Чей Сбербанк на самом деле?

Государственный коммерческий банк

Государственный коммерческий банк был учрежден в 1817 г. с целью развития отечественной торговли и промышленности. Новое кредитное учреждение стало преемником учётных контор Ассигнационного банка.

История

Основанию Коммерческого банка предшествовало следующее событие. В 1803 г. торговый дом «Пономарев и К0» испрашивал из казны крупную ссуду — от 100 до 150 тыс. рублей. Просьба рассматривалась на заседании Государственного совета, постановившего, что названный торговый дом не имеет преимуществ перед другими компаниями при получении такой ссуды и что для помощи российскому купечеству было бы целесообразно создать специальный банк.

22 апреля 1803 г. император Александр I повелел составить план учреждения нового банка. Однако из-за обострения внешнеполитической обстановки, а затем войны с Наполеоном решение этого вопроса было надолго отложено.

В 1817 г. министр финансов граф Д. А. Гурьев представил в Государственный совет проект учреждения Государственного коммерческого банка. Согласно проекту основной капитал банка — 50 млн руб. — формировался из акций по 1 тыс. руб. каждая. Таким образом, новый Коммерческий банк был задуман как акционерный. Рассмотрев проект Д. А. Гурьева, Государственный совет принял решение открыть в Санкт-Петербурге Коммерческий банк с капиталом 30 млн рублей. В манифесте от 7 мая 1817 г. был обнародован устав нового банка.

Главная цель Коммерческого банка формулировалась в манифесте как содействие «распространению земледелия, промышленности, торговли и общей пользы», однако реальной конкретной задачей нового кредитного учреждения было предоставление российскому купечеству дешевого кредита.

В 1830‒1840-е гг. объемы кредитования в Коммерческом банке стали резко сокращаться, главным образом по причине дальнейшего роста задолженности по векселям. В 1848 г. из-за нестабильности политической ситуации в Европе Коммерческий банк прекратил покупку иностранных векселей.

С началом Крымской войны проблемы Коммерческого банка обострились. Спад торгово-промышленной деятельности привел к сокращению ссудных и вексельных операций. Сумма вкладов частных лиц превышала денежные средства, отданные в ссуды, более чем на 180 тыс. руб. серебром. Процент по частным вкладам понизился до 3 %, а по казенным — до 1,5 %. Быстро увеличивался отток денежных средств: в 1858‒1859 гг. он составил 584 млн рублей.

В 1859 г. Коммерческий банк открыл подписку на государственные 4-процентные «непрерывно доходные» билеты, а в соответствии с указом от 1 сентября 1859 г. начал обмен этих билетов на 5-процентные банковские билеты. Коммерческому банку было очень трудно консолидировать средства — население приобретало билеты неохотно. Вклады, которые не были изъяты из банка, оставались преимущественно краткосрочными, что не балансировало объем долгосрочных средств, расходовавшихся, как уже отмечалось, преимущественно на кредитование дворян через Заемный банк.

31 мая 1860 года Коммерческий банк был ликвидирован, а на его основе был создан Государственный банк, который получил по передаточному балансу все его активы и пассивы.

Управление

Высшим исполнительным органом Коммерческого банка было его Правление, которое непосредственно осуществляло руководство проведением банковских операций и представляло банк во внешних сношениях с другими ведомствами и организациями. Председателем Правления был управляющий, которому подчинялось восемь директоров. И управляющий, и директора назначались министром финансов и утверждались императором. Такой обычный для государственного учреждения порядок приводил к смене руководства Коммерческого банка после смены министра финансов.

Половина директоров — так называемые директора «от правительства» — набиралась из чиновников, а другая половина — из купцов, «имеющих достаточные сведения о положении и оборотах торговли». Директора «от купечества» избирались на 4 года. Ими могли стать купцы первой и второй гильдий петербургского купечества, торговавших при Петербургском или Кронштадтском портах. По прошествии двух лет двое из четырех директоров сменялись по жребию. В последующие два года переизбирались и оставшиеся два директора от купечества.

Директора от правительства возглавляли четыре отделения банка: Отделение вкладов и трансферта, Отделение учета векселей, Отделение ссуд под товары и Кассирское отделение, состоявшее из трех касс (общая касса для хранения вкладов и сумм, ежедневная касса приема сумм, ежедневная касса выдачи сумм). В отделениях банка, кроме директоров, работали бухгалтер и контролер «с нужным числом помощников». Они назначались по представлению управляющего банком с утверждением министром финансов. Низшие служащие (счетчики и др.) принимались на службу Правлением банка.

Правление Коммерческого банка заседало ежедневно. Оно решало вопросы, связанные с деятельностью банка и его внутренним распорядком, а также с процентной политикой. Если директора от правительства были обязаны являться на заседания каждый день, то директора от купечества — только два раза в неделю (фактически они исполняли в Правлении роль консультантов, не обладая реальными полномочиями). Директора были в значительной мере ограничены в принятии решений о предоставлении кредитов — по уставу 1817 г. ответственность за учет векселей возлагалась преимущественно на маклеров.

