Бездействие прокуратуры

Содержание

Жалоба на бездействие прокуратуры: образец, подробно о составлении и подаче бумаги

Юридическая консультация > Административное право > Оформление документов > Жалоба на бездействие прокуратуры: образец, подробно о составлении и подаче бумаги

Большинству граждан РФ известно, что госорганом, осуществляющим надзор за деятельностью любых организаций и полномочных лиц, является прокуратура.

По сути, именно эта структура должна следить за правомочностью функционирования тех или иных образований и работающих в них людей. Несмотря на это, бывают случаи, когда деятельность самой прокуратуры требует внимания со стороны вышестоящих инстанций, например, по причине ее бездействия.

Подробней о том, куда подавать соответствующую жалобу при таких обстоятельствах, как осуществить процедуру правильно и какие нюансы она имеет, поговорим сегодня. Интересно? Тогда обязательно дочитайте приведенную ниже статью до конца.

Сущность жалобы на бездействие прокуратуры и основания для ее написания

Прокуратура — как надзорный орган

Согласно законам РФ, прокуратура нашей страны – это орган общего надзора над деятельностью различного рода организаций в плане соблюдения с их стороны законодательных норм.

Преимущественно, прокуроры России следят за работой других государственных структур, но в ряде случаев их полномочия могут распространяться и на контроль юридических лиц, а также их представителей.

В том случае, когда отмеченные ранее субъекты права работают вне своей правомочности, любой гражданин РФ вправе обжаловать их деятельность в прокуратуре.

Но что делать, если сам орган надзора бездействует или пренебрегает своими полномочиями? Естественно, предпринимать соответствующие меры, выраженные в подаче жалобы на представителей прокуратуры в вышестоящие инстанции.

Основаниями к обжалованию действий прокурора или даже целого отделения органа надзора являются:

  • их бездействие при обращении со стороны гражданина;
  • наличие факта неправомочности в плане деятельности госструктуры;
  • ярко выраженное нарушение законодательства РФ представителями прокуратуры.

Сегодня подать жалобу на бездействие или неправомочную деятельность прокуратуры можно исключительно в вышестоящие ей инстанции. К их числу относятся:

  1. непосредственно отделы прокуратуры более высокого ранга, чем тот, деятельность которого обжалуется соответствующей бумагой;
  2. представители органа надзора, являющиеся высшим чином по отношению к тому прокурору, правомочность работы которого ставится под вопрос;
  3. суд.

Как правило, первочередно граждане отправляют свои жалобы в вышестоящие инстанции или к вышестоящим чинам прокуратуры. Если же подобная мера результата не дает, проблемой занимается суд. Отметим, что законодательством РФ порядок обжалования бездействия прокуратуры не определен.

Учитывая это, любой человек вправе обжаловать деятельность прокурора сразу же через суд, минуя обращение к вышестоящим прокурорам или отделам органа надзора. Такой подход полностью законен и не может быть каким-либо образом ущемлен госструктурами при реализации со стороны гражданина.

Нюансы составления и подачи жалобы

Жалоба на бездействие прокуратуры составляется по установленному образцу

Жалоба на бездействие прокуратуры или любые иные нарушения в ее деятельности всегда индивидуальна у каждого гражданина. Несмотря на это, несложно выделить общие юридические нюансы составления и подачи этого документа в соответствующие структуры.

Начнем их рассмотрение, пожалуй, с содержания жалобы. В общем виде оно должно включать:

  1. информацию о получателе жалобы (если бумага подается вышестоящему прокурору — указывается занимаемая им должность, адрес места работы и ФИО такового, если же документ отправляется в другой отдел прокуратуры — следует отметить только адрес данного госоргана);
  2. сведения об отправителе жалобы (ФИО, адрес, телефон);
  3. название составленного документа (обычно пишется кратко – «ЖАЛОБА», или же указывается более подробно, например – «ЖАЛОБА НА БЕЗДЕЙСТВИЕ ПРОКУРАТУРЫ» или «ЖАЛОБА НА НЕПРАВОМОЧНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРОКУРАТУРЫ);
  4. непосредственно сущность и цель подаваемой жалобы (детальное, но максимально лаконичное описание возникшей проблемы с уточнением всех значимых нюансов);
  5. желания заявителя по жалобе относительно выхода из возникшей ситуации;
  6. отсылки к законодательным нормам и документам, подтверждающим правоту заявителя;
  7. дата составления жалобы;
  8. список прилагаемых документов (если имеются).

Подачу жалобы важно осуществить одним из следующих способов:

  • либо посредством личного предоставления бумаги ее адресату;
  • либо путем отправления документа таковому через курьера или оформление заказного письма.

Подача жалобы на бездействие или неправомочную деятельность прокуратуры в суд осуществляется точно так же, как описано выше. Единственным отличием следует считать саму форму жалобы, которая при подаче в судебный орган должна быть оформлена в виде иска.

