Федеральный закон 164 ФЗ

Содержание

Статья 14. Недискриминационное применение количественных ограничений

12

1. В случае, если настоящим Законом допускается установление количественных ограничений внешней торговли товарами, такие ограничения применяются вне зависимости от страны происхождения товара, если иное не предусмотрено настоящим Законом.

2. В случае, если при установлении количественных ограничений импорта товара проводится распределение долей импорта товара между заинтересованными иностранными государствами, принимается во внимание импорт товара из таких государств в предшествующий период.

3. Положения пунктов 1 и 2 настоящей статьи могут не применяться в отношении товара, происходящего с территории иностранного государства (групп иностранных государств), с которым у Республики Беларусь нет взаимных договорных обязательств о предоставлении режима не менее благоприятного, чем режим, предоставляемый другим государствам (группам государств).

4. Положения настоящей статьи не применяются к мерам по защите экономических интересов Республики Беларусь при осуществлении внешней торговли товарами в соответствии со статьей 19 настоящего Закона.

5. Положения пунктов 1 и 2 настоящей статьи не препятствуют соблюдению обязательств в соответствии с действующими международными договорами Республики Беларусь о приграничной торговле, таможенном союзе или зоне свободной торговли.

Статья 15. Распределение квот на внешнюю торговлю товарами

При принятии решения о введении квоты на внешнюю торговлю товарами Президент Республики Беларусь или по его поручению Правительство Республики Беларусь определяют метод и порядок распределения квоты. Распределение квоты осуществляется исходя из принципов равноправия участников внешнеторговой деятельности в отношении получения квоты и их недискриминации по признакам формы собственности, места регистрации и положения на рынке.

Статья 16. Исключительное право на осуществление внешней торговли отдельными видами товаров

1. Право на осуществление внешней торговли отдельными видами товаров может ограничиваться путем закрепления за государством исключительного права на осуществление внешней торговли отдельными видами товаров, которое реализуется уполномоченными Президентом Республики Беларусь государственными органами, организациями, гражданами Республики Беларусь.

2. Перечень отдельных видов товаров, на осуществление внешней торговли которыми предоставляется исключительное право, определяется Президентом Республики Беларусь или по его поручению Правительством Республики Беларусь.

3. Лица, указанные в пункте 1 настоящей статьи, которым предоставлено исключительное право на осуществление внешней торговли отдельными видами товаров, совершают сделки по внешней торговле отдельными видами товаров, основываясь на принципе недискриминации и руководствуясь правом, коммерческими соображениями и интересами Республики Беларусь.

Закон о торговле. Вопросы дискриминации

Евгений Мушта, старший юрист компании «Пепеляев Групп».

Закон о торговле действует не так давно (скоро будет три года с момента его принятия), но судебная практика по нему уже начала формироваться. Наибольшей популярностью со стороны Федеральной антимонопольной службы России пользуется «несчастливая» 13-я статья Закона, которая устанавливает антимонопольные правила для двух основных групп участников торговой деятельности — торговых сетей и поставщиков продовольственных товаров.

Организационные и правовые основы защиты конкуренции в Российской Федерации определены Федеральным законом «О защите конкуренции» от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ (далее — Закон о защите конкуренции). Часть 1 ст. 2 данного Закона допускает регулирование отношений, связанных с защитой конкуренции, иными федеральными законами. К числу таких нормативных актов относится и Федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» от 28 декабря 2009 г. N 381-ФЗ (далее — Закон о торговле). В соответствии с ним формирование конкурентной среды — одно из главных условий, которое способствует развитию торговой деятельности (ч. 2 ст. 1 Закона о торговле).

Антимонопольные правила (требования) для хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность и поставки продовольственных товаров, сформулированы в ст. ст. 13 — 15 Закона о торговле.

По данным Федеральной антимонопольной службы России в рамках мониторинга реализации положений Закона о торговле антимонопольные органы выявили 904 нарушения Закона о торговле, из них по ст. 9 — 373 нарушения, по ст. 13 — 511, по ст. 15 — 20 <1>.

<1> См.: Протокол экспертного совета при Федеральной антимонопольной службе России по развитию конкуренции в сфере розничной торговли от 27 октября 2011 г. N 2 (http://www.fas.gov.ru/community-councils/community-protocols_149.html).

Наибольшее количество нарушений ст. 13 Закона выразилось во включении в договоры поставки продовольственных товаров дискриминационных условий (п. 1 ч. 1 ст. 13) <1>.

<1> См.: там же.

Анализ судебной практики также свидетельствует о том, что подавляющее число споров, связанных с применением Закона о торговле, обусловлено вменением антимонопольными органами участникам торговой деятельности (как правило, торговым сетям) нарушения п. 1 ч. 1 ст. 13 Закона о торговле путем создания дискриминационных условий договора поставки.

Как правило, дискриминационный характер условий договора усматривается антимонопольным органом в установлении торговой сетью неодинаковых условий договора для всех поставщиков (поставщиков одной группы товаров, поставщиков одного и того же товара).

Например, неодинакового размера вознаграждения (бонуса), выплачиваемого в связи с приобретением торговой сетью определенного количества продовольственных товаров у поставщика, или неодинаковых размера стоимости услуг, связанных с продвижением товара, и (или) сроков оплаты поставленных товаров.

Иначе говоря, антимонопольные органы считают, что торговая сеть должна обеспечить равные условия для всех своих контрагентов. Обоснованность такого подхода представляется крайне спорной.

Понятийные разночтения

Антимонопольные положения ст. 13 Закона о торговле применяются во взаимосвязи с положениями Закона о защите конкуренции. В частности, поскольку Закон о торговле не содержит специального определения для термина «дискриминационные условия», его толкование должно основываться на Законе о защите конкуренции.

Согласно п. 8 ст. 4 Закона о защите конкуренции под дискриминационными понимаются условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект (или несколько субъектов) поставлен в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом (субъектами).

Из содержания данной нормы следует, что определение дискриминационного характера того или иного условия договора поставлено в зависимость от положения, в котором находится хозяйствующий субъект (контрагент торговой сети) по отношению к другим хозяйствующим субъектам (контрагентам). Иными словами, дискриминация может иметь место при любых условиях договора — равных или неравных. Поэтому в соответствующем споре вопрос о равенстве договорных условий неизбежно выносится за пределы предмета доказывания.