Филиальная сеть

Сразу после открытия Коммерческого банка в Петербурге начались работы по созданию его филиальной сети. За время пребывания Д. А. Гурьева на посту министра финансов было учреждено более половины контор банка. Крупнейшей была Московская контора с оборотным капиталом 4 млн руб., учрежденная 5 августа 1818 года. В 1819 г. были учреждены конторы в крупных портовых городах — Одессе (с капиталом 3 млн руб.) и Архангельске (2 млн руб.). В 1920 г. контора Коммерческого банка появилась в Риге, в 1821 г. — в Астрахани, в 1839 г. — в Киеве, в 1843 г. — в Харькове, в 1847 г. — в Екатеринбурге. На время ярмарок с 1820 г. открывалась временная контора в Нижнем Новгороде, с 1841 г. — в Рыбинске, с 1846 г. — в Ирбите, с 1852 г. — в Полтаве. Таким образом, в составе учреждений Коммерческого банка было 7 контор, располагавшихся в наиболее крупных городах, и 4 временных отделения.

Операции банка

Коммерческий банк производил прием вкладов, учет векселей, выдачу подтоварных ссуд, осуществлял денежные переводы, а также принимал срочные вклады по правилам Заёмного банка, впервые опубликованным ещё в 1786 году.

Вексельный учёт

При учете векселя ставилось условие, чтобы один из участников вексельной сделки — векселедатель, надписатель, приниматель имел российское подданство, а также «чтобы один из участвующих в векселе имел пребывание в Санкт-Петербурге». Главным критерием при учете векселя была надежность заемщика. Векселя на суммы свыше 10 тыс. руб. учитывались только у «первоклассных» заемщиков — крупных купцов первой гильдии.

Учет векселей решено было проводить на срок до 9 месяцев под 2/3% в месяц (8 % в год) с возможной корректировкой величины учетного процента в зависимости от его изменений на бирже. В случае неуплаты по векселю в срок согласно действовавшему Вексельному уставу плательщику предоставлялась отсрочка — 10 «льготных» дней, в течение которых он должен был погасить долг. В противном случае вексель предъявлялся к протесту, что часто заканчивалось объявлением должника банкротом и продажей с аукциона его имущества.

Ссуды

Ссуды в Коммерческом банке выдавались по уставу учетных контор Ассигнационного банка — под залог товаров российского производства на срок до 6 месяцев. Выдача ссуд под товары подлежала строгой регламентации: устанавливались номенклатура товаров (лишь в отдельных случаях правительство расширяло список товаров, которые принимались в залог) и максимальный размер ссуды — от 56 до 75 % стоимости товара.

Учетно-ссудные операции осуществлялись через посредство маклеров, которые по уставу Коммерческого банка причислялись к банковским чиновникам.

При проведении операций конторы Коммерческого банка руководствовались не только его уставом, но и специально изданными для них положениями, в которых учитывалась специфика экономики разных регионов. Так, Екатеринбургская контора «по уставу своему производила ссуды под залог железа и меди сроком от 3 до 12 месяцев». Одесской конторе позволялось покупать золото и серебро в иностранной монете и таким образом осуществлять обмен иностранной монеты на российские рубли. Астраханская контора банка могла принимать в залог по ссудам товары, не обозначенные в уставе, — азиатский шелк и хлопок. Харьковская контора выдавала ссуды под шерсть, водку, селитру, сахар и табак. Полтавское отделение выдавало ссуды под залог шерсти только Харьковской акционерной компании.

В первые годы деятельности Коммерческого банка отечественный кредит укреплялся — петербургские ростовщики, еще в 1810-е гг. державшие дисконт и ссудный процент на уровне 12‒15 % годовых, снизили его до 7‒8 %.

Депозиты

Коммерческий банк принял деятельное участие в денежной реформе 1839‒1843 гг. 1 января 1840 г. при Коммерческом банке была создана депозитная касса, принимавшая от населения вклады серебряной монетой и выдававшая на вклады особые билеты — эмитированные самим банком бумажные денежные знаки, свободно обменивавшиеся на серебряную монету и принимавшиеся в платежи. Они обращались даже после 1843 г., когда был объявлен размен старых бумажных денежных знаков на государственные кредитные билеты, — вплоть до начала 1850-х годов.