Сроки рассмотрения жалобных бумаг различны для специфики конкретно взятых случаев. Так, они могут составлять:

  1. 3-10 суток при подаче жалобы в вышестоящие инстанции или к вышестоящим чинам;
  2. определенные законодательством РФ периоды для рассмотрения исков в суде (как правило, не более 1 календарного месяца).

По итогу истечения резюмированных сроков по поданной жалобе выносится вердикт. В общем виде, решение по бумаге может:

  • полностью удовлетворять желаниям и позиции заявителя;
  • частично подтверждать правоту заявителя;
  • обосновано опровергать выдвинутые заявителем требования по возникшей ситуации.

Последние два вердикта могут быть обжалованы в вышестоящих инстанциях, но, как показывает практика, обжалования подобного рода результатов обычно не дают, поэтому прибегать к ним стоит исключительно на свой страх и риск. Ну, или же при полной уверенности в незаконности вынесенного решения соответствующей госструктурой.

Образец бумаги

Жалоба: образец

Теперь, когда с сущностью жалобы на прокуратуру, особенностями ее составления и подачи все понятно, давайте обратимся к рассмотрению конкретных примеров.

Ниже рассмотрим непосредственно общий вид произвольной жалобы, а также предоставим пример, который можно скачать. Начнем с первого:

ЖАЛОБА НА БЕЗДЕЙСТВИЕ ПРОКУРАТУРЫ

Причиной подачи этой жалобной бумаги стало бездействие прокуратуры города Ессентуки относительно осуществления надзора над деятельностью Молодежного политического отделения при Администрации города Ессентуки по поданному составителем этой жалобы заявлению.

02.09.2017 года в прокуратуру города Ессентуки мной было подано заявление в прокуратуру по поводу неправомочной деятельности Молодежного политического отделения при Администрации.

Сущность заявления заключалась в том, чтобы орган надзора ознакомился с материалами об исключении из программы «Молодая семья» моей семьи в составе 4-х человек: Степановой Аллы Викторовны, 1996 года рождения, Степанов Петра Алексеевича, 1995 года рождения, Степанова Степана Петровича, 2015 года рождения, и Степновой Елизаветы Петровны, 2017 года рождения.

Ранее мы обратились в Молодежное политическое отделение, оформив письменное заявление с просьбой ознакомления с указанными материалами на основании 24-ой статьи Конституции РФ, однако, нам было отказано со ссылкой на внутреннюю переписку и конфиденциальность сведений в крайне необоснованном виде.

25.08.2017 года, получив официальный письменный отказ от отделения, мной было отправлено заявление в прокуратуру города Ессентуки о привлечении к ответственности представителей Молодежного политического отделения за незаконный отказ в ознакомлении с материалами в отношении нашей семьи (по статье 5.39 КоАП).

После рассмотрения заявления мне пришел ответ из прокуратуры за подписью главного прокурора города Ессентуки – Е.В. Иванова, № 1-3423 от 10.09.2017 года. Вкратце, ответ перенаправлял поданное ранее заявление в прокуратуру на рассмотрение непосредственно в тот орган, правомочность деятельности которого в нем ставится под вопрос. Беря в расчет законодательство РФ, отмечаю нарушение ФЗ № 59-ФЗ и приказа Генеральной прокуратуры 30.01.2013 г. № 45 прокуратурой города Ессентуки.

Так как перенаправление заявления или жалобы в тот орган, на который поступил данный документ, незаконно и противоречит законодательству РФ, считаю действия сотрудников прокуратуры неправомочными.

Беря в расчет отмеченную выше информацию, прошу провести проверку должностных лиц прокуратуры города Ессентуки по факту не принятия мер с их стороны относительно поданного 02.09.2017 года заявления Степановых на Молодежное политическое отделение при Администрации города Ессентуки, а также привлечь виновных сотрудников к ответственности за нарушение норм ФЗ № 59-ФЗ. О принятых мерах сообщить заявителю.

15.10.2017 г. Степанова А.В. «С.А.В»

В целом, по теме сегодняшней статьи выделить больше нечего. Надеемся, при помощи представленного выше материала каждый читатель нашего ресурса сумеет отстоять свои законные права и интересы. Удачи в этом и любых жизненных начинаниях!

Пример составления жалобы в прокуратуру — в видеосюжете:

За формальные отписки на обращение граждан и организаций, чиновники всех уровней, независимо от должности, ранга, заслуг-должны нести ответственность!

Жалоба на формальный ответ от 07.09.2015 года № 1165 прокурора города Заринск Алтайского края старшего советника юстиции М.В. Маковеева.

С большим удивлением получил из Заринской городской прокуратуры, формальный ответ от 07.09.2015 года № 1165 ж 2015 , причем ответ классическая отписка должностных лиц , не выполняющих в полном объеме свои должностные обязанности.