Этот, казалось бы, очевидный подход к термину «дискриминационные условия» чуть было не получил новое толкование в судебной практике. Так, в одном из споров суд первой инстанции не стал руководствоваться нормативным определением термина «дискриминационные условия», требующим доказывания того, что контрагент хозяйствующего субъекта поставлен в неравное положение по сравнению с иными контрагентами <1>.

<1> См.: решение Арбитражного суда г. Москвы по делу N А40-10728/2011-119-106.

По мнению суда, поддержавшего доводы антимонопольного органа, дискриминация как экономическое явление может заключаться в нарушении баланса интересов между участниками торговой сделки. То есть для вывода о создании дискриминационных условий достаточно установить, что определенное условие договора является невыгодным для контрагента и ущемляет его интересы. При этом сравнивать положение контрагента с положением иных контрагентов нет необходимости.

Согласиться со столь неоправданно вольной трактовкой сложно <1>. Следует отметить, что такие случаи единичны. В подавляющем большинстве случаев арбитражные суды последовательно придерживаются нормативного определения термина «дискриминационные условия» <2>.

<1> Данные доводы антимонопольного органа впоследствии были признаны необоснованными судами апелляционной и кассационной инстанций.
<2> См., например: судебные акты по делам N А03-3143/2011, А03-5564/2011, А08-1106/2012, А09-5591/2011, А27-2209/2011, А45-12199/2011, А45-13588/2011, А56-1963/2012, А56-55379/2011, А64-7738/2011, А70-1753/2012, А70-2206/2012, А79-742/2011, А79-742/2011.

Дискриминацию следует доказать

Существует два подхода к определению признаков дискриминации в торговых сделках. Антимонопольные органы считают достаточным установить факт неравенства однородных договорных условий. Суды требуют от антимонопольного ведомства доказать совокупность определенных обстоятельств.

Рассматривая «дискриминационные» споры, суды, в частности, исходят из того, что антимонопольному органу необходимо доказать следующие обстоятельства.

Так, суды указывают на то, что само по себе установление торговой сетью неравных договорных условий для своих поставщиков (поставщиков одной группы товаров, поставщиков одного и того же товара) не может рассматриваться в качестве доказательства дискриминационного характера таких условий.

Конкуренция как экономическая и правовая категория, защиту которой обеспечивают нормы ст. 13 Закона о торговле, предполагает исследование вопроса, имеет ли тот или иной хозяйствующий субъект возможность в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Следовательно, антимонопольный орган, чтобы доказать дискриминационный характер условия договора с одним контрагентом, отличающегося от аналогичного условия договора с другим, должен установить, что у хозяйствующего субъекта существенно изменилась (снизилась) возможность самостоятельно соперничать с другими хозяйствующими субъектами на соответствующем товарном рынке (или имеется реальная угроза такого изменения). Кроме того, требуется выявить причинно-следственную связь между конкретным условием договора и такими последствиями.

Иными словами, должно быть установлено, что изменение положения хозяйствующего субъекта на соответствующем товарном рынке является прямым следствием включения в договор условия, рассматриваемого как дискриминационное, и не вызвано какими-либо другими обстоятельствами.

Необходимость доказывания данных обстоятельств обязывает антимонопольный орган определить товарный рынок по продуктовому, географическому, субъектному и временному критериям <1>. Ничего этого не делается: антимонопольные органы, как правило, ограничиваются констатацией неравенства договорных условий.

<1> См., например: Постановление 8 ААС от 1 августа 2012 г. по делу N А70-2206/2012, Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 17 января 2012 г. по делу N А79-742/2011, Постановление ФАС Центрального округа от 18 мая 2012 г. по делу N А09-5591/2011.

Вместе с тем нельзя не учитывать тот факт, что контрагенты торговой сети изначально неодинаковы в силу разных причин экономического характера. При таких обстоятельствах формальное равенство условий договора, напротив, способно поставить их в неравное положение.

Еще одним обстоятельством, подлежащим исследованию по делам о дискриминации, является необходимость установления тождества сделок, являющихся предметом анализа и сопоставления. Это обязывает антимонопольный орган не просто установить относительное тождество предмета поставки (например, установить, что в обоих случаях речь идет о поставках молочной продукции), но и доказать эквивалентность сравниваемых сделок с точки зрения их экономического результата (выгодности).

При этом следует учитывать то обстоятельство, что в коммерческой сделке относительная «невыгодность» того или иного условия зачастую компенсируется «выгодностью» другого, что в конечном счете обеспечивает сторонам сделки равноценность получаемого блага и встречного удовлетворения. Допустим, «невыгодные» условия о сроках оплаты товара компенсируются встречным обязательством приобретать товар в определенном, не менее оговоренного, объеме. Аналогичные по сути положения содержатся в конкурентном праве Евросоюза. Статья 85 Договора об учреждении Европейского экономического сообщества 1957 г. запрещает применение неодинаковых условий к идентичным сделкам с различными торговыми партнерами, при которых последние ставятся в неблагоприятные условия конкуренции.

Кроме того, следуя разъяснениям Высшего Арбитражного Суда РФ <1>, суды указывают, что дискриминационный характер условий договора может быть доказан только в том случае, когда установлено, что торговая сеть заведомо специально поставила своего контрагента в неравное по сравнению с другими контрагентами положение. Неравные условия, которые являются предметом соглашения между торговой сетью и ее контрагентом и добровольно включены ими в договор, не могут считаться дискриминационными <2>.

<1> Согласно п. 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 30 июня 2008 г. N 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства», при оценке действий хозяйствующего субъекта на предмет соблюдения требований антимонопольного законодательства следует учитывать положения ст. 10 Гражданского кодекса РФ, ч. 2 ст. 10, ч. 1 ст. 13 Закона о защите конкуренции. В частности, нужно определить, совершены ли данные действия в допустимых пределах осуществления гражданских прав либо они налагают на контрагентов неразумные ограничения и ставят контрагентам необоснованные условия для реализации их прав.
<2> См., например: судебные акты по делам N А03-3143/2011, А08-1106/2012, А09-5591/2011, А45-13588/2011, А56-1963/ 2012, А56-55379/2011.