Управляющие

  • Александр Иванович Рибопьер (1817‒1823)

Регулированием курса советского рубля занимался Госбанк СССР. Он занимался не только эмиссией денег, но и наличными и безналичными расчетами. Естественно, у советского рубля был и свой цифровой и буквенный коды валюты 810 SUR. На официальном сайте Центрального Банка РФ говорится, что Государственный Банк СССР был упразднен постановлением Президиума Верховного Совета РСФСР от 20.12.1991 года. Только ни у кого не возникает вопроса о том, как мог Президиум Верховного Совета РСФСР ликвидировать Государственный Банк СССР. Это примерно тоже самое, как если бы руководство Ярославской области упразднило Центральный Банк России. А действительно ли был ликвидирован Государственный Банк СССР, как нас уверяют официальные источники?
Давайте посмотрим на это постановление Президиума Верховного Совета РСФСР от 20.12.1991 года. В постановлении нет ни строчки об упразднении Госбанка СССР. Там только есть указание на то, что имущество Госбанка СССР передается координирующему органу банковского союза государств – членов Содружества на основании межбанковского соглашения (пункт 3 постановления). То есть передача имущества происходит на основании соглашения между Госбанком СССР и банками из банковского союза. Причем, согласно указанному пункту постановления, передается не все, а только та часть имущества, которая позволит банковскому союзу нормально функционировать. А все остальное имущество по прежнему продолжает числиться за Госбанком СССР. И числится по настоящее время.
В природе не существует ни одного нормативного акта по упразднению Госбанка СССР. Это говорит о том, что Государственный Банк СССР юридически упразднен не был. И все счета под цифровым и буквенным кодами 810 SUR, которые находились в Госбанке СССР, и по настоящее время остались счетами под кодом 810.
Чем же были ценны советские рубли? Как мы знаем, любые платежные билеты – это ценные бумаги, то есть обязательства. Советские рубли, как ценные бумаги, были обеспечены золотом, драгоценными металлами и прочими активами Государственного Банка СССР, что было отражено на каждой советской банкноте. А мы только что выяснили, что этот банк юридически до сих пор существует.
Если зайти на сайт Центрального Банка России, то там до сих пор можно увидеть официальный курс валют Государственного Банка СССР. Если бы не существовало этого банка, то не могло бы существовать и официального курса валют этого банка. Не может же быть такого, когда официальный курс валют банка есть, а самого банка нет. Текущий курс валют Госбанка СССР можно хоть сейчас посмотреть на сайте Центрального Банка.
Советский рубль под цифровым кодом 810 до сих пор еще обеспечен всеми активами Государственного Банка СССР. Просто сменилась управляющая компания. На территории Российской Федерации эта управляющая компания называется «Банк России», на официальном сайте которой можно найти все расценки Государственного Банка СССР.
Давайте разберемся, что собой представляют билеты Банка России (Центрального Банка РФ). Вопреки бытующему мнению, билеты Банка России это не деньги государства Российской Федерации. Если на банкнотах СССР был Герб СССР, то на современных российских банкнотах нет никаких признаков государственности, в виду полного отсутствия каких бы то ни было государственных символов. Билеты Банка России – это, всего-навсего, билеты частного коммерческого банка. И на этих билетах, естественно, стоит не Герб России, а логотип Банка России.
Факт того, что выпущенные Центральным Банком РФ современные банкноты, не являются деньгами, подтверждается и разъяснением самого Центрального Банка, который напрямую говорит о том, что билеты банка-эмитента не являются объектом классификации. То есть, у них нет никаких цифровых кодов типа 643 или 810. Такие признаки, согласно разъяснению Центрального Банка, есть только у валюты стран и территорий, к коей российский рубль не относится. Иными словами, билеты ЦБ РФ, как деньги, не поддаются никакой классификации. То есть валютой, как таковой, они не являются. И это официальный ответ Центрального Банка РФ, хотя с 1 января 2004 года для валюты Российской Федерации официально установлен цифровой и буквенный коды 643 RUB. А до этого времени официально действовал код 810 RUR. Но у нас на руках нет валюты 643 RUB. У нас есть только билеты Банка России, которые, согласно разъяснению этого же банка, не поддаются классификации и валютой не являются.
В начале 90-х годов нам объявили аттракцион невиданной щедрости. Нужно было обменять билеты Государственного Банка СССР, обеспеченные золотом, на макулатуру – на билеты Банка России. И все дружно поменяли золото на бумагу. И это было еще не воровство. Нам просто раздали деньги-заменители по курсу 1:1 (один российский рубль на один советский). Таким образом, мы отдали ценную бумагу на хранение, получив взамен расписку в виде билета Банка России, который подтверждал наличие у нас советских рублей, обеспеченных золотом. И в любой момент можно было совершить обратный обмен. Только нам об этом почему-то никто не рассказал. Но вот о чем нам рассказали, так это о том, что каким-то чудом у нас на счетах стали появляться российские рубли под советским цифровым и российским буквенным кодами 810 RUR (вместо 810 SUR). Таким образом, как был у нас на счетах советский цифровой код 810, так он и остался. И даже тогда, когда придумали российский рубль с цифровым и буквенным кодами 643 RUB, все счета по-прежнему остались в советской валюте 810. И даже сейчас, кроме валюты 810, мы не можем открыть никакие другие счета, хотя с 2004 года официально действует код 643.
Но обмен произошел законно. Мы сами отдали деньги. Грабеж начался с того момента, когда Центральный Банк стал увеличивать обменный курс. Иначе, как отмыванием денег, это не назовешь. Зачем кого-то грабить, когда народ сам все может отдать. Центральный Банк никак не мог открыто сказать, что советский рубль вырос по отношению к доллару, потому что Госбанк СССР до сих пор существует, и советский рубль до сих пор привязан к доллару. Но зато можно сказать, что российский рубль (билет Банка России) вырос по отношению к доллару.
Приведем пример. Допустим, мы хотим купить один доллар. Центральный Банк говорит, что один доллар будет стоить 60 рублей по валюте 643 RUB. Но у нас нет этой валюты. У нас есть только билеты Банка России, которые согласно разъяснению ЦБ, не имеют классификации, а значит, валютой не являются. И мы просим, чтобы красивые бумажки, именуемые билетами Банка России, поменяли на один доллар по курсу ЦБ. И банк с величайшим удовольствием это делает, поскольку по его бухгалтерии проходят совершенно другие обмены. И, соответственно, банк с удовольствием рассчитывает нас по соотношению 60 советских рублей за один доллар.
И это еще по-божески. Основной грабеж происходил, когда у власти был Ельцин. Там вообще курс доходил до пяти тысяч советских рублей за доллар, то есть 5000 рублей в валюте 810 (а это почти 10000 долларов) за один доллар. Таким образом, с 10 тысяч долларов у нас изымали 9999 долларов, оставляя нам лишь один доллар.
Так как задачи полностью выпотрошить людей не было, то в 1998 году убрали три нуля. И грабеж пошел более-менее размерено. А вот настоящие деньги Российской Федерации появились совсем недавно. Это монеты с Государственным Гербом России, а не с логотипом Центрального Банка.
Российский рубль под цифровым кодом 643 начал котироваться на межбанковском валютном рынке только в 2008 году, да и то его курс был полностью зависящим от продажи российской нефти на внешнем рынке. Курс рубля зависел от того, сколько нефти продадут, и сколько за эту нефть дадут долларов. Никому не нужен ничем не обеспеченный фантик в виде билета Банка России. Всем нужно золото, государственные активы и активы банка, причем полученные законным путем. Даже у акций Сбербанка в 2007 году валюта номинала была под советским буквенным кодом SUR, а не RUB или RUR.
Таким образом, билет Банка России, являющийся сегодня в России денежным знаком, является всего лишь обязательством частного Банка России провести расчет с помощью настоящей валюты – советского рубля по коду 810. В итоге: 1) Государственный Банк СССР существует, а его обслуживанием на территории Российской Федерации в настоящее время занимается Центральный Банк РФ. На других территориях бывшего СССР обслуживанием Госбанка СССР занимаются другие центральные банки в рамках банковского союза. 2) Код на всех счетах РФ, как был 810 (советским), так им и остался. Никто из граждан России никогда не сможет открыть счет под официальным российским кодом 643 RUB, пока действует советская валюта под кодом 810. А действовать она будет до момента юридического упразднения Государственного Банка СССР, который, как было отмечено, юридически существует и поныне. 3) В Российской Федерации начинает появляться своя валюта под цифровым кодом 643 RUB. Происходит подмена понятий. Нам постепенно заменяют валюту 643 на обязательство выдать советские рубли. 4) Мы добровольно обменяли ценные бумаги (билеты Государственного Банка СССР) на фантики – билеты Банка России. А Банк России (Центральный Банк РФ) является частным коммерческим банком, зарегистрированным по законодательству США, а, следовательно, он находится вне российского правового поля.