При моей проверке выяснилось:

К прокурору города Заринска обратилась О. В. Лебедева- правовой инспектор труда нашего межрегионального межотраслевого профсоюза «Сибирская Солидарность» имени П.А. Столыпина, с заявлением, в котором просила принять меры прокурорского реагирования к руководителю КГБУЗ » Заринского наркологического диспацера», за системные нарушения трудовых прав работников данного учреждения, как приложение к подтверждению фактов нарушений трудовых прав к заявлению, было мое представление внесенное в главное управление по здравоохранению и фармацевтический деятельности Администрации Алтайского края по выявленным и установленным фактам нарушения трудовых прав более 50 фактов, незаконный перевод фельдшеров в вахтеры, лишение надбавок врачей и медсестер, незаконный перенос отпусков, незаконное привлечение к ответственности и другие грубейшие нарушения трудовых прав граждан. Правовой инспектор труда действовал в рамках закона предоставленных им прав и полномочий. Заявление зарегистрировано в Заринской прокуратуре 03.09.2015 года

( копия заявления о регистрации имеется в профсоюзе)

Казалось бы эта категория работников профсоюза, правовые и технические инспектора, первые помощники прокуроров, но в Заринске все наоборот. Видимо прокуроры Заринска, не имеют специальных познаний в области трудовых прав, просто отфутболивают все заявления в инспекцию по труду администрации Алтайского края, либо рекомендуют туда обратиться, оставив заявления без рассмотрения фактов изложенных в них по существу.

Тогда в Заринской прокуратуре сделайте объявление для граждан, что заявления о нарушениях трудовых прав не принимаем, направляйте их в Государственную инспекцию труда, контролем, за соблюдением законов в области трудовых прав Заринская прокуратура не занимается.

Стал опрашивать членов профсоюза ,знакомых называли с десяток подобных формальных отписок только за 2015 год, по Заринской прокуратуре. Например по заявлению Усольцевой О.В зарегистрированного 04.09.2015 года в прокуратуре города Заринска , члена нашего профсоюза да и по многим другим.

В то же время Конституция РФ (ст. 18) и законы России, обязывают прокуроров всех уровней соблюдать конституционные права граждан РФ.

В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 27.07.04г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», гражданский служащий обязан соблюдать Конституцию РФ, федеральные законы, иные нормативные правовые акты и обеспечивать их исполнение, соблюдать при исполнении должностных обязанностей права и законные интересы граждан и организаций

В соответствии со ст.129 Конституции РФ, п.4 ст.21, п.3 ст.37 УПК РФ, п.1 ст.4 Закона «О Прокуратуре РФ», требования и поручения прокурора, предъявленные в пределах их полномочий, обязательны для исполнения всеми должностными лицами.

В силу действия ст.7 УПК РФ, нарушение норм Кодекса при проведении процессуальных действий и принятии решений ведет к признанию юридически ничтожными порождаемые этими действиями и решениями последствия.

Пункт 4 ст.7 УПК РФ требует, чтобы постановления прокурора были законными, обоснованными и мотивированными В определении от 25.01.2005 № 42-О Конституционный Суд РФ признал, что ст.7 УПК РФ в ее конституционно-правовом истолковании не допускает отказа дознавателя, следователя, прокурора, а также суда от исследования и оценки всех приводимых в заявлении, ходатайстве или жалобе доводов, а также мотивировки своих решений путем указания на конкретные, достаточные основания, по которым эти доводы отвергаются.

И делаете вывод — после каждого смыслового раздела надо давать краткое заключение

Указанное незаконное решение должностных лиц прокуратуры Заринска и установившаяся порочная практика приводят к существенному нарушению и лишению граждан конституционных прав и затрудняет их доступ к правосудию.

Как указал Конституционный Суд РФ в “Постановлении” от 3 мая 1995 года N 4-П требует рассматривать гражданина не как объект государственной деятельности, а как равноправного субъекта, могущего защищать свои права всеми не запрещенными законом способами и спорить с государством в лице любых его органов, предполагают не только право подать в соответствующий государственный орган или должностному лицу заявление, ходатайство или жалобу, но и право получить на это обращение адекватный ответ. А не формальную отписку, в виде нежелания разбираться по существу обращений граждан, общественных организаций и объединений.

Определением Конституционного Суда № 42 от 25.01.2005 сформулировано

— требование к дознавателю, следователю, прокурору на досудебной стадии проводить исследования и оценки ВСЕХ приводимых в обращениях граждан доводов, Правовая позиция Суда сформирована в категорических выражениях: «… решения могут быть вынесены только после … опровержения доводов, выдвигаемых в обращениях,

— право каждого обратившегося в суд, а также в иной государственный орган на получения на свое обращение законного, обоснованного и мотивированного решение соответственно должностного лица или суда.

— обязанность лиц, принимающих решения по обращениям граждан, мотивировать свои процессуальные решения путем указания на конкретные, достаточные с точки зрения принципа разумности, основания

Конституционный Суд РФ в своем Постановлении от 27.06.2005 г. № 7-П указал: «отказ прокурора от возбуждения уголовного дела и от принятия предусмотренных законом мер к установлению личности виновного фактически исключает возможность получения потерпевшим судебной защиты своих прав и законных интересов. Иное означало бы безосновательный отказ государства от выполнения возложенных на него функций по обеспечению законности и правопорядка, защите прав и свобод человека и гражданина (ст.ст.10, 18, 45, п. «б» ч.1 ст. 72 Конституции РФ) и переложение этих функций на граждан.».