Идем верным путем

Таким образом, уже сейчас, несмотря на недолгий срок существования Закона о торговле, наметились правовые подходы к определению признаков дискриминации в торговых сделках.

С одной стороны, антимонопольные органы считают достаточным установить факт неравенства однородных договорных условий. С другой стороны, суды требуют от антимонопольного органа доказать совокупность определенных обстоятельств (как правило, он этого не делает).

Конечно, делать выводы об устоявшейся судебной практике по этой категории споров еще рано. Впереди долгие годы проб и ошибок, в том числе и судебных. Однако уже сейчас понятно, что практика рассмотрения «дискриминационных» споров находится на верном пути.

Ведь если признать правильной трактовку дискриминации, которую дают антимонопольные органы, целью заключения договоров будет не взаимовыгодное сотрудничество, а поиск контрагентов, работающих на одинаковых условиях с уже имеющимися поставщиками и покупателями <1>, что в итоге неминуемо приведет к абсолютному равенству однородных условий на всей территории Российской Федерации.

<1> См., например: Постановление 7 ААС от 13 сентября 2011 г. по делу N А03-3143/2011, Постановление 7 ААС от 28 декабря 2011 г. по делу N А45-12199/2011, Постановление 8 ААС от 1 августа 2012 г. по делу N А70-2206/2012, Постановление ФАС Центрального округа от 18 мая 2012 г. по делу N А09-5591/2011.

В такой ситуации будет правомерным вопрос о наличии глобального картеля, поддерживающего, например, идентичные ставки (размеры) вознаграждения (бонуса), которое выплачивается в связи с приобретением определенного количества продовольственных товаров. Очевидно, что это противоречит целям, во исполнение которых был принят Закон о торговле: развитию торговой деятельности для удовлетворения потребностей отраслей экономики в произведенной продукции, обеспечению доступности товаров для населения, формированию конкурентной среды.

Все вышеуказанное вовсе не означает, что необходимо полное дерегулирование торговой деятельности. Закон о торговле призван обеспечить баланс интересов двух основных групп участников торговой деятельности — торговых сетей и поставщиков продовольственных товаров.

В этой связи в Законе о торговле вполне оправданна ст. 9, которой установлен определенный перечень императивных требований, предъявляемых к содержанию договора поставки продовольственных товаров. Использование же инструментов антимонопольного контроля, особенно без учета наличия рыночной власти у участника торговой деятельности <1>, было ошибкой законодателя, которую еще можно исправить.

<1> Формулируя антимонопольные запреты и ограничения и адресуя их в равной степени как торговым сетям, так и их контрагентам — поставщикам продовольственных товаров, законодатель не поставил их в прямую зависимость от наличия у соответствующего хозяйствующего субъекта возможности в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке.

Федеральный закон «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» от 08.12.2003 N 164-ФЗ (последняя редакция)

8 декабря 2003 года N 164-ФЗ
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОБ ОСНОВАХ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Принят Государственной Думой 21 ноября 2003 года Одобрен Советом Федерации 26 ноября 2003 года

Список изменяющих документов

(в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 22.07.2005 N 117-ФЗ, от 02.02.2006 N 19-ФЗ, от 03.11.2010 N 285-ФЗ, от 08.12.2010 N 336-ФЗ, от 11.07.2011 N 200-ФЗ, от 06.12.2011 N 409-ФЗ, от 28.07.2012 N 137-ФЗ, от 30.11.2013 N 318-ФЗ, от 13.07.2015 N 233-ФЗ, от 28.11.2018 N 452-ФЗ, от 01.05.2019 N 83-ФЗ) (см. Обзор изменений данного документа)