Рубли СССР, или что же такое «Билет Банка России»

Вот вся ложь с кодами валют 810 RUR и 643 RUB проявилась во всей своей красе! Суть аферы состоит не в самих кодах так называемых «российских» рублей или «признаков рубля». Раскрыть такую афёру — не каждому дано! В любой стране мира существует 1 денежная единица, но в РФ же почему то существует их ТРИ: «810 RUR, 643 RUB и Билеты Банка России». Какая же из них является законной валютой, а какая не является? Что же такое «Билет Банка России» — это билет в цирк или трамвай для сумасшедших?

Подробности тут — https://goo.gl/tf82QV

Скачать документы — https://goo.gl/A32nax

ЦБ РСФСР (Банк России, — ну вы поняли) придумал, как на крипто-рублях дурачить граждан с целью ограбления нас организованной международной бандой по предварительному сговору.

Для этого были придуманы так называемые коды крипто-рублей. При этом числовые коды (а именно 810 и 643) практически не изменялись, изменялись их СВОЙСТВА (наполнение); и буквенные коды: SUR, RUR, RUB. В разное время НАПОЛНЕНИЕ крипто-рубля изменялось, но каким образом и для каких целей — ещё предстоит выяснить: «рубль», «российский рубль», признак рубля», «признак российского рубля», «рубль РФ» — это всё совершенно самостоятельные слова. Полагаем, что тут речь о каких-то ВНУТРЕННИХ конвертациях внутри системы международных мошенников (банкстеров). Возможно, они таким образом просто путают следы или чего-то от нас уворовывают.