Действия должностных лиц прокуратуры свидетельствуют о невыполнении требований Инструкции «О едином порядке приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях в органах прокуратуры РФ», утвержденной приказом Генпрокуратуры от 16.03.2006 №12

Пункт 2 ст.21 УПК РФ требует от прокурора в каждом случае обнаружения признаков преступления принимать предусмотренные Кодексом меры по установлению события преступления, изобличению лица или лиц, виновных в совершении преступления. Пункты 2.2. и 2.4. Приказа Генпрокуратуры РФ от 5.07.02 № 39 обязывает прокурора не допускать промедления в возбуждении уголовного дела при очевидных признаках преступления, и если не исчерпаны возможности для их сбора.

В соответствии с п.2.1 Указания генеральной прокуратуры РФ от 05.08.2003г. № 28/20 и приказом Генпрокурора РФ от 16.05.2005г. № 18, должна быть обеспечена всесторонняя проверка изложенных в жалобе доводов.

Действия должностных лиц прокуратуры Заринска свидетельствуют о невыполнении требований Инструкции «О едином порядке приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях в органах прокуратуры РФ», утвержденной приказом Генпрокуратуры от 16.03.2006 №12

Пункт 2 ст.21 УПК РФ требует от прокурора в каждом случае обнаружения признаков преступления принимать предусмотренные Кодексом меры по установлению события преступления, изобличению лица или лиц, виновных в совершении преступления. Пункты 2.2. и 2.4. Приказа Генпрокуратуры РФ от 5.07.02 № 39 обязывает прокурора не допускать промедления в возбуждении уголовного дела при очевидных признаках преступления, и если не исчерпаны возможности для их сбора.

В соответствии с п.2.1 Указания генеральной прокуратуры РФ от 05.08.2003г. № 28/20 и приказом Генпрокурора РФ от 16.05.2005г. № 18, должна быть обеспечена всесторонняя проверка изложенных в жалобе доводов.

В случае наличия признаков уголовного преступления выносить Постановления о возбуждении уголовного дела в порядке указаний ст. 145 УПК РФ.

Ст. 40.4 Федерального закона «О прокуратуре РФ», в соответствии с которой каждый прокурор обязуется непримиримо бороться с любыми нарушениями закона, кто бы их ни совершил, чутко и внимательно относиться к предложениям, заявлениям и жалобам граждан, соблюдать объективность и справедливость, сознавая, что нарушение этих обязательств, несовместимо с дальнейшим пребыванием в органах прокуратуры.

Между тем, защита прав профсоюза и законных интересов гражданина РФ, а также обеспечение доступа к правосудию традиционно провозглашается одной из основных задач и обязанностей прокуратуры.

Реализация этих прав, задач и обязанностей четко оговорена законом и охраняется им (ст.ст.18, 45 Конституции РФ, ст.2 УК РФ, п.1 ч.1 ст.6, ст.ст.21, 22, 42 УПК РФ). Органы прокуратуры действуют от имени государства и призваны контролировать исполнение этого закона, а не саботировать их исполнение. Положения ст. 46 и 52 Конституции РФ гарантируют право каждого на судебную защиту и право потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью, на доступ к правосудию.

Во всероссийском журнале ПОЛИТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, есть моя публикация » О трудовых правах граждан России- замолвите слово» безусловно, там есть определенные зерна истины по решению этой проблемы и надо их решать. http://www.lawinrussia.ru/node/372109.

Прошу Вас:

  1. Привлечь виновных должностных лиц к ответственности за формальные отписки.
  1. Обязать Заринскую прокуратуру, провести полную проверку КГБУЗ «Заринский наркологический диспансер» по безусловному соблюдению требований трудового законодательства и указанным выше заявлениям с участием представителя нашего профсоюза.

http://sib-solid.ru/ это ссылка на наш сайт ММПС «Сибирская Солидарность». При желании Вы можете на нем ознакомиться с регистрационными документами, уставом, нормативно-правовой базой профсоюза.

Председатель профсоюза ММПС » Сибирская Солидарность» имени П.А.Столыпина Маевич А.П.

Прокурор Москвы в ближайшее время покинет свой пост

ИА SakhaNews. Прокурор Москвы Владимир Чуриков в ближайшее время покинет свой пост. Исполнять обязанности руководителя надзорного ведомства столицы будет его первый заместитель Олег Монаков. Однако, кто в итоге станет прокурором города, пока не ясно, сообщает «Коммерсантъ» со ссылкой на информированный источник.