  • Глава 1. Общие положения
    • Статья 1. Цели и сфера применения настоящего Федерального закона
    • Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
    • Статья 3. Законодательство Российской Федерации о внешнеторговой деятельности
    • Статья 4. Основные принципы государственного регулирования внешнеторговой деятельности
    • Статья 5. Торговая политика Российской Федерации
  • Глава 2. Полномочия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области внешнеторговой деятельности
    • Статья 6. Полномочия федеральных органов государственной власти в области внешнеторговой деятельности
    • Статья 6.1. Передача осуществления полномочий федеральных органов исполнительной власти в области внешнеторговой деятельности органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации
    • Статья 7. Утратила силу
    • Статья 8. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области внешнеторговой деятельности
    • Статья 8.1. Полномочия органов местного самоуправления в области внешнеторговой деятельности
    • Статья 9. Взаимодействие федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации
  • Глава 3. Участники внешнеторговой деятельности
    • Статья 10. Российские лица и иностранные лица как участники внешнеторговой деятельности
    • Статья 11. Участие Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в осуществлении внешнеторговой деятельности
  • Глава 4. Основные положения государственного регулирования внешнеторговой деятельности
    • Статья 12. Методы государственного регулирования внешнеторговой деятельности
    • Статья 13. Полномочия органов государственной власти Российской Федерации в области государственного регулирования внешнеторговой деятельности
    • Статья 14. Заключение международных торговых договоров и иных договоров Российской Федерации в области внешнеэкономических связей
    • Статья 15. Гласность в разработке мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности
    • Статья 16. Вступление в силу нормативных правовых актов в области внешнеторговой деятельности
    • Статья 17. Защита информации
    • Статья 18. Право на обжалование решения, действия (бездействия) государственного органа или его должностного лица
  • Глава 5. Государственное регулирование внешнеторговой деятельности в области внешней торговли товарами
    • Статья 19. Таможенно-тарифное регулирование
    • Статья 20. Нетарифное регулирование
    • Статья 21. Количественные ограничения, устанавливаемые Правительством Российской Федерации в исключительных случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации
    • Статья 22. Недискриминационное применение количественных ограничений
    • Статья 23. Распределение квоты
    • Статья 24. Лицензирование в сфере внешней торговли товарами
    • Статья 25. Наблюдение за экспортом и (или) импортом отдельных видов товаров
    • Статья 26. Исключительное право на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров
    • Статья 27. Специальные защитные меры, антидемпинговые меры и компенсационные меры
    • Статья 28. Предотгрузочная инспекция
    • Статья 29. Национальный режим в отношении товаров, происходящих из иностранных государств
    • Статья 30. Платежи, взимаемые в связи с импортом и экспортом товаров
    • Статья 31. Свобода международного транзита
    • Статья 32. Меры, затрагивающие внешнюю торговлю товарами и вводимые исходя из национальных интересов
  • Глава 6. Государственное регулирование внешнеторговой деятельности в области внешней торговли услугами
    • Статья 33. Внешняя торговля услугами
    • Статья 34. Национальный режим в отношении внешней торговли услугами
    • Статья 35. Меры, затрагивающие внешнюю торговлю услугами и вводимые исходя из национальных интересов
  • Глава 7. Государственное регулирование внешнеторговой деятельности в области внешней торговли интеллектуальной собственностью
    • Статья 36. Внешняя торговля интеллектуальной собственностью
  • Глава 8. Особые виды запретов и ограничений внешней торговли товарами, услугами и интеллектуальной собственностью
    • Статья 37. Запреты и ограничения внешней торговли товарами, услугами и интеллектуальной собственностью в целях выполнения резолюций Совета Безопасности Организации Объединенных Наций, предусматривающих введение, изменение, приостановление или отмену принудительных мер
    • Статья 38. Ограничение внешней торговли товарами, услугами и интеллектуальной собственностью в целях поддержания равновесия платежного баланса Российской Федерации
    • Статья 39. Ограничение внешней торговли товарами, услугами и интеллектуальной собственностью, связанное с мерами валютного регулирования
    • Статья 40. Ответные меры
  • Глава 9. Особые режимы осуществления внешнеторговой деятельности
    • Статья 41. Приграничная торговля
    • Статья 42. Особые экономические зоны
  • Глава 10. Государственное регулирование внешнеторговых бартерных сделок
    • Статья 43. Меры в отношении внешнеторговых бартерных сделок
    • Статья 44. Порядок контроля за осуществлением внешнеторговых бартерных сделок и их учета
    • Статья 45. Особенности осуществления внешнеторговых бартерных сделок
  • Глава 11. Содействие развитию внешнеторговой деятельности
    • Статья 46. Мероприятия, содействующие развитию внешнеторговой деятельности
    • Статья 46.1. Мероприятия, направленные на поддержку экспорта
    • Статья 47. Информационное обеспечение внешнеторговой деятельности
    • Статья 48. Внешнеторговая статистика
    • Статья 49. Обеспечение благоприятных условий для доступа российских лиц на внешние рынки
    • Статья 50. Обеспечение внешнеэкономических интересов Российской Федерации в иностранных государствах
    • Статья 51. Представительства иностранных государств по торгово-экономическим вопросам в Российской Федерации
  • Глава 12. Контроль за осуществлением внешнеторговой деятельности, ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о внешнеторговой деятельности
    • Статья 52. Контроль за осуществлением внешнеторговой деятельности
    • Статья 53. Ответственность лиц, виновных в нарушении законодательства Российской Федерации о внешнеторговой деятельности
  • Глава 13. Заключительные и переходные положения
    • Статья 54. Вступление в силу настоящего Федерального закона

Открыть полный текст документа

  • Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
    • Статья 1. Цели и сфера применения настоящего Федерального закона
    • Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
    • Статья 3. Законодательство Российской Федерации о внешнеторговой деятельности
    • Статья 4. Основные принципы государственного регулирования внешнеторговой деятельности
    • Статья 5. Торговая политика Российской Федерации
  • Глава 2. ПОЛНОМОЧИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ, ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
    • Статья 6. Полномочия федеральных органов государственной власти в области внешнеторговой деятельности
    • Статья 6.1. Передача осуществления полномочий федеральных органов исполнительной власти в области внешнеторговой деятельности органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации
    • Статья 7.
    • Статья 8. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области внешнеторговой деятельности
    • Статья 8.1. Полномочия органов местного самоуправления в области внешнеторговой деятельности
    • Статья 9. Взаимодействие федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации
  • Глава 3. УЧАСТНИКИ ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
    • Статья 10. Российские лица и иностранные лица как участники внешнеторговой деятельности
    • Статья 11. Участие Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в осуществлении внешнеторговой деятельности
  • Глава 4. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
    • Статья 12. Методы государственного регулирования внешнеторговой деятельности
    • Статья 13. Полномочия органов государственной власти Российской Федерации в области государственного регулирования внешнеторговой деятельности
    • Статья 14. Заключение международных торговых договоров и иных договоров Российской Федерации в области внешнеэкономических связей
    • Статья 15. Гласность в разработке мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности
    • Статья 16. Вступление в силу нормативных правовых актов в области внешнеторговой деятельности
    • Статья 17. Защита информации
    • Статья 18. Право на обжалование решения, действия (бездействия) государственного органа или его должностного лица
  • Глава 5. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБЛАСТИ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ ТОВАРАМИ
    • Статья 19. Таможенно-тарифное регулирование
    • Статья 20. Нетарифное регулирование
    • Статья 21. Количественные ограничения, устанавливаемые Правительством Российской Федерации в исключительных случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации
    • Статья 22. Недискриминационное применение количественных ограничений
    • Статья 23. Распределение квоты
    • Статья 24. Лицензирование в сфере внешней торговли товарами
    • Статья 25. Наблюдение за экспортом и (или) импортом отдельных видов товаров
    • Статья 26. Исключительное право на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров
    • Статья 27. Специальные защитные меры, антидемпинговые меры и компенсационные меры
    • Статья 28. Предотгрузочная инспекция
    • Статья 29. Национальный режим в отношении товаров, происходящих из иностранных государств
    • Статья 30. Платежи, взимаемые в связи с импортом и экспортом товаров
    • Статья 31. Свобода международного транзита
    • Статья 32. Меры, затрагивающие внешнюю торговлю товарами и вводимые исходя из национальных интересов
  • Глава 6. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБЛАСТИ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ УСЛУГАМИ
    • Статья 33. Внешняя торговля услугами
    • Статья 34. Национальный режим в отношении внешней торговли услугами
    • Статья 35. Меры, затрагивающие внешнюю торговлю услугами и вводимые исходя из национальных интересов
  • Глава 7. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБЛАСТИ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ
    • Статья 36. Внешняя торговля интеллектуальной собственностью
  • Глава 8. ОСОБЫЕ ВИДЫ ЗАПРЕТОВ И ОГРАНИЧЕНИЙ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ ТОВАРАМИ, УСЛУГАМИ И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ
    • Статья 37. Запреты и ограничения внешней торговли товарами, услугами и интеллектуальной собственностью в целях выполнения резолюций Совета Безопасности Организации Объединенных Наций, предусматривающих введение, изменение, приостановление или отмену принудительных мер
    • Статья 38. Ограничение внешней торговли товарами, услугами и интеллектуальной собственностью в целях поддержания равновесия платежного баланса Российской Федерации
    • Статья 39. Ограничение внешней торговли товарами, услугами и интеллектуальной собственностью, связанное с мерами валютного регулирования
    • Статья 40. Ответные меры
  • Глава 9. ОСОБЫЕ РЕЖИМЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
    • Статья 41. Приграничная торговля
    • Статья 42. Особые экономические зоны
  • Глава 10. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВНЕШНЕТОРГОВЫХ БАРТЕРНЫХ СДЕЛОК
    • Статья 43. Меры в отношении внешнеторговых бартерных сделок
    • Статья 44. Порядок контроля за осуществлением внешнеторговых бартерных сделок и их учета
    • Статья 45. Особенности осуществления внешнеторговых бартерных сделок
  • Глава 11. СОДЕЙСТВИЕ РАЗВИТИЮ ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
    • Статья 46. Мероприятия, содействующие развитию внешнеторговой деятельности
    • Статья 46.1. Мероприятия, направленные на поддержку экспорта
    • Статья 47. Информационное обеспечение внешнеторговой деятельности
    • Статья 48. Внешнеторговая статистика
    • Статья 49. Обеспечение благоприятных условий для доступа российских лиц на внешние рынки
    • Статья 50. Обеспечение внешнеэкономических интересов Российской Федерации в иностранных государствах
    • Статья 51. Представительства иностранных государств по торгово-экономическим вопросам в Российской Федерации
  • Глава 12. КОНТРОЛЬ ЗА ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
    • Статья 52. Контроль за осуществлением внешнеторговой деятельности
    • Статья 53. Ответственность лиц, виновных в нарушении законодательства Российской Федерации о внешнеторговой деятельности
  • Глава 13. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ И ПЕРЕХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
    • Статья 54. Вступление в силу настоящего Федерального закона