Суть аферы не в деноминации 810 в 643 (1000 к 1), которой НЕ БЫЛО, а в том что мы вместо своих советских рублей, по коду валюты 810 RUR (1₽=0.9 г Au) получаем ББР (Билеты Банка России = бибарики) и расписываемся как за получение 810 RUR рублей. Если же расписываться за то, что получаем на самом деле (то есть «получил 5000 Б.Б.Р.»), то мы сохраняем для себя и для страны свои миллионы.

Если же делать так несколько раз в месяц, то мы уже начнём возвращать разворованные миллиарды в страну, пока конечно не сразу, но потенциально. Но нам это ничего не стоит, просто расписаться за факт, спокойно, без скандалов и нервов, а для банков это будет катастрофа. Чеки сохраняем (фотографируем), каждый из них может оказаться ЗОЛОТЫМ!

Соглашение о многосторонних расчетах в переводных рублях и организации Международного банка экономического сотрудничества от 24.01.1964 года N 2147-VI —

Декларация основных принципов правосудия для жертв преступлений и злоупотрeблений властью

Официальные курсы Госбанка СССР на сайте ЦБ —

Обращение президента и закон о налоговых каникулах для Центробанка не указ

Центробанк России и де-факто и даже де-юре отделен от государства. Он не является органом государственной власти. Обращение Владимира Путина и закон о налоговых каникулах показал кому подчиняется независимый Центробанк России…

Забрезжила надежда… Государство впервые дерзнуло вмешаться в жизнь банков

Автор – Валентин Катасонов

Ни для кого не секрет, что в России Центробанк и де-факто и даже де-юре отделен от государства. Кто в этом сомневается, может обратиться к сайту Банка России. Там размещено весьма витиеватое определение статуса Центробанка: «Ключевым элементом правового статуса Банка России является принцип независимости, который проявляется, прежде всего, в том, что Банк России выступает как особый публично-правовой институт, обладающий исключительным правом денежной эмиссии и организации денежного обращения. Он не является органом государственной власти, вместе с тем его полномочия по своей правовой природе относятся к функциям государственной власти, поскольку их реализация предполагает применение мер государственного принуждения…»

Несмотря на витиеватость текста, ключевая фраза – «Он не является органом государственной власти» – снимает все вопросы. А чтобы окончательно снять возможные вопросы со стороны сомневающихся, приведу формулировку из Федерального закона о Банке России (принят 10.07.2002 N 86-ФЗ): «Государство не отвечает по обязательствам Банка России, а Банк России – по обязательствам государства» (статья 2).

И надо отдать должное государству (с его тремя ветвями власти – законодательной, исполнительной и судебной): оно неукоснительно соблюдало «суверенитет» Центрального банка на протяжении всего времени существования Российской Федерации.

Позволяя делать все, что заблагорассудится, даже грубейшим образом нарушать Конституцию Российской Федерации (особенно статью 75, где говорится о Центробанке и российском рубле).

После того, как в 2013 году Центробанк получил дополнительные полномочия и статус финансового мегарегулятора, фактически все управление экономикой перешло в руки этого таинственного института, который «не является органом государственной власти».

Фактически он стал первой и единственной властью в стране, «государством в государстве». А законодательная, исполнительная и судебная власти, красиво расписанные в Конституции 1993 года, выступают лишь в качестве декораций и статистов. Ни президент, ни премьер-министр, ни тем более руководители Государственной Думы, Федерального собрания, Верховного суда, Конституционного суда, Прокуратуры, Счетной палаты никогда не дерзали вмешиваться в деятельность «реальной первой власти», т.е. Банка России.

Более на эту тему я распространяться не буду. Желающие могут почитать мои статьи и книги. Например, Катасонов В. Центробанки на службе «хозяев денег». Книга 1. «Центробанки: история и современность». Книга 2. «Досье на современные Центробанки: Банк России, ФРС США, ЕЦБ, Народный банк Китая и другие». – М.: Библиотека РЭО им. С.Ф. Шарапова, 2018.

Теперь перейдем к сегодняшним событиям в мире и России. Суть их можно обозначить термином «вирусно-экономический кризис». Коронавирус, а вернее истерия, разогретая вокруг него, ввергли мировую экономику и экономики отдельных стран в тяжелейшую рецессию. Сначала ее сравнивали в финансово-экономическим кризисом 2007-2009 гг. А теперь уже начинают сравнивать с мировым экономическим кризисом 30-х годов прошлого столетия, который считается тяжелейшим в истории капитализма. Вот свежая информация от международного рейтингового агентства Fitch. Еще две недели назад оно оптимистично предсказывало, что во втором полугодии может начаться оживление и по итогам всего года мировая экономика все-таки сумеет выйти в плюс (прирост мирового ВВП на 1,3%). А опубликованные 3 апреля оценки агентства по ожидаемым итогам 2020 года говорят уже о падении мирового ВВП на 1,9%. При этом ВВП США обвалится на 3,3%, еврозоны – на 4,2%, а Великобритании – на 3,9%.