Сейчас Владимир Чуриков находится в отпуске, по завершении которого перейдет на другую работу, не связанную с надзорной деятельностью. Чуриков, работающий в органах прокуратуры с 1983 года, когда он окончил Красноярский государственный университет, уже давно имеет выслугу лет, однако до пенсии ему еще далеко. В его преемники прочат Олега Монакова, который, кстати, как и действующий прокурор Москвы, является выходцем из Красноярского края. Однако, в отличие от Чурикова, его первый заместитель имеет огромный опыт работы именно в столичном регионе.

При этом следует отметить, что в последнее время прокуроры в Москве надолго не задерживались. Предшественник Чурикова Юрий Куденеев, руководивший горпрокуратурой четыре года, покинул свой пост осенью 2015-го. По официальной версии, поводом для увольнения стал рапорт об отставке по собственному желанию. Однако уходу господина Куденеева предшествовал громкий коррупционный скандал и проверка со стороны Генпрокуратуры самого столичного прокурора. Коррупционной составляющей тогда не нашли, но все же были вскрыты факты неподобающих контактов главы московской прокуратуры, которые сочли не соответствующими кодексу этики работника надзорного ведомства.

Справка:

Чуриков Владимир Викторович родился 2 ноября 1957 года в поселке Курагино Курагинского района Красноярского края. Служил в рядах Советской Армии.

В 1983 году окончил юридический факультет Красноярского государственного университета.

С 1983 года работал старшим юрисконсультом в посёлке Светлогорск, в органах прокуратуры Красноярского края, занимая должность стажёра и следователя прокуратуры Курагинского района, а также прокурора Саянского и Ермаковского муниципальных районов.

В 2000 по 2007 годах занимал должность прокурора Октябрьского района города Красноярска.

С 1 февраля 2007 года работал в должности заместителя прокурора Красноярского края.

С 29 апреля 2010 по 9 сентября 2015 года — прокурор Волгоградской области.

С сентября 2015 года — прокурор города Москвы.

Почетный работник прокуратуры Российской Федерации. Награжден нагрудным знаком «За безупречную службу в прокуратуре Российской Федерации», именным оружием, медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени.

Манаков Олег Юрьевич родился в 1973 году в городе Черногорск Красноярского края.

В 1995 году окончил Норильский индустриальный институт, в 1998 году – Красноярский государственный аграрный университет, получив два высших образования – техническое и юридическое.

В апреле 1997 года поступил на службу в органы прокуратуры.

В 1997-2004 годах — старший следователь, следователь по особо важным делам прокуратуры Норильска Красноярского края.

В 2004-2007 годах — старший следователь, следователь по особо важным делам отдела по расследованию особо важных дел, убийств и бандитизма прокуратуры Московской области.

В 2007-2010 годах — руководитель следственного отдела по городу Одинцово Следственного управления Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации по Московской области.

В 2010-2012 годах — заместитель прокурора Третьей прокуратуры по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах Московской области.

В 2012-2013 годах — Красногорский городской прокурор Московской области.

С 4 февраля 2013 по 9 марта 2017 года являлся заместителем прокурора Московской области.

10 марта 2017 года назначен на должность первого заместителя прокурора города Москвы.

Почетный работник прокуратуры Российской Федерации. Награжден нагрудным знаком «За безупречную службу в прокуратуре Российской Федерации», почетной грамотой Генерального прокурора Российской Федерации.

Срок рассмотрения жалобы в прокуратуре

Основная функция прокуратуры – надзор за соблюдением закона. Если он нарушается, жителям России или иностранцам следует написать жалобу прокурору. Все поступающие обращения органам правопорядка следует рассмотреть в установленный термин. При обработке жалоб руководствуются Гражданским кодексом, УПК, инструкцией «О порядке рассмотрения обращений и приёма граждан в органах прокуратуры», ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан», а также ст.10 «О прокуратуре Российской Федерации».

Сколько дается на рассмотрение жалоб по законодательству

Сколько времени прокуратура рассматривает заявление? В общем порядке срок рассмотрения в прокуратуре равняется 15 суткам. Когда проблема требует более тщательной проверки, термин увеличивается до 1 месяца. Соответственно срок ответа прокуратуры на обращение граждан – 30 суток.

«Личный приём у прокурора»

Если ведутся масштабные оперативно-розыскные мероприятия, допускается увеличение термина до получения всех исчерпывающих сведений. Продление разрешается на срок, который равен ещё одному месяцу. Если нужно провести более глубокую проверку, запросить все проходящие по делу материалы, прокурор вправе продлить рассмотрение. Подобное решение принимается за подписью руководства Генпрокуратуры. Физические лица извещаются об увеличении срока рассмотрения.

Заявления на судью, прокурора или следователя проверяются согласно процессуальному законодательству. Заявления на действия должностного лица, осуществляющего уголовное судопроизводство, рассматриваются на протяжении трёх суток. В ряде случаев для решения этих вопросов даётся 10 суток. Если необходимо принять срочные меры, то срок рассмотрения жалобы в прокуратуре равен 1-3 дням. Ускоренная обработка практикуется лишь по уголовным делам при наличии ходатайства прокурора.