Глава I. Общие положения

Федеральным законом от 29 января 2002 г. № 10-ФЗ в название и текст настоящего Федерального закона внесены изменения

Федеральный закон от 29 октября 1998 г. № 164-ФЗ

О финансовой аренде (лизинге)

(с изменениями от 29 января, 24 декабря 2002 г., 23 декабря 2003 г., 22 августа 2004 г., 18 июля 2005 г., 26 июля 2006 г., 8 мая 2010 г.)

Принят Государственной Думой 11 сентября 1998 г.

Одобрен Советом Федерации 14 октября 1998 г.

Целями настоящего Федерального закона являются развитие форм инвестиций в средства производства на основе финансовой аренды (лизинга) (далее — лизинг), защита прав собственности, прав участников инвестиционного процесса, обеспечение эффективности инвестирования.

В настоящем Федеральном законе определены правовые и организационно-экономические особенности лизинга.

Статья 1. Сфера применения настоящего Федерального закона

Федеральным законом от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ в пункт 1 статьи 1 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2011 г.

1. Сферой применения настоящего Федерального закона является лизинг имущества, относящегося к непотребляемым вещам (кроме земельных участков и других природных объектов), передаваемым во временное владение и в пользование физическим и юридическим лицам.

Федеральным законом от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ статья 1 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 2, вступающим в силу с 1 января 2011 г.

2. В случае, если лизингополучателем является бюджетное учреждение, положения пункта 1 статьи 13 настоящего Федерального закона применяются с учетом положений законодательства Российской Федерации, устанавливающих особенности правового положения бюджетных учреждений, положения абзаца второго пункта 2 статьи 28 настоящего Федерального закона на бюджетные учреждения не распространяются.

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

В настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия:

лизинг — совокупность экономических и правовых отношений, возникающих в связи с реализацией договора лизинга, в том числе приобретением предмета лизинга;

договор лизинга — договор, в соответствии с которым арендодатель (далее — лизингодатель) обязуется приобрести в собственность указанное арендатором (далее — лизингополучатель) имущество у определенного им продавца и предоставить лизингополучателю это имущество за плату во временное владение и пользование. Договором лизинга может быть предусмотрено, что выбор продавца и приобретаемого имущества осуществляется лизингодателем;

лизинговая деятельность — вид инвестиционной деятельности по приобретению имущества и передаче его в лизинг.

Статья 3. Предмет лизинга

Федеральным законом от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ в пункт 1 статьи 3 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2011 г.

1. Предметом лизинга могут быть любые непотребляемые вещи, в том числе предприятия и другие имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другое движимое и недвижимое имущество.

Федеральным законом от 26 июля 2006 г. N 130-ФЗ пункт 2 статьи 3 настоящего Федерального закона изложен в новой редакции

2. Предметом лизинга не могут быть земельные участки и другие природные объекты, а также имущество, которое федеральными законами запрещено для свободного обращения или для которого установлен особый порядок обращения, за исключением продукции военного назначения, лизинг которой осуществляется в соответствии с международными договорами Российской Федерации, Федеральным законом от 19 июля 1998 года № 114-ФЗ «О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами» в порядке, установленном Президентом Российской Федерации, и технологического оборудования иностранного производства, лизинг которого осуществляется в порядке, установленном Президентом Российской Федерации.

Статья 4. Субъекты лизинга

1. Субъектами лизинга являются:

лизингодатель — физическое или юридическое лицо, которое за счет привлеченных и (или) собственных средств приобретает в ходе реализации договора лизинга в собственность имущество и предоставляет его в качестве предмета лизинга лизингополучателю за определенную плату, на определенный срок и на определенных условиях во временное владение и в пользование с переходом или без перехода к лизингополучателю права собственности на предмет лизинга;

лизингополучатель — физическое или юридическое лицо, которое в соответствии с договором лизинга обязано принять предмет лизинга за определенную плату, на определенный срок и на определенных условиях во временное владение и в пользование в соответствии с договором лизинга;

продавец — физическое или юридическое лицо, которое в соответствии с договором купли-продажи с лизингодателем продает лизингодателю в обусловленный срок имущество, являющееся предметом лизинга. Продавец обязан передать предмет лизинга лизингодателю или лизингополучателю в соответствии с условиями договора купли-продажи. Продавец может одновременно выступать в качестве лизингополучателя в пределах одного лизингового правоотношения.