А что Россия? На сайте Минэкономразвития до сих пор прогнозы пышут оптимизмом и обещают «положительные итоги» по 2020 году. А о чем говорят оценки частные?

Аналитики Bank of America (BofA) в начале марта дали прогноз снижения ВВП России на 1,0%. А вчера они обновили свой прогноз: падение должно составить 5,6%. Осторожный Алексей Кудрин, нынешний руководитель Счетной палаты, оценил в конце марта возможное падение ВВП России на 3-5 процентов. Но, если эпидемия коронавируса будет продолжаться и расширяться, то, по его мнению, падение может стать более глубоким, чем в 2009 году (тогда оно составило 9%).

Скажем откровенно: пока власти России действуют вяло, а главное, в их действиях не просматривается стратегия. Больше эти действия напоминают PR-акции или рефлексию, набор нескоординированных и не глубоко продуманных акций. Власти называют это «точечными» акциями.

Давайте для сравнения посмотрим, как действуют в условиях вирусно-экономического кризиса за океаном, в США. Примерно десять дней назад Вашингтон обнародовал некоторые параметры помощи населению и экономике в условиях чрезвычайного положения, введенного президентом Дональдом Трампом. Общая сумма помощи определена в 6 с лишним триллионов долларов. Это примерно 30% по отношению к годовому ВВП США. Примечательно, что помощь не растянут (размажут) на длительное время. Ее можно сравнить с инъекцией, которая будет введена в тело Америки в течение месяца, до начала мая. Если потребуется дополнительная инъекция, власть обещала, что таковая будет сделана. Названная выше общая сумма помощи состоит из двух компонентов.

Первый – бюджетная помощь в размере 2,2 трлн долл. Из них 1 триллион предполагается раздать населению в виде «живых» наличных денег (раздача там уже началась). 350 млрд долл. предназначены для поддержки малого бизнеса. Крупный бизнес получит льготные кредиты на 500 млрд долл. И т.д.

Второй – дополнительная эмиссия Федеральной резервной системы США – 4 триллиона долл. Деньги ФРС США вбрасываются в обращение путем покупки казначейских и ипотечных бумаг, а также коммерческих бумаг, эмитируемых частными корпорациями. Только на прошлой неделе таким способом в экономику было вброшено почти 600 млрд долл. (что эквивалентно примерно трети годового ВВП России, выраженного в долларах по официальному курсу). Замечу, что американский Центробанк, выступающий под вывеской «Федеральная резервная система США», – частная корпорация, акционерами которой являются частные банковские гиганты, за которыми, в свою очередь, стоят физические лица, «хозяева денег». На протяжении целого века с момента учреждения ФРС США (в конце 1913 года) никто из американских президентов не дерзал вмешиваться в дела Центробанка США. ФРС США, как справедливо считали и считают многие эксперты, – реальная, первая власть в Америке (хотя свое мнение на этот счет они обычно открыто не высказывают, опасаясь репрессий со стороны тех же «хозяев денег»).

Трамп – пожалуй, первый президент, который осмелился поставить под вопрос правомочность автономного, «независимого» статуса Федерального резерва (помимо всего, такой статус является грубым нарушением Конституции США, ибо право выпускать деньги принадлежит Конгрессу США).

На протяжении более трех лет пребывания в Белом доме Трамп постоянно подвергал денежно-кредитную политику американского Центробанка резкой критике, требуя увеличить масштабы денежной эмиссии и снижение ключевой ставки. Он даже в своем Твиттере в начале прошлого года написал, что у Америки две самые главные угрозы – Китай и Федеральный резерв. Он даже заявил, что уволит председателя Федерального резерва Джерома Пауэлла (которого до этого сам же и рекомендовал на этот пост), квалифицируя решения последнего как подрывающие мощь Америки. И вот, уже в последние месяцы прошлого года Джером Пауэлл начал наращивать денежную эмиссию и прекратил повышение ключевой ставки. Многие наблюдатели и эксперты квалифицировали такой поворот в политике американского Центробанка как победу Трампа. А когда в Америке начался вирусно-экономический кризис, то совет управляющих ФРС во главе с Джеромом Пауэллом стал действовать в полном согласии с пожеланиями президента. Трамп не мог скрыть своего удовлетворения. Он с радостью констатировал, что наконец-то между администрацией президента и американским Центробанком достигнуто полное взаимопонимание, обеспечивается координация действий. Одним словом, полная симфония! Это действительно так. Не уверен, что симфония будет вечной, но на время вирусно-эконмического кризиса она будет поддерживаться.