Важно! Заявление прокурору можно подать лично, с помощью почты или через интернет. Оно пишется на русском языке. Если претензия не содержит обязательных персональных сведений, подтверждённых фактов или суть описанной проблемы не относится к компетенции данной прокуратуры, проблема может не разрешиться. Должностные лица отправляют заявителю письмо с разъяснениями их действий. Чтобы разрешить проблему, жалобу на протяжении 7 суток могут перенаправить в иные инстанции.

«Термин рассматриваемых заявлений»

Порядок рассмотрения, сроки ответа прокуратуры

Сколько рассматривается заявление в прокуратуру? В прокуратуре все поступившие заявления обязательно регистрируются. Затем работники правоохранительной структуры берут их в разработку. Проводится прокурорская проверка присланных или собранных обращений.

Порядок рассмотрения полученной жалобы прокурором:

  • изучается проблема, которая составляет суть заявления;
  • даётся правовая оценка обращению;
  • запрашиваются все проходящие по делу документы;
  • на основании полученных сведений информация, указанная в жалобе, подтверждается либо опровергается;
  • проводится проверка, к работе привлекаются эксперты;
  • принимаются все меры для решения проблемы.

«Как происходит обработка обращения»

В ходе работы ведётся контроль над соблюдением законности. Любое мероприятие выполняется в строго установленный термин. Прокурорские проверки помогают выявить и решить многие проблемы, описанные в обращении. Если будут найдены нарушения, то виновных привлекут к административной или уголовной ответственности, а дело передадут в судебные инстанции.

Срок рассмотрения заявления в прокуратуре:

  • гражданские вопросы, требующие проверки – 30 дней;
  • заявления, для которых не нужно глубокое изучение – 15 дней;
  • уголовные дела – 3 дня;
  • уголовные дела, для которых нужна тщательная проверка – 10 суток;
  • перенаправление обращения – 7 дней.

Важно! Сколько рассматривается жалоба в прокуратуру? Время рассмотрения начинается с момента регистрации. Она проводится на протяжении трёх суток с момента поступления данного обращения. Если заявление прокурору отправляется почтой, то его принимают в обработку сразу после получения заказного письма. Предварительно это обращение регистрируется.

Сколько составляет предельный срок рассмотрения жалобы прокурором

Обращения физических лиц в органы правопорядка рассматриваются на протяжении 30 суток после обязательной регистрации. Если период обработки заявления истекает на выходные или праздники, то последним днём принято считать следующий рабочий день. Если требуется дополнительная проверка, прокурор может продлить период её рассмотрения. Предельный термин составит ещё 30 суток. Об отсрочке обязательно уведомляют заявителя.

Что может произойти с заявлением

Важно! Поступившее заявление обязательно подлежит рассмотрению. После внимательного изучения обращения прокурор должен вынести законно обусловленное решение.

Что происходит с заявлением:

  • рассматривается;
  • оставляется без разрешения;
  • перенаправляется в иные инстанции;
  • рассмотрение прекращается;
  • жалоба приобщается к уже имеющемуся обращению;
  • возвращается человеку.

Когда обращение принимается к производству, физическое лицо могут вызвать в органы правопорядка для дачи пояснений. Затем проверяют информацию, указанную в заявлении.

Решения, принимаемые прокурором:

  • удовлетворено – права восстановлены;
  • отклонено – описанные требования являются необоснованными;
  • разъяснено – на обращение дано правовое разъяснение;
  • принято иное решение – заявление оставлено без ответа, переписка прекращается;
  • направлено – на протяжении 7 суток обращение перенаправляется в иную инстанцию.

Важно! Жалоба считается полностью разрешённой, если правоохранительными органами рассмотрены все указанные в ней факты. Заявителю дают мотивированный, со ссылками на законы, письменный ответ. Прокурор обязан принять все нужные меры для устранения нарушения и привлечь всех виновных к ответственности.

«Решение прокурора»

Многих интересует, почему прокуратура перенаправляет полученную жалобу. Прокурор может передать заявление в иную инстанцию. Это делается в тех ситуациях, когда описанные проблемы не входят в компетенцию конкретного органа правопорядка. Термин перенаправления в нужное ведомство или организацию составляет 7 дней.

От чего зависит период, как исчисляется

Многих интересует, сколько рассматривается заявление. Стандартный период – один месяц. Он исчисляется с момента регистрации в канцелярии. Обращения рассматриваются на протяжении 30 суток, если они получены от должностных лиц, граждан Российской Федерации, иностранцев и лиц, не имеющих гражданства. Этот же термин актуален для запросов из Общественной палаты, от депутатов и военнослужащих.

Заявления, которые не нужно тщательно проверять, обрабатываются 15 суток. Подобным образом могут рассматриваться письма от уполномоченных по правам людей, парламентские либо депутатские запросы.

Важно! Термин рассмотрения жалобы считается с момента регистрации. Для того чтобы заявление было принято в обработку как можно быстрее, нужно записаться на личный приём к прокурору. Если возникают какие-то проблемы и задержки, человеку отсылают уведомление.