2. Любой из субъектов лизинга может быть резидентом Российской Федерации или нерезидентом Российской Федерации.

Статья 5. Лизинговые компании (фирмы)

1. Лизинговые компании (фирмы) — коммерческие организации (резиденты Российской Федерации или нерезиденты Российской Федерации), выполняющие в соответствии с законодательством Российской Федерации и со своими учредительными документами функции лизингодателей.

2. Учредителями лизинговых компаний (фирм) могут быть юридические, физические лица (резиденты Российской Федерации или нерезиденты Российской Федерации).

3. Лизинговая компания — нерезидент Российской Федерации — иностранное юридическое лицо, осуществляющее лизинговую деятельность на территории Российской Федерации.

4. Лизинговые компании имеют право привлекать средства юридических и (или) физических лиц (резидентов Российской Федерации и нерезидентов Российской Федерации) для осуществления лизинговой деятельности в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

Статья 7. Формы лизинга

1. Основными формами лизинга являются внутренний лизинг и международный лизинг.

При осуществлении внутреннего лизинга лизингодатель и лизингополучатель являются резидентами Российской Федерации.

При осуществлении международного лизинга лизингодатель или лизингополучатель является нерезидентом Российской Федерации.

2. Договор лизинга может включать в себя условия оказания дополнительных услуг и проведения дополнительных работ.

Дополнительные услуги (работы) — услуги (работы) любого рода, оказанные лизингодателем как до начала пользования, так и в процессе пользования предметом лизинга лизингополучателем и непосредственно связанные с реализацией договора лизинга.

Перечень, объем и стоимость дополнительных услуг (работ) определяются соглашением сторон.

Статья 8. Сублизинг

1. Сублизинг — вид поднайма предмета лизинга, при котором лизингополучатель по договору лизинга передает третьим лицам (лизингополучателям по договору сублизинга) во владение и в пользование за плату и на срок в соответствии с условиями договора сублизинга имущество, полученное ранее от лизингодателя по договору лизинга и составляющее предмет лизинга.

При передаче имущества в сублизинг право требования к продавцу переходит к лизингополучателю по договору сублизинга.

2. При передаче предмета лизинга в сублизинг обязательным является согласие лизингодателя в письменной форме.

Статья 10. Права и обязанности участников договора лизинга

1. Права и обязанности сторон договора лизинга регулируются гражданским законодательством Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и договором лизинга.

2. При осуществлении лизинга лизингополучатель вправе предъявлять непосредственно продавцу предмета лизинга требования к качеству и комплектности, срокам исполнения обязанности передать товар и другие требования, установленные законодательством Российской Федерации и договором купли-продажи между продавцом и лизингодателем.

Статья 11. Право собственности на предмет лизинга

1. Предмет лизинга, переданный во временное владение и пользование лизингополучателю, является собственностью лизингодателя.

2. Право владения и пользования предметом лизинга переходит к лизингополучателю в полном объеме, если договором лизинга не установлено иное.

3. Право лизингодателя на распоряжение предметом лизинга включает право изъять предмет лизинга из владения и пользования у лизингополучателя в случаях и в порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации и договором лизинга.

Статья 13. Обеспечение прав лизингодателя

1. В случае неперечисления лизингополучателем лизинговых платежей более двух раз подряд по истечении установленного договором лизинга срока платежа их списание со счета лизингополучателя осуществляется в бесспорном порядке путем направления лизингодателем в банк или иную кредитную организацию, в которых открыт счет лизингополучателя, распоряжения на списание с его счета денежных средств в пределах сумм просроченных лизинговых платежей. Бесспорное списание денежных средств не лишает лизингополучателя права на обращение в суд.

2. Лизингодатель вправе потребовать досрочного расторжения договора лизинга и возврата в разумный срок лизингополучателем имущества в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и договором лизинга.

В этом случае все расходы, связанные с возвратом имущества, в том числе расходы на его демонтаж, страхование и транспортировку, несет лизингополучатель.

Статья 15. Содержание договора лизинга

1. Договор лизинга независимо от срока заключается в письменной форме.

2. Для выполнения своих обязательств по договору лизинга субъекты лизинга заключают обязательные и сопутствующие договоры.

К обязательным договорам относится договор купли-продажи.

К сопутствующим договорам относятся договор о привлечении средств, договор залога, договор гарантии, договор поручительства и другие.

3. В договоре лизинга должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить имущество, подлежащее передаче лизингополучателю в качестве предмета лизинга. При отсутствии этих данных в договоре лизинга условие о предмете, подлежащем передаче в лизинг, считается не согласованным сторонами, а договор лизинга не считается заключенным.

4. На основании договора лизинга лизингодатель обязуется:

приобрести у определенного продавца в собственность определенное имущество для его передачи за определенную плату на определенный срок, на определенных условиях в качестве предмета лизинга лизингополучателю;

выполнить другие обязательства, вытекающие из содержания договора лизинга.

5. По договору лизинга лизингополучатель обязуется:

принять предмет лизинга в порядке, предусмотренном указанным договором лизинга;

выплатить лизингодателю лизинговые платежи в порядке и в сроки, которые предусмотрены договором лизинга;

по окончании срока действия договора лизинга возвратить предмет лизинга, если иное не предусмотрено указанным договором лизинга, или приобрести предмет лизинга в собственность на основании договора купли-продажи;

выполнить другие обязательства, вытекающие из содержания договора лизинга.

6. В договоре лизинга могут быть оговорены обстоятельства, которые стороны считают бесспорным и очевидным нарушением обязательств и которые ведут к прекращению действия договора лизинга и изъятию предмета лизинга.

7. Договор лизинга может предусматривать право лизингополучателя продлить срок лизинга с сохранением или изменением условий договора лизинга.