А теперь перенесемся в Россию. 25 марта президент Путин обратился к гражданам России с обращением по поводу вирусно-экономического кризиса. В нем содержалось немало предложений по борьбе с вирусной эпидемией и помощи населению и бизнесу. Почти все они были адресованы, в конечном счете, в виде поручений правительству. За исключением одного предложения, которое в списке президента шло под номером 4:

«Четвёртое. Ещё одна зона риска – это кредиты граждан. Понятно, что при резком сокращении доходов выплачивать долг в прежнем режиме трудно или просто невозможно. Предлагаю предусмотреть каникулы как по потребительским, так и по ипотечным кредитам. О чём идёт речь. Если человек попал в сложную жизненную ситуацию, а именно: его месячный доход резко сократился, более чем на 30 процентов, у него должно быть право временно приостановить обслуживание своего долга и пролонгировать его. Разумеется, без всяких штрафных санкций. Прошу Банк России предусмотреть аналогичный механизм пролонгации кредитов и для индивидуальных предпринимателей. Если выплата долга в силу объективных причин оказывается в принципе невозможной, то и в этом случае гражданин не должен попасть в тупик, становиться заложником требований кредиторов. Процедура банкротства должна быть посильной и необременительной. Прошу Правительство и парламент ускорить принятие необходимых изменений в нормативную базу». Как видим, этот пункт адресован Банку России.

Центробанк, если бы он был действительно государственным, входил в ветвь исполнительной власти, мог бы и должен был бы в тот же самый день, 25 марта дать всем коммерческим банкам команду о введении с 26 марта кредитных каникул, как это сформулировано в обращении президента.

На момент первого обращения президента, 25 марта имела место частичная остановка работы компаний и организаций разных отраслей экономики. Указом президента были установлены «всеобщие каникулы» на неделю (с 30 марта по 5 апреля включительно). Затем в новом обращении президента от 2 апреля «всеобщие каникулы» были продлены до конца месяца. Платежеспособность физических и юридических лиц резко стала падать уже в марте, еще до первого обращения президента. Еще сильнее она стала падать после двух обращений Путина. И на этом фоне банки как ни в чем не бывало продолжали контролировать выполнение «физиками» и «юриками» исполнение кредитных договоров. Для российских коммерческих банков Владимир Путин с его предложением о «кредитных каникулах» не указ. Они слушаются только председателя Банка России Эльвиру Набиуллину.

Примечательно, что 29 марта Владимир Путин поручил правительству совместно с Банком России подготовить поправки, разрешающие заемщикам просить у банков отсрочку выплат на полгода. 1 апреля законопроект одобрила Госдума, а на следующий день – Совет Федерации. 3 апреля документ подписывает президент Путин, и он становится законом. Вот его полное название: Федеральный закон от 03.04.2020 № 106-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части особенностей изменения условий кредитного договора, договора займа». В тот же день он был размещен на Официальном портале правовой информации.

В тот же день 3 апреля и буквально чуть ли не в тот же час на сайте Банка России появляется прелюбопытный пресс-релиз, который называется «Информация о работе финансовых организаций и обеспечении непрерывности в финансовом секторе Банком России в период с 4 по 30 апреля 2020 года». Помимо всего в пресс-релизе сказано: «Банк России исходит из того, что обязательства по финансовым сделкам, срок исполнения которых приходится на нерабочие дни, должны исполняться должниками в срок, предусмотренный договором».

В последние дни (уже после первого обращения президента к гражданам страны) банки резко активизировались на фронте работы с кредитами гражданам и частным компаниям. Клиентам рассылаются грозные уведомления и напоминания о необходимости уплаты процентов и погашений основных сумм долга по графикам договоров. А также о погашении просроченной задолженности и о начислении штрафов на просрочку. Наиболее решительные банки в эти дни осуществляют переоформление своих требований к должникам на коллекторские фирмы. Уж для них обращение президента и принятый 3 апреля закон о налоговых каникулах точно не указ. У них жизнь организована «по понятиям».

Впрочем, судя по пресс-релизу, появившемуся на сайте Банка России 3 апреля, обращение президента и закон о налоговых каникулах для Центробанка тоже не указ. В ближайшие дни мы увидим, как будет решаться возникшая «коллизия». А также станет ясно, «кто в доме хозяин».

До сих пор безусловным «хозяином» был Центробанк. С 2000 года, когда Путин заступил на пост президента Российской Федерации, это первая попытка главы государства вмешаться в деятельность Центробанка (до этого он всегда говорил, что деятельность Центробанка находится «вне его компетенции»). Прецедент создан. История с кредитными каникулами может стать «лакмусовой бумажкой». Удастся ли Путину дожать Центробанк по вопросу кредитных каникул? Это и станет ответом на вопрос, кто в доме хозяин. Это был бы лишь первый шаг. На примере американского президента видно, каких титанические усилия нужны для того, чтобы заставить Центробанк действовать в русле государственной экономической политики.

Чтобы российский президент мог стать действительно полновластным «хозяином в доме», нужна национализация Центробанка. И нынешний вирусно-экономический кризис в стране дает хороший повод для того, чтобы поставить вопрос о национализации Банка России.