Безотлагательно изучаются заявления, которые требуют срочных мер. Если нужно продлить термин изучения обращения, период увеличивается по решению прокурора за 3 суток до даты, соответствующей граничному сроку.

Сколько рассматривается жалоба, написанная прокурору, к примеру, по уголовным делам? Подобные заявления обрабатывается на протяжении трёх суток.

Куда направляется принятое решение

Если люди жалуются органам правопорядка, служащие проводят тщательное разбирательство. После проверки всех фактов заявитель получает письмо с подписью прокурора. Нерассмотренными остаются лишь те письма, которые отправляются анонимно.

Проверка считается оконченной, если все вопросы, описанные в заявлении, рассмотрены. Заявителя уведомляют о результатах разбирательства заказным письмом.

Если органам правопорядка была отправлена коллективная заявка, то решение отправляется всем писавшим или лишь тому человеку, фамилия которого была указана первой. Полученные из прокуратуры результаты о проведённой проверке должны быть доведены до сведения всех людей, написавших жалобу.

Важно! При необходимости возможно обжалование полученного из органов прокуратуры решения. Жалоба подаётся вышестоящему прокурору или в генпрокуратуру.

Обращения, не получающие рассмотрения

Когда заявления не рассматриваются:

  • в письме имеются оскорбительные или нецензурные высказывания;
  • не содержит данные о нарушении закона;
  • человек вмешивается в компетенцию органов прокуратуры;
  • автор не предоставил свои персональные данные;
  • текст не разобрать;
  • в письме нет конкретной жалобы, содержится только аудиозапись или видеозапись;
  • повествование не содержит никакой логики и смысла, письмо получено от недееспособного человека;
  • жалоба не входит в компетенцию органов прокуратуры.

На заметку! Анонимка остаётся без рассмотрения. Предоставление неправдивых сведений карается по закону. Если в жалобе имеются факты, свидетельствующие о прямом вмешательстве в работу органов прокуратуры, то обращение также не подлежит разрешению, о чём заявителя уведомляют на протяжении 10 суток. Если имеются нецензурные высказывания или нет достоверных фактов нарушения закона, отказ присылается на протяжении 40 дней.

В статье 8 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращения граждан» говорится, что человек должен направить свою жалобу именно в ту структуру, в компетенцию которой входит решение данной проблемы. Если обращение написано не по адресу, оно перенаправляется в иные инстанции на протяжении 7 дней. Из-за этого срок рассмотрения заявлений нередко увеличивается.

«Анонимки не рассматриваются»

Могут ли оставить жалобу без уведомления и разрешения?

Термин рассмотрения жалоб бывает сокращённый или общий. Всё зависит от того, насколько тщательно проводится проверка, отправляются ли запросы в различные инстанции, требуются ли дополнительные действия.

Переписка с человеком может прекратиться, когда в его очередном заявлении нет никаких изменений, а все предыдущие сведения уже проверены. Это делается согласно п.4.12 Инструкции. Человеку даётся ответ по факту рассмотренной жалобы. При получении ещё одного подобного заявления, переписка не возобновляется. Правоохранительные органы информируют об этом человека специальным письмом.

Жалоба не рассматривается и уведомление о получении её органами прокуратуры не присылается, если она была получена от анонимного адресата. Такое заявление отправляется в полицию. Без уведомления остаются обращения, которые содержат нецензурные высказывания и ругательства.

В случае бездействия на должностные лица можно пожаловаться либо главному прокурору местной прокуратуры либо заместителю начальника Генеральной прокуратуры. Обычно заявление не рассматривается в силу таких причин: халатность, коррупция, нехватка профессионализма. На действия генпрокурора можно пожаловаться в Центральное Управление Генеральной Прокуратуры в г. Москве.

Содержание представления прокурора

Граждане, или юридические лица нередко жалуются прокурору на нарушение законодательства.

Одним из актов прокурорского реагирования на нарушения законодательства является представление прокурора, которое готовится по результатам рассмотрения собранных материалов прокурорской проверки.

Пунктом 1 ст. 24 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» установлено, что представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

Представление прокурора обычно содержит примерно такое требование:

«… безотлагательно рассмотреть с участием прокурора представление и принять меры к устранению допущенных нарушений закона, причин и условий им способствующих; привлечь к дисциплинарной ответственности долностное лицо ФИО»;

или «… незамедлительно рассмотреть настоящее представление с участием представителя прокуратуры; принять меры по устранению и недопущению впредь выявленных нарушений закона, причин и условий им способствующих; привлечь к дисциплинарной ответственности лиц, допустивших выявленные нарушения; о результатах рассмотрения представления с приложением документов сообщить в прокуратуру в установленный законом срок».

Более конкретную формулировку требований прокурорского представления на практике встретить сложно.

Стоит отметить, что в большинстве случаев «нарушитель закона» получив представление прокурора с подобной формулировкой прекрасно понимает какие именно меры для устранения допущенных нарушений закона ему необходимо предпринять.