Статья 17. Предоставление во временное владение и пользование предмета договора лизинга, его обслуживание и возврат

1. Лизингодатель обязан предоставить лизингополучателю имущество, являющееся предметом лизинга, в состоянии, соответствующем условиям договора лизинга и назначению данного имущества.

2. Предмет лизинга передается в лизинг вместе со всеми его принадлежностями и со всеми документами (техническим паспортом и другими), если иное не предусмотрено договором лизинга.

3. Лизингополучатель за свой счет осуществляет техническое обслуживание предмета лизинга и обеспечивает его сохранность, а также осуществляет капитальный и текущий ремонт предмета лизинга, если иное не предусмотрено договором лизинга.

4. При прекращении договора лизинга лизингополучатель обязан вернуть лизингодателю предмет лизинга в состоянии, в котором он его получил, с учетом нормального износа или износа, обусловленного договором лизинга.

5. Если лизингополучатель не возвратил предмет лизинга или возвратил его несвоевременно, лизингодатель вправе требовать внесения платежей за время просрочки. В случае, если указанная плата не покрывает причиненных лизингодателю убытков, он может требовать их возмещения.

6. В случае, если за несвоевременный возврат предмета лизинга лизингодателю предусмотрена неустойка, убытки могут быть взысканы с лизингополучателя в полной сумме сверх неустойки, если иное не предусмотрено договором лизинга.

7. Произведенные лизингополучателем отделимые улучшения предмета лизинга являются его собственностью, если иное не предусмотрено договором лизинга.

8. В случае, если лизингополучатель с согласия в письменной форме лизингодателя произвел за счет собственных средств улучшения предмета лизинга, неотделимые без вреда для предмета лизинга, лизингополучатель имеет право после прекращения договора лизинга на возмещение стоимости таких улучшений, если иное не предусмотрено договором лизинга.

9. В случае, если лизингополучатель без согласия в письменной форме лизингодателя произвел за счет собственных средств улучшения предмета лизинга, неотделимые без вреда для предмета лизинга, и если иное не предусмотрено федеральным законом, лизингополучатель не имеет права после прекращения договора лизинга на возмещение стоимости этих улучшений.

Статья 18. Уступка прав по договору лизинга третьим лицам и залог предмета лизинга

1. Лизингодатель может уступить третьему лицу полностью или частично свои права по договору лизинга.

2. Лизингодатель имеет право в целях привлечения денежных средств использовать в качестве залога предмет лизинга, который будет приобретен в будущем по условиям договора лизинга.

3. Лизингодатель обязан предупредить лизингополучателя о всех правах третьих лиц на предмет лизинга.

Статья 19. Переход права собственности на предмет лизинга

1. Договором лизинга может быть предусмотрено, что предмет лизинга переходит в собственность лизингополучателя по истечении срока договора лизинга или до его истечения на условиях, предусмотренных соглашением сторон.

2. Федеральным законом могут быть установлены случаи запрещения перехода права собственности на предмет лизинга к лизингополучателю.

Статья 20. Порядок регистрации имущества (предмета договора лизинга) и прав на него

1. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, права на имущество, которое передается в лизинг, и (или) договор лизинга, предметом которого является данное имущество, подлежат государственной регистрации.

Специальные требования, предъявляемые законодательством Российской Федерации к собственнику регистрируемого имущества (авиационной техники, морских и других судов, другого имущества), распространяются на лизингодателя или лизингополучателя по взаимному соглашению.

2. Предметы лизинга, подлежащие регистрации в государственных органах (транспортные средства, оборудование повышенной опасности и другие предметы лизинга), регистрируются по соглашению сторон на имя лизингодателя или лизингополучателя.

3. По соглашению сторон лизингодатель вправе поручить лизингополучателю регистрацию предмета лизинга на имя лизингодателя. При этом в регистрационных документах обязательно указываются сведения о собственнике и владельце (пользователе) имущества. В случае расторжения договора и изъятия лизингодателем предмета лизинга по заявлению последнего государственные органы, осуществившие регистрацию, обязаны аннулировать запись о владельце (пользователе).

Статья 21. Страхование предмета лизинга и предпринимательских (финансовых) рисков

1. Предмет лизинга может быть застрахован от рисков утраты (гибели), недостачи или повреждения с момента поставки имущества продавцом и до момента окончания срока действия договора лизинга, если иное не предусмотрено договором. Стороны, выступающие в качестве страхователя и выгодоприобретателя, а также период страхования предмета лизинга определяются договором лизинга.

2. Страхование предпринимательских (финансовых) рисков осуществляется по соглашению сторон договора лизинга и не обязательно.

3. Лизингополучатель в случаях, определенных законодательством Российской Федерации, должен застраховать свою ответственность за выполнение обязательств, возникающих вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц в процессе пользования лизинговым имуществом.

4. Лизингополучатель вправе застраховать риск своей ответственности за нарушение договора лизинга в пользу лизингодателя.

Статья 22. Распределение рисков между сторонами договора лизинга

1. Ответственность за сохранность предмета лизинга от всех видов имущественного ущерба, а также за риски, связанные с его гибелью, утратой, порчей, хищением, преждевременной поломкой, ошибкой, допущенной при его монтаже или эксплуатации, и иные имущественные риски с момента фактической приемки предмета лизинга несет лизингополучатель, если иное не предусмотрено договором лизинга.

2. Риск невыполнения продавцом обязанностей по договору купли-продажи предмета лизинга и связанные с этим убытки несет сторона договора лизинга, которая выбрала продавца, если иное не предусмотрено договором лизинга.

3. Риск несоответствия предмета лизинга целям использования этого предмета по договору лизинга и связанные с этим убытки несет сторона, которая выбрала предмет лизинга, если иное не предусмотрено договором лизинга.

Статья 23. Обращение взыскания третьих лиц на предмет лизинга

1. На предмет лизинга не может быть обращено взыскание третьего лица по обязательствам лизингополучателя, в том числе в случаях, если предмет лизинга зарегистрирован на имя лизингополучателя.

2. Взыскания третьих лиц, обращенные на имущество лизингодателя, могут быть отнесены только к данному объекту права собственности лизингодателя в отношении предмета лизинга. К приобретателю прав лизингодателя в отношении предмета лизинга в результате удовлетворения взыскания в обязательном порядке переходят не только права, но и обязательства лизингодателя, определенные в договоре лизинга.

