные и др.) и предприятия субъектов Федерации.

По виду выпускаемой продукции и оказания услуг, то есть по отраслевой специализации, предприятия подразделяются на промышленные (заводы, фабрики, шахты, комбинаты и др.); строительные (строительно-монтажные управления, строительные кооперативы и др.); транспортные (железнодорожные станции, вагоноремонтные заводы, депо, пароходства, аэропорты и др.); связи (телеграфы, почтамты, узлы связи и до.); торговли (универмаги, специализированные магазины, торговые базы и др.); жилищно-коммунальные (предприятия по газоснабжению, энергосети, благоустройству и др.).

Предприятия могут объединяться в концерны, союзы, ассоциации и другие объединения на договорной основе.

Учреждением признается организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично.

К учреждениям, осуществляющим управленческие функции, относятсяорганы государственной власти (аппараты представительных органов, органы исполнительной власти – министерства, комитеты, управления, отделы и т.п., аппараты судебных органов, прокуратуры и др.).

Учрежденияподразделяются на виды по разным основаниям: по форме собственности (государственные, муниципальные, частные и др.); по масштабу и значению своей деятельности (общефедеральные, субъектов Федерации, муниципальные); и характеру и сфере деятельности. По последнему основанию выделяют учреждения:

— образования (школы и иные образовательные учреждения);

-науки (академии наук, научно-исследовательские институты и др.);

-культуры (театры, музеи, библиотеки и др.)

— здравоохранения (больницы, поликлиники и др.);

— социальной защиты (интернаты для престарелых, школы-интернаты и др.).

2.4. Нормы права, определяющие административно-правовой статус предприятий и учреждений, устанавливают:

— общий порядок их взаимоотношений с исполнительными органами государственной власти;

— государственную регистрацию предприятий и учреждений;

— порядок производства регистрации и основания отказа регистрации;

— общеобязательный порядок ведения и предоставления бухгалтерской и статистической отчетности государственными органами, необходимой для налогообложения и ведения общегосударственной экономической информации.

Административно-правовой статус государственных предприятий и учреждений имеет свои особенности. К ним относится, прежде всего, то, что они являются собственностью государства.

Руководство государственными предприятиями и учреждениями осуществляют должностные лица, назначаемые компетентными государственными органами и обладающие государственно-властными полномочиями.

Порядок образования и ликвидации предприятий и учреждений регламентируется законодательством. Они могут быть созданы по решению собственника или уполномоченного органа.

2.5.Государственные служащие.

Федеральным государственным служащим является гражданин РФ, исполняющий в установленном законодательством порядке обязанности на государственной должности за денежное вознаграждение за счёт федерального бюджета или средств соответствующего субъекта РФ.

Должность — основа характеристики правового положения служащего.

Федеральная государственная должность — это учрежденная в установленном порядке компетентным органом первичная структурная (организационная) единица, отражающая содержание и объём полномочий занимающего ее лица, получающего за свой труд денежное вознаграждение за счёт федерального бюджета. Исходя из этого, внутренняя структура любого государственного органа рассматривается как определённая система различных по своему характеру и уровню должностей. Чёткое определение статуса должности, характеризующей официальное положение и социальную правовую роль служащего в государственном органе, необходимо в первую очередь для определения его дееспособности как субъекта права.

2.6. Государственная служба организуется и действует на основе ряда принципов: законности; обязательности для государственных служащих решений, принятых вышестоящими органами и руководителями в пределах их полномочий и в соответствии с законодательством Российской Федерации; приоритета прав и свобод человека и гражданина; вне партийности государственной службы; равного доступа граждан РФ к государственной службе в соответствии со своими способностями и профессиональной подготовкой без какой-либо дискриминации; ответственности за не исполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных (служебных) обязанностей; социальной защищённости государственных служащих; стабильности государственной службы.

Необходимым условием реализации государственно-служебных отношений является определение не только должностного положения каждого государственного служащего, но и других участников государственно-служебных правоотношений — особенно конкретных государственных органов и должностных лиц, которым предоставлено право осуществлять приём граждан на государственную службу и перемещать их по службе, а также установление форм и методов решения этих вопросов.

2.7. Для нормального функционирования государственной службы необходима государственная кадровая политика — совокупность принципов и норм, которыми руководствуется государство в своей деятельности по подготовке, подбору, расстановке и оценке деятельности государственных служащих.

2.8. Государственно-служебные отношения делятся на внутренние и внешние.

Внутриорганизационные правоотношения возникают у каждого государственного служащего на основе законодательства в связи с замещением государственной должности.

Внешними считаются государственно-служебные отношения складываются между государственным служащим и другими субъектами (гражданами, государственными и не государственными организациями) в связи с осуществлением им своих должностных полномочий.

2.9. В зависимости от объёма полномочий государственные должности делятся на пять групп:

— высшие государственные должности государственной службы (5-ая группа);

— главные государственные должности государственной службы (4-ая группа);

— ведущие государственные должности государственной службы (3-ая группа);

— старшие государственные должности государственной службы (2-ая группа);

— младшие государственные должности государственной службы (1-ая группа).

2.10. Должностные обязанности и права — это установленные и гарантированные государством меры должного и возможного поведения государственного служащего в области государственно-служебных отношений. Законодательством определены порядок приёма на государственную службу, прохождение испытательного срока, особенности условий государственной службы, порядок проведения аттестации, замещения должностей и присвоение классных чинов, и другие вопросы прохождения службы.

2.11.Прекращение государственной службы может происходить по таким основаниям, как:

— отставка государственного служащего (по достижении предельного для службы возраста, по заявлению о его добровольной отставки в связи с достижением возраста, при котором назначается пенсия на общих основаниях и др.);

— увольнение служащего в связи с утратой гражданства России;

— за невыполнение или ненадлежащее выполнение служащим возложенных на него обязанностей;

— призыв служащего на военную службу или поступление его в учебное заведение;- перевод служащего с его согласия, на службу в другой государственный орган;

— отказ служащего от перевода на службу в другую местность вместе с государственным органом, а равно отказ от продолжения службы в данном органе в связи с изменением существенных условий службы.

Особыми видами федеральной государственной службы являются:

— военная служба;

— государственная служба сотрудников органов внутренних дел;

— государственная служба в федеральных органах налоговой полиции. Соответствующие государственно-служебные отношения регулируются законами и иными нормативными актами.