Однако встречаются представления прокурора, требования которых («устранить нарушения») не представляется возможным исполнить, потому как не только само требование сформулировано без конкретизации мер, которые могут быть приняты, но и «описательная» часть представления фактически не называет ни вменяемого нарушения, ни ссылки на нарушенную норму закона.

Какие предъявляются требования к прокурорскому представлению?

В законе «О прокуратуре РФ» четких требований к содержанию представления прокурора не содержится.

Это, однако, не означает, что допускается вносить представление не мотивированное, не содержащее ссылок на конкретные нормы закона или подзаконного акта, нарушения которых прокурор усмотрел в действиях лица, которому представление адресовано.

В представлении прокурора должны быть отражены:

  • орган, должностное лицо, которому оно вносится;
  • источники информации об имевших место нарушениях закона;
  • характеристика нарушений закона, анализ их причин и способствовавших им условий;
  • требования прокурора об устранении нарушений закона и породивших их обстоятельств;
  • указания, касающиеся порядка и сроков рассмотрения представлений.

Рекомендации прокурора по устранению нарушений закона должны иметь правовую направленность и не нести на себе печать вторжения в ту сферу деятельности, которую принято обозначать как оперативно-хозяйственную.

Например, в адрес председателя одного из ТСЖ внесено представление прокурора об устранении нарушений жилищного законодательства.

Что именно следовало предпринять ТСЖ для устранения якобы имевших место быть нарушений ЖК РФ из представления не следовало. Более того, представление прокурора, формально содержащее ссылки на нормы Жилищного кодекса РФ, фактически не содержало ссылки на нормы закона, которые были нарушены должностными лицами ТСЖ. Кроме того, требования прокурорского представления фактически были направлены на обязание ТСЖ предпринять меры по оформлению договорных отношений с третьими лицами, размещающими рекламу на жилом доме, либо на принятие мер по обращению в суд с иском о демонтаже рекламных конструкций, что можно квалифицировать как вторжение в хозяйственную деятельность ТСЖ.

Ответ на представление прокурора

В таких случаях у лица, которому вносится представление, имеется два варианта: исполнить требование прокурора или обжаловать представление в суд. Закон «О прокуратуре РФ» не предусматривает возможности вступать в полемику с прокурором на предмет обоснованности его требований, вместе с тем, в случае, когда представление не отличается достаточной ясностью изложенного и не совсем понятно, что хочет от вас прокурор, полагаем возможным написать ответ прокурору.

В вышеприведенном нами случае, был дан следующий ответ прокурору на представление об устранении нарушений жилищного законодательства: «… для целей создания возможности исполнения представления заместителя прокурора округа … об устранении нарушений жилищного законодательства от … года просим конкретизировать (уточнить) требования к должностным лицам ТСЖ «…»: указать какие действия (бездействие) должностных лиц ТСЖ «…» нарушают жилищное законодательство; какие императивные нормы закона нарушены действиями (бездействием) должностных лиц ТСЖ «…»…

Прокурор, ознакомившись с данным ответом, в устной форме указал на то, что, в порядке исполнения указанного представления об устранении нарушений жилищного законодательства, достаточным будет являться ответ ТСЖ, в котором указано, что «меры по устранению нарушений закона приняты», на чем данный инцидент и был исчерпан, в суд никому обращаться не пришлось.

Признание судом незаконным представления прокурора

Представление прокурора может быть обжаловано в суд.

Напомним, что в законе установлена ответственность за неисполнение требований прокурора.

В соответствии со статьей 17.7 КоАП РФ, умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом…, — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц — от двух тысяч до трех тысяч рублей.

Таким образом, если проигнорировать прокурорское представление — оставить его без ответа, действий по устранению нарушений закона не предпринять, прокурор вынесет постановление о возбуждении производства об административном правонарушении, предусмотренном статьей 17.7 КоАП РФ, после дело будет передано на рассмотрение мировому судье.

Следует иметь ввиду, что «прокурору не предоставлено право принудительного взыскания штрафа, поскольку дела данной категории рассматриваются мировыми судьями (часть 1 и абзац четвертый части 3 статьи 23.1 Кодекса). При рассмотрении в судебном порядке дела об указанном административном правонарушении либо дела об оспаривании представления прокурора прокурор должен доказать факт нарушения закона органом или должностным лицом, которому внесено представление, и правомерность своих требований» (Определение Конституционного Суда РФ от 24.02.2005 N 84-О).

Таким образом, оценка законности требований, содержащихся в представлении прокурора может быть дана судом либо в рамках дела по заявлению об обжаловании представления (признании его незаконным), либо мировым судьей в рамках административного производства по статье 17.7 КоАП РФ. Обратим внимание, что и в том и в другом случае бремя доказывания факта нарушений закона и правомерности требований представления лежит на прокуроре, то есть законность и обоснованность своего представления должен доказывать в суде прокурор.

Александр Отрохов, Правовой центр «Логос» (г. Омск), 13.03.2013г.