Статья 24. Исключена

Статья 26. Обязанности лизингополучателя при утрате предмета лизинга

Утрата предмета лизинга или утрата предметом лизинга своих функций по вине лизингополучателя не освобождает лизингополучателя от обязательств по договору лизинга, если договором лизинга не установлено иное.

Глава III. Экономические основы лизинга

Статья 28. Лизинговые платежи

1. Под лизинговыми платежами понимается общая сумма платежей по договору лизинга за весь срок действия договора лизинга, в которую входит возмещение затрат лизингодателя, связанных с приобретением и передачей предмета лизинга лизингополучателю, возмещение затрат, связанных с оказанием других предусмотренных договором лизинга услуг, а также доход лизингодателя. В общую сумму договора лизинга может включаться выкупная цена предмета лизинга, если договором лизинга предусмотрен переход права собственности на предмет лизинга к лизингополучателю.

2. Размер, способ осуществления и периодичность лизинговых платежей определяются договором лизинга с учетом настоящего Федерального закона.

Если лизингополучатель и лизингодатель осуществляют расчеты по лизинговым платежам продукцией (в натуральной форме), производимой с помощью предмета лизинга, цена на такую продукцию определяется по соглашению сторон договора лизинга.

Если иное не предусмотрено договором лизинга, размер лизинговых платежей может изменяться по соглашению сторон в сроки, предусмотренные данным договором, но не чаще чем один раз в три месяца.

3. Обязательства лизингополучателя по уплате лизинговых платежей наступают с момента начала использования лизингополучателем предмета лизинга, если иное не предусмотрено договором лизинга.

4. В целях налогообложения прибыли лизинговые платежи относятся в соответствии с законодательством о налогах и сборах к расходам, связанным с производством и (или) реализацией.

Статья 29. Исключена

Статья 31. Право сторон договора лизинга применять механизм ускоренной амортизации предмета лизинга

1. Предмет лизинга, переданный лизингополучателю по договору лизинга, учитывается на балансе лизингодателя или лизингополучателя по взаимному соглашению.

Стороны договора лизинга имеют право по взаимному соглашению применять ускоренную амортизацию предмета лизинга.

2. Амортизационные отчисления производит сторона договора лизинга, на балансе которой находится предмет лизинга.

Статья 32. Исключена

Федеральным законом от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ пункты 3 и 4 статьи 34 настоящего Федерального закона признаны утратившими силу с 1 января 2005 г.

Федеральным законом от 23 декабря 2003 г. № 186-ФЗ действие пункта 3 статьи 34 настоящего Федерального закона приостановлено с 1 января по 31 декабря 2004 г.

Федеральным законом от 24 декабря 2002 г. № 176-ФЗ действие пунктов 3 и 4 статьи 34 настоящего Федерального закона приостановлено с 1 января по 31 декабря 2003 г.

Статья 35. Предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции

Предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции на рынке услуг по лизингу обеспечиваются федеральным антимонопольным органом в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации.

Статья 36. Меры государственной поддержки лизинговой деятельности

Мерами государственной поддержки деятельности лизинговых организаций (компаний, фирм), установленными законами Российской Федерации и решениями Правительства Российской Федерации, а также решениями органов государственной власти субъектов Российской Федерации в пределах их компетенции, могут быть:

разработка и реализация федеральной программы развития лизинговой деятельности в Российской Федерации или в отдельном регионе как части программы среднесрочного и долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации или региона;

создание залоговых фондов для обеспечения банковских инвестиций в лизинг с использованием государственного имущества;

долевое участие государственного капитала в создании инфраструктуры лизинговой деятельности в отдельных целевых инвестиционно-лизинговых проектах;

меры государственного протекционизма в сфере разработки, производства и использования наукоемкого высокотехнологичного оборудования;

финансирование из федерального бюджета и предоставление государственных гарантий в целях реализации лизинговых проектов (Бюджет развития Российской Федерации), в том числе с участием фирм-нерезидентов;

предоставление инвестиционных кредитов для реализации лизинговых проектов;

предоставление банкам и другим кредитным учреждениям в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, освобождения от уплаты налога на прибыль, получаемую ими от предоставления кредитов субъектам лизинга, на срок не менее чем три года для реализации договора лизинга;

предоставление в законодательном порядке налоговых и кредитных льгот лизинговым компаниям (фирмам) в целях создания благоприятных экономических условий для их деятельности;

создание, развитие, формирование и совершенствование нормативно-правовой базы, обеспечивающей защиту правовых и имущественных интересов участников лизинговой деятельности;

предоставление лизингополучателям, ведущим переработку или заготовку сельскохозяйственной продукции, права осуществлять лизинговые платежи поставками продукции на условиях, предусмотренных договорами лизинга;

отнесение при осуществлении лизинговых операций в агропромышленном комплексе к предмету лизинга племенных животных;

создание фонда государственных гарантий по экспорту при осуществлении международного лизинга отечественных машин и оборудования.

Статья 37. Право на инспекцию по лизинговой сделке

1. Лизингодатель имеет право осуществлять контроль за соблюдением лизингополучателем условий договора лизинга и других сопутствующих договоров.

2. Цели и порядок инспектирования оговариваются в договоре лизинга и других сопутствующих договорах между их участниками.

3. Лизингополучатель обязан обеспечить лизингодателю беспрепятственный доступ к финансовым документам и предмету лизинга.

Статья 38. Право лизингодателя на финансовый контроль

1. Лизингодатель имеет право на финансовый контроль за деятельностью лизингополучателя в той ее части, которая относится к предмету лизинга, формированием финансовых результатов деятельности лизингополучателя и выполнением лизингополучателем обязательств по договору лизинга.

2. Цель и порядок финансового контроля предусматриваются договором лизинга.

3. Лизингодатель имеет право направлять лизингополучателю в письменной форме запросы о предоставлении информации, необходимой для осуществления финансового контроля, а лизингополучатель обязан удовлетворять такие запросы.

Статья 39. Вступление в силу настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Предложить Президенту Российской Федерации привести свои нормативные акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.

Правительству Российской Федерации в течение шести месяцев привести свои нормативные акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.