Сравнение ЦБ РФ и ФРС США

Формально Федеральная резервная система США (ФРС США) независима от государства, и принятие ею решений не требует одобрения правительства, однако в саму структуру ФРС заложена подотчетность правительству и населению. Совет управляющих ФРС представляет интересы государства, а федеральные резервные банки, из которых состоит ФРС, — частные интересы, поскольку их президенты назначаются из представителей местного бизнес-сообщества. В то же время для обеспечения большей независимости от государства ФРС функционирует на принципах самофинансирования, т.е. расходы ФРС финансируются из ее собственной прибыли, которую она получает, кредитуя коммерческие банки и вкладывая средства в ценные бумаги .

Заметим, что технически ФРС может профинансировать свои расходы, просто напечатав деньги, однако в современных развитых экономиках такие действия считаются неприемлемыми.

Структура ФРС США включает следующие основные элементы :

? совет управляющих (правление);

? федеральные резервные банки;

? банки-члены ФРС;

? комитет по операциям на открытом рынке

В ФРС США входит 12 федеральных резервных банков (ФРБ), филиалы которых расположены в 25 городах страны. Каждый резервный банк имеет свой собственный совет, состоящий из 9 директоров, не являющихся служащими данного банка. Банки — члены федеральной резервной системы США выбирают директоров так называемых классов «А» и «В», совет управляющих ФРС — директоров класса «С». Три директора класса «А» представляют интересы банков, остальные — интересы местного бизнес-сообщества, потребителей, некоммерческих организаций. Директора каждого резервного банка осуществляют контроль над операциями своего банка (при окончательном контроле совета управляющих ФРС).

ФРБ получают доход, используемый для покрытия собственных расходов, от инвестиций в ценные бумаги и валюту, а также от процентов по ссудам банкам. Ежегодно финансовые отчеты ФРБ проверяются общественным аудитором, а прибыль за вычетом утвержденных расходов перечисляется в бюджет США.

Обладая такими ресурсами, которыми не в состоянии обладать ни один коммерческий банк, центральные банки выполняют большое количество разнообразных функций. Так, Центральный банк России выполняет следующие основные функции :

— монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует их обращение;

— является для коммерческих банков кредитором последней инстанции. Они получают от него кредиты в тех случаях, когда исчерпали свои ресурсы или не имеют возможности пополнить их из других источников;

— от имени правительства управляет государственным долгом, то есть размещает, погашает и проводит другие операции с государственными ценными бумагами, эмитированными правительством;

— наряду с коммерческими банками осуществляет кассовое обслуживание бюджета, ведет счета внебюджетных фондов, обслуживает представительные и исполнительные органы власти, выдает краткосрочные ссуды правительству и местным властям;

— является банком банков. Он ведет счета коммерческих банков, связанные с межбанковскими операциями и хранением резервов.

При этом важнейшей из функций Центрального банка России являются разработка и осуществление совместно с правительством России единой денежно-кредитной политики, направленной на защиту и обеспечение устойчивости рубля.

Федеральная резервная система США выполняет следующие основные функции :

— хранит вклады банков и сберегательных учреждений, которые называются резервами;

— обеспечивает механизм инкассации чеков;

— выступает в роли фискального агента федерального правительства;

— наряду с Федеральной корпорацией по страхованию депозитов и Контролером денежного обращения осуществляет надзор за деятельностью входящих в нее банков;

— несет ответственность в конечном счете за контроль над предложением денег.

При этом самой главной считают последнюю функцию.

Сравнивая эти два списка функций центрального банка государства, на первый взгляд мы замечаем только два сходства: хранение вкладов банков и осуществление кредитно-денежной политики. Но на деле сходств между функциями ЦБР и ФРС США гораздо больше, а несовпадения могут возникать в виду различного названия одних и тех же функций или разного определения списка основных функций. Так, очевидно, что и ФРС США монопольно осуществляет денежную эмиссию, кредитует банки и выдает краткосрочные ссуды правительству (правительство по сути является для него одним из клиентов), а ЦБ РФ контролирует банки на предмет выполнения ими гигантского числа предписанных им правил, выявляет сомнительные операции или мошенничество.

Однако, несомненно, между функциями центральных банков двух разных государств могут существовать и значительные различия. Поэтому ЦБ РФ не выступает в роли фискального агента федерального правительства а, например, в связи с тем, что на данный момент в России чеки не получили такого распространения, как в США, функция обеспечения механизма инкассации чеков может не входить в число основных функций ЦБ РФ.

Но основной функцией и ФРС США и ЦБ РФ является регулирование денежного обращения в соответствии с потребностями экономики, т.е. осуществление кредитно-денежной политики. Неудивительным поэтому является совпадение основных методов кредитно-денежной политики. Ими являются :

— изменение учетной ставки;

— операции на открытом рынке;

— изменение нормы резервирования.

При осуществлении этих операций центральный банк не только реализует свою кредитно-денежную политику, но и содействует коммерческим банкам в поддержании на необходимом уровне их ликвидности, то есть способности своевременно выполнить свои обязательства перед клиентами — как юридическими, так и физическими лицами.